Нарушение фонематического слуха. Что это такое и как его преодолеть?
статья по логопедии на тему

Козырева Диана Зауриевна

В данной статье дано определение "фонематическому слуху", раскрыта характеристика фонематического слуха в онтогенезе ребенка в норме и в речевой патологии. Приведены примеры специальных упражнений, направленных на развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem.slukh_dlya_stati.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение фонематического слуха.

Как его преодолеть?

     Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем любого языка. Совсем маленькие дети еще не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребенок растет, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребенок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему книжки, учат стихи. И постепенно ребенок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребенок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме (Л), (Р). А к 5 годам -правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, з-ж, р-л и т.п.).

   При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с учителем-логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введения звука в речь). Надо сказать и о том, что логопед, занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.

    Таким образом, чем раньше будет начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.

      Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать  слуховое внимание ребенка.

- игра «Поймай звук». Взрослый называет звуки, затем слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.

- игра «Исправь меня». Называем слово правильно и неправильно, а ребенок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.

- игра «Назови слова на заданный звук»

- «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.