Развитие речемыслительной деятельности детей с ЗПР в структуре коррекционно-педагогической работы
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя группа) по теме

Шевелёва Алина Анатольевна

План

1.     Введение. Обоснование выбора темы.

2.Анализ литературы по проблеме; анализ теоретических подходов различных научных школ и направлений по проблеме.

3. Описание методов работы, собственного педагогического опыта с опорой на теорию.

4. Заключение. Выводы и перспективы деятельности работы

5. Библиография (список литературы,использованной в работе)

6. Приложение :

-конспект занятия

-авторский альбом игровых упражнений «Книжка-учишка», выпуск 1

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskiy_institut_otkrytogo_obrazovaniya.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Методическая лаборатория дефектологии

Развитие речемыслительной деятельности детей с ЗПР в структуре коррекционно-педагогической работы

Реферат/курсовая работа

 Выполнен(а) слушателем

курсов повышения

квалификации

группы № 12КРО-12-1

 учителем-дефектологом  

ГБОУ д/с №2264, СЗАО

Шевелёвой Алиной Анатольевной

Москва 2013

Московский институт открытого образования

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Методическая лаборатория дефектологии

Развитие речемыслительной деятельности детей с ЗПР в структуре коррекционно-педагогической работы

Реферат/курсовая работа

 Выполнен(а) слушателем

курсов повышения

квалификации

группы № 12КРО-12-1

 учителем-дефектологом  

ГБОУ д/с №2264, СЗАО

Шевелёвой Алиной Анатольевной

Москва 2013

Мысль не выражается в слове, но совершается в слове.

Л. С. Выготский,

Мысль и слово,Мышление и речь. М., 1996.

План

  1. Введение. Обоснование выбора темы.

2.Анализ литературы по проблеме; анализ теоретических подходов различных научных школ и направлений по проблеме.

3. Описание методов работы, собственного педагогического опыта с опорой на теорию.

4. Заключение. Выводы и перспективы деятельности работы

5. Библиография (список литературы,использованной в работе)

6. Приложение :

-конспект занятия

-авторский альбом игровых упражнений «Книжка-учишка», выпуск 1

  1. Введение

    Речемыслительная деятельность является составной частью практически любого вида деятельности человека  (например,  обучения    и    развития). Речемыслительную деятельность можно рассматривать как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зави-симости от нужд человека,  и средство общения,  обслуживающее различные стороны человеческой деятельности.[1]

   В основе вербально-логического мышления (словесно-логического мышления) лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные системы, дающие возможность осуществлять суждения, и         в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.

  Основной единицей языка считается слово, дающее возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.

   Слово дает возможность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении. Как утверждает Л.С.Выготский, «Внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация и объективация.»

   Сложившийся в течение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетания нескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основе логического мышления человека.

 Таким образом, «Мысль вырабатывается не отдельным человеком, а в совместной человеческой деятельности.» (Н. И. Жинкин)

   Пиаже делает вывод, что мышление предшествует языку, так как язык представляет собой лишь частный случай символической функции, которая формируется к определенному периоду развития ребенка. Таким образом, возникновение речи основывается на определенном когнитивном (интеллектуальном) базисе. Вместе с тем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка – речь существенно перестраивает его (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).

   Таким образом, генетические корни мышления и речи до определенного периода различны, первоначально эти процессы формируются самостоятельно. С двухлетнего возраста мышление ребенка начинает опосредоваться, наряду с другими средствами и знаками языка.[2]

   В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. Тем не менее, как показывают опыты П.Я.Гальперина и его сотрудников, даже дети 5-6 лет имеют возможность овладевать начатками теоретического мышления при условии опоры на наглядные средства, а затем – на внешнее речевое рассуждение, так как в этом возрасте вербально-логическое мышление не может быть независимым от наглядно-практического[3].

   Исследования показали значение речи для формирования психических процессов и позволили не только проследить основные этапы развития речевой организации сложных психических процессов, но и сделать вывод о том, что психическое развитие человека имеет в своих истоках речевое общение ребенка со взрослым и что «функция, разделенная раньше между двумя людьми, становится затем способом организации собственного поведения ребенка».[4]

2.Анализ литературы по проблеме

   Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении. В свою очередь и нарушение мышления сказывается на становлении и формировании речевой функции.

   Нарушения речи у детей с задержкой психического развития охватывают многие стороны речевой деятельности. Для большинства детей с ЗПР характерны нарушения фонетико-фонематической стороны речи, трудности воспроизведения звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения, взаимосвязь нарушений речи и познавательной деятельности.

