Главные вкладки

    «Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей составлению описательного рассказа».
    учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Григорьева Наталья Борисовна

     

    Работая учителем-логопедом в группе детей с ОВЗ (ОНР) я использую элементы ЭИЗ (элемент-имя признака-значение признака). Хочу поделиться опытом работы по обучению детей составлению описательного рассказа объекта с использованием имен признаков.

    На модели «Черепаха» вверху находится кармашек для предметной картинки, т.е. объекта, далее в несколько рядов расположены кармашки для карточек - имен признаков. 

    Игра: «Расскажи о предмете»

    Цель игры: формировать умения детей составлять описательный рассказ, используя имена признаков; способствовать овладению детьми навыками грамматически правильного, составления предложений.

    Для обучения составлению описательного рассказа, в центр пособия помещается изображение описываемого предмета, и дети с помощью признаков рассказывают о нем.

     Ребенок, составивший рассказ, может забрать объект (предметную картинку) и далее продолжить игру – например, разделить на слоги, составить предложение и его схему и т.д.

    Результат: составляем описательный рассказ объекта, закрепляем имена признаков.

    Вариативная игра: «Угадай, о чем или о ком я говорю», объект (картинка) не предлагается, а ребенок называет только признаки, т.е. описывает загаданный им предмет, остальные дети отгадывают.

    Данные пособия могут быть использованы как часть НОД с последующей практической деятельностью (слепить или нарисовать), так и во вне учебной деятельности. Например, во второй половине дня для закрепления пройденного материала воспитателем по заданию логопеда. Например, вспомнить и назвать объект, предложить его нарисовать, слепить, наклеить или составить описательный рассказ об отгаданном объекте.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование ТРИЗ - технологий в обучении детей составлению описательного рассказа».

    Из опыта работы учителя-логопеда МБУдетского сада №143 «Бусинка» г.о. Тольятти

    В нашем детском саду на протяжении 4 лет педагогами используются в работе ОТСМ-ТРИЗ технологии.

    Работая учителем-логопедом в группе детей с ОВЗ (ОНР) я использую элементы ЭИЗ (элемент-имя признака-значение признака). Хочу поделиться опытом работы по обучению детей составлению описательного рассказа объекта с использованием имен признаков.

    На модели «Черепаха» вверху находится кармашек для предметной картинки, т.е. объекта, далее в несколько рядов расположены кармашки для карточек - имен признаков. С именами признаков дети знакомятся постепенно, в старшем дошкольном возрасте дети осваивают 18 признаков и их значений. D:\фото работа окт14\IMG_4924.JPG

    Игра: «Расскажи о предмете»

    Цель игры: формировать умения детей составлять описательный рассказ, используя имена признаков; способствовать овладению детьми навыками грамматически правильного, составления предложений.

    Дополнительный материал: предметные картинки.

    Игровой мотив: помогите черепашке рассказать, какой подарок (объект) она несет.

    Игровое действие: ведущий: «Черепашка приготовила подарок для детей. Расскажи о подарке»  

    Для обучения составлению описательного рассказа, в центр пособия помещается изображение описываемого предмета, и дети с помощью признаков рассказывают о нем.

     Например: выбираем объект СОБАКА.

    Имена признаков-символов изображенных на карточках уже знакомы детям.

    -размер берется в сравнении (собака по отношению к кошке или птице - большая)

    -измерение во времени (молодая – старая)

    -температура (теплая – холодная)

    -действие (ходит, бегает)

    -цвет (черная, белая, пятнистая – выбирает ребенок окрас собаки)

    -форма (тело продолговатое, ноги длинные, хвост «бубликом»)

    -на вкус попробовать нельзя

    -рельеф (мягкая, пушистая, гладкая приятная)

    -звук (лает, скулит)

    -влажность (нос, язык влажный)

    -материал (шерсть) и т.д.

     Ребенок, составивший рассказ, может забрать объект (предметную картинку) и далее продолжить игру – например, разделить на слоги, составить предложение и его схему и т.д.

    Результат: составляем описательный рассказ объекта, закрепляем имена признаков.

    Вариативная игра: «Угадай, о чем или о ком я говорю», объект (картинка) не предлагается, а ребенок называет только признаки, т.е. описывает загаданный им предмет, остальные дети отгадывают.

    Данные пособия могут быть использованы как часть НОД с последующей практической деятельностью (слепить или нарисовать), так и во вне учебной деятельности. Например, во второй половине дня для закрепления пройденного материала воспитателем по заданию логопеда. Например, вспомнить и назвать объект, предложить его нарисовать, слепить, наклеить или составить описательный рассказ об отгаданном объекте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для обучения детей составлению описательных рассказов

    Материал был подобран к теме "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...

    Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

    Статья  предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....

    Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

    Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

    Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

    Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

    Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

    Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...

    Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

    Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...

    Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

    Консультация для воспитателей«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»...