Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по логопедии на тему

Дударева Екатерина Владимировна

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС (на примере музыкального и речевого развития)

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

Основное содержание образовательной области «Музыка» сегодня представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть несомненное достоинство, поскольку разделение видов искусства на образовательные области могло препятствовать процессу интеграции. С другой стороны, музыкальное развитие на практике и раньше осуществлялось в тесной взаимосвязи со знакомством с произведений живописи, литературы и других видов искусств.

Согласно ФГОС образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

ФГОС предусмотрено, что интеграция предметных областей осуществляется не только между близкими областями (живопись, музыка, литература, народное творчество и проч.), но и  всеми предметными областями в целом.

Поскольку по статистике сегодня неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, и лишь дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи попадают в специализированные образовательные учреждения (и то только начиная с 5-летнего возраста), то перед нами встал вопрос, каким образом можно оптимизировать процесс коррекции имеющихся речевых нарушений у детей, посещающих массовый детский сад.

Опыт ведущих педагогов показал, что эффективнее всего решать такую задачу в тесном взаимодействии музыкального руководителя и логопеда.

Сразу же отметим, что развитие речи и развитие певческих навыков имеют много общего. Голосовые данные развиваются по тем же законам, что и речь. Впервые идеи развития певческих навыков с речевого этапа были предложены К. Орфом. Эти идеи полностью соответствуют теоретическим положениям Б. В. Асафьева. В современной музыкальной педагогике идеи развития певческих навыков через речевое развитие успешно разрабатываются педагогами-новаторами О. В. Кацер и С. А. Коротаевой.

Перечислим основные виды деятельности на речевом этапе развития голоса:

  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • развивающие игры с голосом;
  • речевые игры и упражнения;
  •  ритмодекламация.

 Цель этих заданий с точки зрения развития речи – совершенствование артикуляционного аппарата; с точки зрения музыкального развития – подготовка голосового аппарата к пению.

Следует отметить, что замена традиционных распевок (которые подчас кажутся детям скучными, а соответственно и малоэффективными) игровыми упражнениями с голосом дает положительный эффект. Детям интересно выполнять игровые упражнения с голосом, а голосовой аппарат и мышцы лица разогреваются не менее интенсивно, нежели при использовании традиционного подхода.

Таким образом, использование речевых упражнений позволяет достичь решения следующих задач:

  • «разогревания» мышц речевого и дыхательного аппарата;
  • обострения интонационного слуха;
  • подготовки детей к воспроизведению музыкальных звуков.

Подчеркнем еще раз, что все эти серьезные задачи решаются с детьми легко и увлекательно, поскольку в основе лежит игровой метод.

Важно также отметить, что для оптимизации педагогического процесса и успешности овладения детьми необходимыми навыками, работа логопеда и музыкального руководителя ведется согласованно, по общим лексическим темам. Игровые задания и упражнения подбираются в соответствии с тематикой логопедических занятий. При этом специалисты взаимодействуют, а не конкурируют друг с другом, решая, чья роль важнее.

Приведем примеры заданий, которые мы применяем на музыкальных занятиях и которые одновременно решают задачи как музыкального, так и речевого развития.

Артикуляционная гимнастика (автор С. А. Коротаева)

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно.  Стал он выход искать.

 В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку в другую — «проткнуть» языком другую щеку    не открываются.

 «Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую. «проткнуть» языком щеку  «проткнуть» языком другую щеку

Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу, а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,

 В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать  кончик языка.

 «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами,  

 И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.

 Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать

 Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.  

 Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу,

 Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив  верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,

 А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить

изнутри щеки боковыми  зубами,

 Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»

 Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,

 И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать». обнажить зубы, растянув губы в улыбке.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

Игровое упражнение (автор С. А. Коротаева)

Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.

Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону

в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.

И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.

Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира)

Лес ночной

 был полон звуков:

 Кто-то выл – у-у

 А кто- то мяукал, – мяу-мяу.

 Кто-то хрюкал, –хрю-хрю

 Кто-то топал, – топ-топ,

 Кто-то крыльями

 ЗАХЛОПАЛ, – ХЛОП-ХЛОП,

 Кто-то ухал, – ух-ух,

 И кричал – ай-ай,

 И глазищами

 Вращал.

 Ну, а кто-то

 Тихо-тихо

 Тонким голосом

 Молчал!

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения

Речевая игра «Имена».

Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.

Проговариваем свое имя, каждый его слог, отмечая хлопками.

Произносим свое имя «ласково».

Проговариваем имя и хлопаем по коленям на каждый слог.

Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

Как еще можно произнести свое имя? Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.

Речевая игра «Эхо»

  • первый произносит громко весь текст, второй — как эхо, произносит тихо;
  • первый произносит и хлопает одновременно, второй произносит и хлопает по коленям (можно поменяться ролями);
  • первый только произносит текст, второй только хлопает, и наоборот;
  • вместе исполняют текст только шумовыми инструментами без произнесения и т. д.

Ритмодекламация

Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

Игра «Таря-Маря»

Муз. рук.: Таря-Маря в лес ходила…

Дети: В лес ходила ?

Муз. рук.:Таря-Маря шишки ела…

Дети: Шишки ела ?

Муз. рук.: Шишки ела, вам велела.

Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.

Речевые зарядки, в том числе пальчиковые игры

Игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх.

 Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

 Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

 Топ-топ-топ! - Топают ногами.

 Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

 Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

 Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

 Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

 Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

 Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

 Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

 Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

 Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

 Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

 Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Заходи!

Смешные человечки (автор неизвестен).

Дети делятся на пары – мальчик и девочка.

- Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).

- Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).

- Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).

- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

- И забили гвоздик (постучать кулачками).

- Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).

Игра «Колобок», слова и музыка Е. В. Дударевой

Колобок, колобок,

У тебя румяный бок! (щекотим пальчиками ладошку руки)

По ладошке покатись,

На окошко воротись. (меняем руки, движения повторяются).

Слушай бабу, слушай деда, (грозим пальчиком вправо, влево)

Дома ждет тебя беседа.

А в лесу волк и лиса

Съесть тебя хотят всегда! (кистями рук показываем хлопающие пасти)

На логопедических и музыкальных занятиях также могут использоваться музыкальные логопедические распевки, разработанные Т. С. Овчинниковой. Ее опыт работы музыкальным руководителем, а впоследствии и коррекционным психологом позволил создать уникальные миниатюры, которые помогут логопедам в решении задач автоматизации звуков.

Примеры песенок-чистоговрок

Под дождём дрожит жучок.

Жук до крылышек промок.

Даже жутко так дрожать.

Как же будет жук жужжать?

Ж - ЖУ - ЖИ - ЖА

ЖУК

Жук, жук пожужжи,

Как летаешь покажи.

ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ

Я летаю и жужжу.

ЖУУУ - ЖУУУ

Я летаю и жужжу.

ЖУ

ОСА

Са-СА-СА, СА-СА-СА

Ой-ой-ой, летит оса!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ

Не боимся мы осы!

СУ-СУ-СУ. СУ-СУ-СУ

Видел кто из вас осу?

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ

Мы не видели осы.

СА-СА-СА, СА-СА-СА

Отгадайте где оса!

СА - СЫ - СУ

Таким образом, интеграция предметных областей позволяет успешнее решать поставленные педагогические задачи и реализовывать образовательный процесс более увлекательно и успешно.