   Особенности речевого развития, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР наиболее ярко проявляются с началом обучения в школе и приводят к трудностям в усвоении школьных знаний, умений и навыков. Общепризнанно, что усвоение школьного курса родного языка зависит от уровня практического овладения учащимися устной речью. Только речь, построенная в соответствии с фонетическими и грамматическими закономерностями языка, служит надежным средством общения и познания, основой осознания языковых явлений при овладении школьной программой по русскому языку. Как отмечают исследователи (Н.Ю. Борякова, 1983; Г.Н. Рахмакова, 1987; Р.Д. Триггер, 1987; Е.С. Слепович, 1989; Р.И. Лалаева, 1992; С.В. Зорина, 2003 и др.), нарушения речи у детей с ЗПР являются очень стойкими и могут сохраняться у школьников до старших классов. Разнообразные нарушения речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей с ЗПР, задерживают и затрудняют овладение школьной программой, углубляют негативное отношение этих детей к учебной деятельности. Таким образом, для формирования речи наиболее благоприятен дошкольный возраст.[5] 

   Как отмечает Н.Ю.Борякова, к старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

   На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания текстов.

   Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

   Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

   Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.[6]

   Подытоживая вышесказанное, развитие речемыслительной деятельности у детей с ЗПР рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы, так как оно является результатом подготовки детей к школе.


[1]Н.Ю.Курчатова, Педагогическая система активизации речемыслительной деятельности.., Известия Саратовского Университета,2009

А. Р. Лурия ,Язык и дискурсивное мышление

Н. И. Жинкин, Язык. Речь. Творчество. (Избранные труды). М., 1998.

[2] Р. И. Лалаева, Соотношение речи и мышления в онтогенезе  Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. Л., 1992.

[3] А.Р.лурия,Язык и сознание. М., 1979.

[4] О. Н. Усанова,  Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей, Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

[5] Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004

[6] Н.Ю.Борякова, Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

3. Описание методов работы, собственного педагогического опыта с опорой на теорию. Отражение результативности работы.

    Цель работы - осуществление квалифицированной коррекции речемыслительной деятельности в соответствии с основными положениями «Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., программно-методическим пособием  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»    Шевченко С.Г. , «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией  Чиркиной Г.В., и, в итоге, полноценная подготовка  детей к школьному обучению и социальной адаптации.

   Л.А. Венгер определяет словесно-логическое мышление (вербальный интеллект) как:

«..способность делать правильные выводы из имеющихся посылок. Уровень

его развития можно оценивать по следующим параметрам:

- сформированность структуры понятий;

- адекватность представлений;

- способность к выполнению умственных операций (в частности,

сравнения и обобщения).

   Исходящие из этого задачи:

-Развитие познавательной, речевой активности;

-Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью;

-Развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

-Обучение пониманию сути, конкретному осмыслению;

-Формирование умения чётко и грамотно выражать мысли;

-Минимализация неуверенности, речевого негативизма;

-Формирование критичности, самоконтроля, самостоятельной деятельности;

-Развитие коммуникативных способностей;

-Формирование активных положительных эмоций.

   Основной принцип работы- обеспечение взаимодействия мышления и речи. Успешно двигаться в этом направлении можно, учитывая основные законы формирования всех психических процессов в онтогенезе, а также разнообразие индивидуальных проявлений задержки развития.

   Приёмы  работы формировались под воздействием изучения и применения известных авторских методик  Л.А.Венгера, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко., С. В. Коноваленко, В. К. Воробьёвой и др., на основе личного опыта.

    В процессе коррекционной работы постепенно проявилась необходимость обобщения накопленного материала и его систематизации. Одним из итогов стало появление альбомов игровых упражнений для развития речи и графических навыков «Книжка- учишка» (см. Приложение). Основные моменты, которые были учтены при составлении сборников:

  •    Альбомы задуманы и могут использоваться в качестве рабочих тетрадей на фронтальной и индивидуальной совместной деятельности:  - по формированию целостной картины мира;

- по развитию грамматического строя речи;

- по подготовке к грамоте;

- по развитию графических навыков;

- при автоматизации звукопроизношения.

  •    Как показал опыт , материал полноценно используется учителем - дефектологом, учителем-логопедом, психологом, воспитателями и родителями, что создаёт общую базу для их согласованного взаимодействия.

  • Задания в сборнике скомпонованы по лексическим темам с учётом методики ознакомления с окружающим миром (формирование целостной картины мира) в коррекционных группах.

  • Объём материала может варьироваться произвольно в соответствии с возможностями  ребёнка и совпадает с традиционно формируемым словарным запасом.

  • Инструкции и вопросы продублированы определёнными символами  и легко усваиваются детьми.

  • Материал  зарифмован наиболее лёгкой для восприятия двустопной строфой. Поначалу это может вызвать затруднения в его осмыслении, но достаточно быстро приучает детей к более внимательному прослушиванию (прочтению) инструкций, развивает чувство ритма, слуховое восприятие, активизирует эмоциональную сферу.

  • Подача материала осуществляется строго по принципу постепенного усложнения и нарастания.

