Главные вкладки

    Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Дударева Екатерина Владимировна

    Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС (на примере музыкального и речевого развития)

    С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

    Основное содержание образовательной области «Музыка» сегодня представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть несомненное достоинство, поскольку разделение видов искусства на образовательные области могло препятствовать процессу интеграции. С другой стороны, музыкальное развитие на практике и раньше осуществлялось в тесной взаимосвязи со знакомством с произведений живописи, литературы и других видов искусств.

    Согласно ФГОС образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на:

    • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
    • становление эстетического отношения к окружающему миру;
    • формирование элементарных представлений о видах искусства;
    • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
    • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
    • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    ФГОС предусмотрено, что интеграция предметных областей осуществляется не только между близкими областями (живопись, музыка, литература, народное творчество и проч.), но и  всеми предметными областями в целом.

    Поскольку по статистике сегодня неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, и лишь дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи попадают в специализированные образовательные учреждения (и то только начиная с 5-летнего возраста), то перед нами встал вопрос, каким образом можно оптимизировать процесс коррекции имеющихся речевых нарушений у детей, посещающих массовый детский сад.

    Опыт ведущих педагогов показал, что эффективнее всего решать такую задачу в тесном взаимодействии музыкального руководителя и логопеда.

    Сразу же отметим, что развитие речи и развитие певческих навыков имеют много общего. Голосовые данные развиваются по тем же законам, что и речь. Впервые идеи развития певческих навыков с речевого этапа были предложены К. Орфом. Эти идеи полностью соответствуют теоретическим положениям Б. В. Асафьева. В современной музыкальной педагогике идеи развития певческих навыков через речевое развитие успешно разрабатываются педагогами-новаторами О. В. Кацер и С. А. Коротаевой.

    Перечислим основные виды деятельности на речевом этапе развития голоса:

    • артикуляционная гимнастика;
    • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
    • развивающие игры с голосом;
    • речевые игры и упражнения;
    •  ритмодекламация.

     Цель этих заданий с точки зрения развития речи – совершенствование артикуляционного аппарата; с точки зрения музыкального развития – подготовка голосового аппарата к пению.

    Следует отметить, что замена традиционных распевок (которые подчас кажутся детям скучными, а соответственно и малоэффективными) игровыми упражнениями с голосом дает положительный эффект. Детям интересно выполнять игровые упражнения с голосом, а голосовой аппарат и мышцы лица разогреваются не менее интенсивно, нежели при использовании традиционного подхода.

    Таким образом, использование речевых упражнений позволяет достичь решения следующих задач:

    • «разогревания» мышц речевого и дыхательного аппарата;
    • обострения интонационного слуха;
    • подготовки детей к воспроизведению музыкальных звуков.

    Подчеркнем еще раз, что все эти серьезные задачи решаются с детьми легко и увлекательно, поскольку в основе лежит игровой метод.

    Важно также отметить, что для оптимизации педагогического процесса и успешности овладения детьми необходимыми навыками, работа логопеда и музыкального руководителя ведется согласованно, по общим лексическим темам. Игровые задания и упражнения подбираются в соответствии с тематикой логопедических занятий. При этом специалисты взаимодействуют, а не конкурируют друг с другом, решая, чья роль важнее.

    Приведем примеры заданий, которые мы применяем на музыкальных занятиях и которые одновременно решают задачи как музыкального, так и речевого развития.

    Артикуляционная гимнастика (автор С. А. Коротаева)

    Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно.  Стал он выход искать.

     В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку в другую — «проткнуть» языком другую щеку    не открываются.

     «Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую. «проткнуть» языком щеку  «проткнуть» языком другую щеку

    Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу, а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,

     В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать  кончик языка.

     «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами,  

     И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.

     Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать

     Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.  

     Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу,

     Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив  верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,

     А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить

    изнутри щеки боковыми  зубами,

     Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»

     Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,

     И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,

    Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать». обнажить зубы, растянув губы в улыбке.

    Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

    Игровое упражнение (автор С. А. Коротаева)

    Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.

    Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону

    в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

    И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

    Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

    И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.

    Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира)

    Лес ночной

     был полон звуков:

     Кто-то выл – у-у

     А кто- то мяукал, – мяу-мяу.

