Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.
статья по логопедии на тему

Григоренкова Ольга Игоревна

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем  - чтения и письма.

Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже выявилось, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ПОСТРОЕНЫ ПО ПРИНЦИПУ: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

Сначала желательно выявить, на каком этапе ребёнок начинает испытывать трудности, перестаёт справляться с заданиями. Именно с этого уровня рекомендуется  начать.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

  • Игра «Угадай, что звучало?»

Внимательно послушайте с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери, звук ножниц, разрезающих бумагу и другие бытовые звуки. Затем спрячьте все подобранные предметы за импровизированную ширму (можно просто поставить раскрытую книгу большого формата) и предложите малышу угадать, что сейчас звучит.

Также детей может заинтересовать игра – соревнование «Кто больше услышит разных звуков». В неё лучше играть на улице. Закройте вместе с ребёнком глаза и предложите называть по очереди, кто какие слышит звуки (птица поёт, машина проехала, машина сигналит, дети смеются, собака лает и т. д.) Кто больше?

  • Игра «Шумелочки»

Насыпьте в мешочки или в пластмассовые  коробочки из – под  жвачек (киндер – сюрпризов) крупу, фасоль, пуговицы, скрепки…. Всё, что издаёт различимые на слух звуки. Обязательно рассмотрите содержимое каждой такой коробочки, дайте ребёнку послушать звучание. Затем шумите  двумя из них (по очереди) и просите назвать, что было в первой ёмкости, а что во второй. Постепенно в игру можно добавлять большее количество звучаний.

  • Игра «Стукалочки» («Волшебная палочка»)

Возьмите карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам. Палочка заставит звучать стеклянную вазу, пластмассовую миску, картонную коробку, каменную стенку и т. д.  Обратите внимание ребёнка, что  предметы издают различные звуки. Затем усложните задание – предложите отгадать с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

  • Игра «Жмурки»

Завяжите ребёнку глаза и предложите двигаться на звук колокольчика, бубна, свистка, хлопков в ладоши. Обратите внимание на то, что пространство, в котором будет передвигаться ребёнок, не должно быть травмоопасным.

  • Игра «Покажи, где звучал колокольчик» (металлофон, дудочка и т.п.)

Ребёнок закрывает глаза, а вы издаёте звук на музыкальном инструменте с какой – либо стороны от ребёнка (за спиной, впереди, справа, слева, над головой) и предлагаете показать рукой направление, откуда он услышал звук  (дети постарше могут назвать направление словами).

  • Игра «Похлопаем»

Ребёнок повторяет за вами ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.  Если малыш закроет глаза, задание усложнится.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ ПО ТЕМБРУ, СИЛЕ И ВЫСОТЕ.

  • Игра « Узнай по голосу»

Запишите на магнитофон или диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

  • Игра «Громко – тихо»

Договоритесь с ребёнком, что он будет выполнять определённые действия на громкие и тихие звуки (вы можете просто произносить слова с разной громкостью, можете петь, а можете исполнять любую мелодию на музыкальном инструменте). Главное, чтобы на тихое и громкое  звучание ребёнок выполнял разные действия, движения.

  • Игра  по сказке «Три медведя»

Заранее прочитайте ребёнку сказку. Затем предложите угадать, за кого из героев этой сказки вы говорите. Можно усложнить задание, предложив малышу самому говорить за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ СХОДНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ.

  • Игра «Покажи картинку»

Положите перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом; бочка,  дочка, кочка; уши, усы; и т. д.) Такие картинки можно подобрать и самим, а можно приобрести книгу или набор картинок для логопедического обследования детей.  Далее вы называете предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку (из двух – трёх предложенных).

  • Игра «Верно – неверно»

Вы показываете ребёнку картинку и называете предмет, заменяя первый звук (панан, бапан, пабан, манан, банан, наман). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Таким  образом можно поиграть с разными словами.

ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ.

  • Игра «Похлопаем»

Объясните ребёнку, что есть короткие  и  длинные слова. Проговорите их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносите слова (па – па, ма – ши – на, ба – ле  - ри – на   и др.), одновременно отхлопывая ритм.  Усложнить задание можно, предложив  прохлопать  ритм предложенного вами слова самостоятельно.

  • Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов, например, та – та – та – да – та; па – па – па – ба – па;  а также слоговые ряды и с другими гласными, согласные

подбираются парные по глухости – звонкости: т-д, к-г, в-ф, ж-ш, з-с, б-п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ.

Объясните ребёнку, что слова состоят из звуков. Затем предложите немного поиграть.

  • Игра « Угадай, чья песенка?»

Обговариваете с ребёнком, кто или что  издаёт такие звуки: комарик звенит – «ЗЗЗЗЗЗЗ», ветер дует «ШШШШШШШ», водичка льется «ССССССС», жук жужжит «ЖЖЖЖЖЖЖ», тигр рычит «РРРРРРРР», пароход гудит «ЫЫЫЫЫЫЫ». Затем вы произносите длительный  звук, а ребёнок отгадывает, кто или что его издаёт.

  • Игра «Светофор»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок хлопает в ладоши или поднимает какой – либо сигнал (флажок, картонный кружок и т. п.), когда услышит заданную фонему. Например: «Услышишь  звук Р, подними картинку». Далее произносите ряд звуков: Л, Д, Ж, А, Р, В, Д.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – ПРИОБРЕТЕНИЕ РЕБЁНКОМ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА  

  • Игра «Сколько звуков сосчитай»

Вы называете один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

  • Игра «Похлопаем»

Проговариваете ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

  • Игра «Отгадай слово»

Называете слова с пропущенным звуком и предлагаете ребенку отгадать  «починить слово».  Например, из слов убежал звук [Л] (или звук сгрыз Звукоед): …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о.

ВНИМАНИЕ!  «Убегать» должны звуки, правильно произносимые ребёнком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического восприятия (буклет для родителей)

Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников...

Буклет для родителей. Занимаемся дома. Игры по развитию фонематического восприятия с.1.

Буклет для родителей "Занимаемся дома! Игры по развитию фонематического восприятия" содержит краткую и полезную информацию о том, какую роль фонематическое восприятие играет в становлении ре...

Консультация для родителей «Играем дома - игры на развитие фонематического восприятия».

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средств...