  • Задания к каждой лексической теме могут быть аналогичны по содержанию и узнаваемы с помощью символа, но разными по оформлению (например, нахождение лишней картинки-см. Приложение, стр.4/1-тема «Игрушки», стр.11/1- тема «Фрукты», стр.16/4- тема «Овощи» и т.д.)  

  • Одно и то же задание рассчитано для выполнения детьми разного уровня (например, игра «Жадина»-простой вариант:

        - Ваня жадиною стал,

          Все игрушки забрал

          И своими их назвал- превратись в Ваню-жадину,назови все картинки своими..

Более сложный вариант:

        - Ваня жадиною стал,

          Все игрушки забрал

          И своими их назвал-

          Про что Ваня сказал:- МОЙ! МОЯ!МОИ! МОЁ!? )

  • Каждая картинка может использоваться неоднократно с разными целями. Воспринимая уже знакомые рисунки, ребёнок с большей лёгкостью переключится на выполнение следующего или более сложного задания.

  • Выполнение заданий предусматривает двигательную активность детей (например, стр.6/6- тема «Игрушки»- ребёнок повторяет движения солдатика по рисунку- схеме).

  • Структура  расположения материала в альбоме позволяет выполнять задания дозированно, в удовольствие, а также повторять неусвоенное.

  • В альбомах предусмотрен организующий деятельность и стимулирующий её начало момент (см. Приложение,стр.1).Это одновременно и  вовлечение ребёнка в пространство книжки, интригующее и вызывающее желание продолжить, и эффективный способ вызвать положительные эмоции, и, собственно, начало учебно-игровой деятельности. Сам того не замечая, малыш выполняет первое  речедвигательное упражнение, ритмически настраиваясь на восприятие последующих заданий и одновременно тренируя свои зрительно-моторные навыки.

  • Как средство повышения общего эмоционального фона, уверенности в своих силах, выработки ощущения успеха и, в конечном счёте, рост познавательной и коммуникативной активности, в структуре альбома предусмотрена система поощрений (см. Приложение, в конце каждого лексического блока)

  • Обилие предлагаемых заданий по раскрашиванию, обводке предполагает  активизацию творческого самовыражения ребёнка (конечно, дети с задержкой развития нуждаются в «подталкивании» со стороны взрослого, который может предложить выбрать один или сразу несколько цветов карандаша, начать раскрашивание только самых любимых игрушек и т.д.)

  • Каждое задание в блоке призвано активизировать речемыслительную деятельность и предполагает объяснение, проговаривание или оречевление действий.

  • В альбоме используются адаптированные к уровню детей схемы и психологические методики (например, схема описательного рассказа-см. Приложение, стр.6/7-тема «Игрушки», стр.14/8- тема «Фрукты», стр.17/6-тема «Овощи» и т.д.,по всем лексическим блокам;

Корректурная проба- см. Приложение, стр.8/3- тема «Осень»,

Методика «Полянки»- см. Приложение,стр.29/2- тема «Части тела»,

Методика наложенных изображений-см. Приложение, стр.14/7- тема «Фрукты», стр.16/4- тема «Овощи» и т.д.)

        

  • Система заданий, представленных в альбомах, предполагает подготовку и постепенный переход к самостоятельной учебной деятельности.

4. заключение

  Развитие речемыслительной деятельности у детей с задержкой развития необходимо и возможно в дошкольном возрасте. Работа по формированию вербального интеллекта может и должна проводиться в течение всех моментов жизни ребёнка-дошкольника не только специальными педагогами, но и воспитателями, родителями. Систематическое  использование альбомов игровых упражнений «Книжка- учишка» на индивидуальной совместной деятельности со специалистами группы, при закреплении лексической темы с воспитателями и родителями дома усиливает эффективность коррекционной работы, углубляет эмоциональную связь родителя и ребёнка, способствует скорейшему формированию вербально- логического мышления, повышает мотивационную готовность  ребёнка к школьному обучению.

5. Библиография

1. Программа обучения и воспитания в детском саду, под ред. Васильевой М.А. (М., 1985)

2.  Программно-методическое пособие  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»,    Шевченко С.Г. (М., 2004)

3. ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ       ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Москва «Просвещение» 2008

4. Программа. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, Ткаченко Т.А.Дошкольники/4-7 лет. Образовательная программа. Ювента, 2008

5. Язык и сознание, А. Р. Лурия, М., 1979.

6. Язык. Речь. Творчество. (Избранные труды), Н. И. Жинкин- М., 1998.

7. Мысль и слово,Мышление и речь, Л. С. Выготский М., 1996

8.  Соотношение речи и мышления в онтогенезе  Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. Р. И. Лалаева Л., 1992

9. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития,  Борякова Н.Ю. — М., 1999.

10. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития,  Борякова Н.Ю. — М., 2003.