     Кто-то хрюкал, –хрю-хрю

     Кто-то топал, – топ-топ,

     Кто-то крыльями

     ЗАХЛОПАЛ, – ХЛОП-ХЛОП,

     Кто-то ухал, – ух-ух,

     И кричал – ай-ай,

     И глазищами

     Вращал.

     Ну, а кто-то

     Тихо-тихо

     Тонким голосом

     Молчал!

    Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения

    Речевая игра «Имена».

    Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.

    Проговариваем свое имя, каждый его слог, отмечая хлопками.

    Произносим свое имя «ласково».

    Проговариваем имя и хлопаем по коленям на каждый слог.

    Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

    Как еще можно произнести свое имя? Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.

    Речевая игра «Эхо»

    • первый произносит громко весь текст, второй — как эхо, произносит тихо;
    • первый произносит и хлопает одновременно, второй произносит и хлопает по коленям (можно поменяться ролями);
    • первый только произносит текст, второй только хлопает, и наоборот;
    • вместе исполняют текст только шумовыми инструментами без произнесения и т. д.

    Ритмодекламация

    Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

    Игра «Таря-Маря»

    Муз. рук.: Таря-Маря в лес ходила…

    Дети: В лес ходила ?

    Муз. рук.:Таря-Маря шишки ела…

    Дети: Шишки ела ?

    Муз. рук.: Шишки ела, вам велела.

    Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.

    Речевые зарядки, в том числе пальчиковые игры

    Игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной

    Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх.

     Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

     Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

     Топ-топ-топ! - Топают ногами.

     Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

     Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

     Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

     Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

     Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

     Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

     Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

     Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

     Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

     Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

     Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

    Заходи!

    Смешные человечки (автор неизвестен).

    Дети делятся на пары – мальчик и девочка.

    - Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).

    - Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).

    - Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).

    - Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

    - И забили гвоздик (постучать кулачками).

    - Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

    - Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).

    Игра «Колобок», слова и музыка Е. В. Дударевой

    Колобок, колобок,

    У тебя румяный бок! (щекотим пальчиками ладошку руки)

    По ладошке покатись,

    На окошко воротись. (меняем руки, движения повторяются).

    Слушай бабу, слушай деда, (грозим пальчиком вправо, влево)

    Дома ждет тебя беседа.

    А в лесу волк и лиса

    Съесть тебя хотят всегда! (кистями рук показываем хлопающие пасти)

    На логопедических и музыкальных занятиях также могут использоваться музыкальные логопедические распевки, разработанные Т. С. Овчинниковой. Ее опыт работы музыкальным руководителем, а впоследствии и коррекционным психологом позволил создать уникальные миниатюры, которые помогут логопедам в решении задач автоматизации звуков.

    Примеры песенок-чистоговрок

    Под дождём дрожит жучок.

    Жук до крылышек промок.

    Даже жутко так дрожать.

    Как же будет жук жужжать?

    Ж - ЖУ - ЖИ - ЖА

    ЖУК

    Жук, жук пожужжи,

    Как летаешь покажи.

    ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ

    Я летаю и жужжу.

    ЖУУУ - ЖУУУ

    Я летаю и жужжу.

    ЖУ

    ОСА

    Са-СА-СА, СА-СА-СА

    Ой-ой-ой, летит оса!

    СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ

    Не боимся мы осы!

    СУ-СУ-СУ. СУ-СУ-СУ

    Видел кто из вас осу?

    СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ

    Мы не видели осы.

    СА-СА-СА, СА-СА-СА

    Отгадайте где оса!

    СА - СЫ - СУ

    Таким образом, интеграция предметных областей позволяет успешнее решать поставленные педагогические задачи и реализовывать образовательный процесс более увлекательно и успешно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: "Интегрированный подход в работе специалистов (музыкального руководителя и учителя-логопеда) и реализации образовательных областей в условиях ФГОС ДО".

    Интегрированный подход во всех смыслах позволяет: целостно и всесторонне развиваться ребёнку, сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным....

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».

    Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...

    Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".

    Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС"....

    Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"

    Презентация "Создание условий в группах по реализации  образовательной области "Развитие речи по ФГОС"...

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

    В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

    Доклад "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

    Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми....