Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кудрявина Ольга Юрьевна

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская), психолингвистического (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогического (О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.) плана. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания (В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович и др.), несформированность чувства языка (Р.Е. Левина), инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности (Л.И. Белякова, Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, О.В. Усанова и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_obshchego_nedorazvitiya_rechi.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская), психолингвистического (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогического (О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.) плана. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания (В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович и др.), несформированность чувства языка (Р.Е. Левина), инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности (Л.И. Белякова, Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, О.В. Усанова и др.).

Материал таких наук, как языковедение, фольклористика, психолингвистика, в настоящее время активно перерабатывается в материал практического логопедического воздействия, которое направлено на развитие и перевод речи детей из одного качественного состояния в другое. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в содержании коррекционно-логопедической работы фольклорных текстов.

Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так использование русских народных сказок в работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка. Сочинение сказок самими детьми, на основе ознакомления с русскими народными сказками, формирует не только речь ребенка, но и его личность в целом. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми-вполне реальными существами, поступки которых можно перенести в собственную жизнь.

Сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

В коррекционной работе народные сказки помогают решать следующие задачи:

 – развитие связной речи (монологической и диалогической речи);

– развитие грамматических средств языка (уменьшительно – ласкательные формы существительных (мышка, котик), формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся), выразительное подражание голосам животных (мяу – мяу, пи – пи, му – му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот), оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно));

– развитие образной речи образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать), вербальные и невербальные средства выразительности (сказки–инсценировки); – пополнение и активизация словарного запаса (редко встречающиеся слова и выражения, в русских народных сказках названия предметов быта – ухват, котелок и т.д );

– развитие речевого творчества (придумывание сказок: от стихов, от грамматической арифметики, от фразеологизмов и т.д.).

Возможности работы с русскими народными сказками уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных сказок

Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка,мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почет,правда,, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность,слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука,расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод,стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание,безнадежность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь,порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, неволя, рабство,угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой,здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный,положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый,хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, тихий, дешевый, мертвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, простодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, темный.

Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.

Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.

Список использованной литературы

  1. Званцова М.Е. Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / М.Е. Званцова Благовещенск, 2003- 20 с.
  2. Исайкина Н.Н. Малый фольклор для дошкольников. Методические рекомендации к проведению занятий с использованием малых фольклорных форм / Н.Н. Исайкина. Манускрипт, 1992. - С.6-8.
  3. Ковшиков В.А. О некоторых проблемах изучения онтогенеза языка у детей // В.А. Ковшиков // Проблемы детской речи-1999: Материалы Всероссийской конференции / Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеевой. СПб.: РГПУ им. Герцена.-1999.-С. 140-146.
  4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова СПб.: Союз, 1999. -160 с.
  5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей / Н. Неганова // Дошкольное воспитание.-1995.- № 9.- С.9-12.
  6. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальной речью / Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.- М.:, 1991.-С.72-87.
  7. Стрельцова Л. Поможем детям овладеть родным языком / Л. Стрельцова // Дошкольное воспитание 1999 - № 3 - с. 86-91.