Рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить.
консультация (младшая группа) по теме

Борисова Ксения Владимировна

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит.    Другие, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, и,  четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam_1_ml._gr.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

     Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
   Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
 Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: Дай ручку.  Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.


3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бах.


4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.


5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки - ку-ку, Паровозик - ту-ту). Можно вместе удивляться: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.


6. Чаще  читайте детям первые детские сказки, стихи. Побуждайте договаривать  слова по мере речевой возможности.


7. Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук. Дайте потрогать губы. Произносите  звуки четко, обращая внимание на их артикуляцию.

8. Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте ротик и тому подобное…

9. Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую.

10. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

11. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.


12. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

13. Развивайте мелкую моторику  у детей с самого раннего возраста, такие занятия способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления, а также подготавливает руку ребенка к письму. Полезен массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока». Играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.

14. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Успехов вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ "ЕСЛИ ДЕТИ НЕ МОГУТ ПОДЕЛИТЬ ИГРУШКИ"

Когда в семье несколько детей, неизбежно возникают споры вокруг игрушек. Первые столкновения начинаются уже тогда, когда малыш начинает ползать. Что делать? Есть несколько простых правил, которые помо...

Рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить

В статье приведены рекомендации для родителей, чьи дети не могут долго заговорить...

Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи. Особенности развития Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения...

Памятка для родителей: «Рекомендации родителям тревожных детей»

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отверж...