Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
материал по логопедии по теме

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.dlya_vosp.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

     Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы  на формирование полноценного пространства развития ребёнка и организацию  комплексного сопровождения его индивидуального развития. Насыщенная событиями и безопасная жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе – всё это способствует благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни, отношений.

          Современное дошкольное образовательное учреждение  представляет собой динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. Такое учреждение должно работать в режиме развития. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам. Одним из основных принципов является принцип интеграции. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

 

         В настоящее время в силу различных причин всё больше и больше детей дошкольного возраста имеют речевое недоразвитие.

Глава 1.Организация  речевой  развивающей среды группы.

 

Ритм современной жизни призывает родителей трудиться с утра до позднего вечера, а дети набираются опыта и обучаются важнейшим вещам в дошкольном учреждении. Для современных детей групповая комната в детском саду – это то пространство, которое на них влияет.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть основана на различных принципах – как общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода), так и специфических. В  литературе много сказано об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Педагоги пытаются найти всё новые и новые способы стимуляции речевого развития дошкольников. Известно, что на развитие речи ребёнка оказывает влияние среда, в которой он находится большую часть времени. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте является игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится внедрению таких технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать речевую и неречевую виды деятельности.

В творческой зоне дети имеют возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «От петли», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография»,  с помощью разных нетрадиционных материалов: рисование зубной щеткой, пластилином, свечкой,  палочкой, нитями, печатанье вырезанными овощами. Лепка из глины, соленого теста, пластилина. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Глава 2. Инновационные  технологии для  коррекции речевых нарушений.

 

Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений  у детей дошкольного возраста. В настоящее время перед современным ДОУ стоит задача не только обучения, но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов, как традиционных, так и нетрадиционных. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

 Один из тренажеров   шарик СУ- ДЖОК. Его создателем является корейский профессор Пак Чже Ву .В переводе с корейского Су – кисть Джок – стопа. Су – Джок – терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Главные преимущества использования массажеров Су – Джок для самомассажа рук  следующие:

1.     Безопасность использования;

2.     Самомассаж можно проводить как индивидуально так и с группой детей;

3.     Можно использовать многократно в течении дня , включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

4.     Самомассаж может быть включен в любое занятия;

5.     Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;

6.     Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;

7.     Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Игровая форма занятия с Су-Джоком :

Ежик любит фрукты есть     Есть яблоки душистые      Есть груши золотистые

Их в саду у нас не счесть:    Есть сливы наливные        Где найдешь еще такие?

 

        Другим новшеством стала медицинская детская груша. Дети наполовину захватывают грушу зубами и при нажатии выпускают из нее воздух. С применением этого тренажёра у детей развивается нижняя челюсть, они учатся широко открывать рот и произносить хорошо гласные звуки.

Детский кистевой эспандер является хорошим массажером кисти. Используем с детьми для укрепления не только мышц пальцев, но и укрепления  мышц рук, а также для профилактики кровообращения в них. Он улучшает сенсорную чувствительность и моторные функции рук подрастающего детского организма.

 

 

 

Глава3.Здоровьезберегающие технологии.

 

 Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На коррекционных занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, физкультминутки.

Дыхательная гимнастика – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,  глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный, плавный  выдох.

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравятся детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз. Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме «Домашние животные». Упражнение «Котик».

 

 Котик лапкой умывается           Вымыл носик, вымыл ротик

Видно в гости собирается           Вымыл ухо вытер сухо. 

 

Хорошим тренажером для пальчиков является «Сухой бассейн». Им может послужить любая не прозрачная банка, в которую насыпан горох. В горох можно спрятать монетки, мелкие игрушки из киндер – сюрприза и назвать это кладом. Дети будут перебирать горох до тех пор, пока не найдут все предметы. Использую в работе цветные скрепки. Их можно соеденить в одну цепочку, собрать по схеме, скрепить в бусы, считать. Такие занятия воспитывают усидчивость и развивают мелкую моторику. Очень интересные игры со шнуровкой. Шнуровать можно вырезанные из фанеры фигурки животных, птиц, овощей, фруктов. Нравится детям пластилиновое рисование. Карандашом ребенок делает набросок рисунка. Потом он большим пальцем правой руки растирает по контуру рисунка крохотный комочек пластилина до прозрачности. Пластилиновые рисунки получаются яркие, оригинальные, необычные и в процессе приносят большую пользу для пальчиков. 

Артикуляционные игры, объединенные в тематические комплексы используются для совершенствования и других речевых функций. Это игры для развития физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса, мимические упражнения, задания с элементами самомассажа лица, не сложные пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями. И наконец, выполняем упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей, а на его основе развивать у детей фонематический слух (умение различать близкие звуки).

Глава 5. Игровая технология.

 

Игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха.

В качестве из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками , хороводами, игры-шутками. Используя в пед. процессе народные игры, я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, одновременно приобщаю к народной культуре. Люблю играть в «Речевые игры». Что же это такое? Это стихи, с которыми можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Например, стихотворение «Детство» Некрасова. Придумывая вместе с детьми движения, мы развиваем фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но, главное и то, что дети, изображая катающегося с горки мальчишку, кубарем падающего под гору в сугроб – избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Для каждой строки придумываем с детьми удобный и соответствующий жест. Часто в речевой игре используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, текст произносится шепеляво, если о лесорубе – грубоватым голосом, о мышонке – тоненьким, высоким голоском. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

 

 

Глава 6. Работа с родителями.

Взаимодействия  с семьей – одна из важнейших задач нашей группы. Результаты работы с детьми достигаются гораздо быстрее только в том случае, если родители сотрудничают вместе с учителем-логопедом и воспитателями. Когда есть заинтересованность родителей, дети занимаются с большей отдачей. Они спешат удивить их своими успехами. Необходимо убедить родителей, что только совместная работа принесет результаты.

Самый сложный период в группе – адаптация. Родители переживают за своих детей. Их волнует, как ребенок привыкнет к новой обстановке, к сверстникам, воспитателям. Мы приглашаем всех желающих родителей на занятия, режимные моменты. Для того чтобы родители имели полное представление о занятиях учителя-логопеда с детьми, логопедом был оформлен уголок «Логопед советует».

Большую роль играет наглядная информация. Ее задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами, результатами воспитания и развития в группе. Местом размещения информации обычно служит «Уголок для родителей». Виды информации: педагогическая, медицинская. Например, педагогическая - «Развитие мелкой моторики у детей», медицинская -«Профилактика гриппа».

 Кроме индивидуальных бесед, которые особенно необходимы в первое время с родителями, я готовлю родительские собрания.

Наглядная информация, индивидуальные беседы, консультации, собрания позволяют родителям следить, не только за ходом развития ребенка, но и принимать активное участие в воспитании и развитии. Видя результат стараний своего ребенка, владея информацией, что происходит на занятиях, родители способствуют воспитанию и развитию своего ребенка.