11. Алгоритмы составления связного высказывания, В.К.Воробьева и др. (Дефектология. 1989, № 4.).

12. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие, Блинова Л.Н. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

13.  Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей, Дети с проблемами психического развития, О. Н. Усанова  М., 1995.

14. Эффективные методики развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР, Скрынникова Инна Николаевна, учитель-дефектолог-интернет 2012г.

6. приложение

Конспект индивидуальной совместной коррекционной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием альбома игровых упражнений по развитию речи и графических навыков «Книжка- учишка», выпуск 1.

(средняя коррекционная группа для детей с ЗПР)

Тема: «В гости к Учишке».

Цель: развитие речемыслительной деятельности

Задачи:  Развитие зрительного и слухового внимания. Зрительный гнозис

  Активизация словаря по теме ИГРУШКИ

  Формирование грамматического строя речи

  Развитие кратковременной памяти

  Формирование  операций соотнесения, анализа, сравнения

  Обучение пониманию схем и символов

  Закрепление понятия об основных признаках предмета

  Формирование последовательности действий

  Развитие мелкой моторики

  Развитие графических навыков

  Преодоление речевого негативизма, формирование навыков коммуникации

Оборудование: альбом «Книжка- учишка», выпуск 1, цветные карандаши, мелкие игрушки, аналогичные нарисованным, кукла-киндер Ваня, игрушка для поощрения.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Педагог показывает «Учишку», побуждает её открыть. С его помощью ребёнок «проходит» пальчиками-«ножками»  обеих рук по дорожке, попадая в следы в ритм со звучащей рифмовкой (см. Приложение, стр.1):

-Девочки и мальчики,Приготовьте пальчики,

Смело топайте вперёд-Вас «Учишка» в гости ждёт!  

   2.Книжка открывается на странице с первым заданием.Педагог читает текст, привлекая внимание ребёнка к картинкам (Показывай пальчиком то ,что я назову.-возможно совместное выполнение):

Были гости у Валюшки, каждый подарил игрушки:

Таня-куклу и юлу, Оля- кубик и пилу,

 Митя- мишку, Витя- дом, также гнома  в доме том.

 Сеня- паровоз и мяч, брат- скакалку и тягач,

Пирамидку-Коля, неваляшку-Толя.

 На подарки ты взгляни, НЕ игрушку зачеркни.

 (Последняя фраза повторяется. Ребёнок выполняет задание. Проговаривается опасность игры с пилой.)

3.Обращается внимание ребёнка на игрушки на столе. (разложены в последовательности, аналогичной альбомным рисункам):

-Давай теперь вместе рассказывать про Валюшку, а ты смотри на картинки и по очереди бери такие же игрушки. (ребёнок побуждается к совместному посильному проговариванию)

4. –Что же подарила Света? Обведи игрушку эту (предъявляется зашумлённый рисунок ведра. Ребёнок первый раз обводит ведро пальцем, второй- карандашом. Обращается внимание на символ карандаша-если нарисован карандашик,то его нужно взять в руки и сделать то,что просит Учишка.)

5.Минутка отдыха. Выполнение 2-ступенчатой инструкции

(-Принеси  карандаш такого же цвета и положи его на Учишку ).

6.-Давай раскрасим этим карандашом твою самую любимую игрушку. Что раскрасим? Какого она цвета? Где она?Вверху или внизу?Справа,слева или посередине?А теперь раскрась мою любимую игрушку-она самая первая.Что ты раскрасишь?какого она будет цвета?

7.Игра «Жадина». Показ игрушки Ваня,чтение рифмовки-задания:

-Ваня жадиною стал, Все игрушки забрал И своими назвал.

 (ребёнок действует по образцу –ставит Ваню на игрушки-рисунки по порядку слева направо и называет игрушку своей, правильно согласуя окончания:-Моя кукла..мой мишка и т.п.По окончании педагог спрашивает,хорошо ли Ваня поступил, можно ли быть жадным, нужно ли делиться с друзьями.)

8. -А ты хочешь новую игрушку? Тогда купи её-в нашем игрушечном магазине тебе её дадут,если расскажешь о ней.(зачитывается рифмовка-задание:

-Эту игрушку купи за три слова!Всего лишь три слова- покупка готова!)

Ребёнок с помощью схемы и взрослого составляет мини-описание игрушки (маленького мяча или кубика).

9. Итог занятия.Попрощайся с книжкой,помаши ей пальчиками-ножками. Что мы раскрашивали? Назови 1 словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речемыслительной деятельности детей

В данном материале подробно описываются игры для развития логического мышления и речи старших дошкольников....

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

«Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического материала»

В данной методической разработке перечислены инновационные методы и приемы развития речемыслительной деятельности у детей старшего возраста....

Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического материала

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей, логопедов, родителей детского сада. В ней представлены инновационные приемы развития речемыслительной деятельности дошкольников на основе...