«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные »;

2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;

3. Совершенствовать навыки построения предложений;

Коррекционно-развивающие:

1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.

2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.

3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;

Воспитательные:

1. Воспитывать речевую активность, чувства языка.

2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:

Существительные: белка, волк, заяц, кабаны, куница, лиса, лось, рысь, заповедник, лесник, домик лесника, санитар леса.

Прилагательные: золотисто-желтые, дымчато-желтая, густая, теплая, красивая.

Глаголы: рычит, питается, отдыхает, охотится, бегать, прыгать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Название: «Дикие животные . Рысь».

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные »;

2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;

3. Совершенствовать навыки построения предложений;

Коррекционно-развивающие:

1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.

2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.

3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;

Воспитательные:

1. Воспитывать речевую активность, чувства языка.

2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:

Существительные: белка, волк, заяц, кабаны, куница, лиса, лось, рысь, заповедник, лесник, домик лесника, санитар леса.

Прилагательные: золотисто-желтые, дымчато-желтая, густая, теплая, красивая.

Глаголы: рычит, питается, отдыхает, охотится, бегать, прыгать.

 

Название этапа занятия, продолжительность

(в минутах)

Деятельность

логопеда

Деятельность

детей группы

1

Организационный момент

Минута релаксации

(дыхательная гимнастика)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

Солнце ярче светит,

Дует свежий ветер.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить.

Дети:

Доброе утро!

 

 

 

 

 

(Дети делают вдох и выдох три раза)

2

Отгадывание загадки и объявление темы

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям. Кто это?

Ответы должны быть полными. Домашних животных мы встречаем каждый день, а где мы можем увидеть диких животных? 
Логопед: правильно, дети!

Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие.

 

 

Дети: это животные

 

 

Дети:

Диких животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке, в цирке, по телевизору, компьютеру.

3

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой.

(зрительная гимнастика)

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук (конструирование вертолета)

 

 

 

Работа с ноутбуком

Показ слайдов

(по щелчку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Развитие общей моторики, координации движений, зрительного внимания, восприятия.

 

 

 

Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Кого видел в лесу?»

 

Построение предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое проговаривание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео о рыси

30 секунд

Ознакомительный рассказ о рыси по плану-схеме (мнемотаблице)

Логопед: Чтобы составить рассказ о животном, мы отправимся в заповедный лес, в котором можно встретить много разных животных, которые не боятся людей. В заповедном лесу их охраняют лесники, охота там запрещена.

Ребята, посмотрите на карту Кавказа(вот где мы сейчас с вами находимся, а вот куда нам предстоит отправиться)

Логопед:

Заповедник находится очень далеко , а мы с вами доберемся за считанные минуты.

У вас на столах лежат фигурки. Сложите их (дети конструируют).

Посмотрите, что у вас получилось?

 

На чем мы полетим?

 

Логопед: В добрый путь!

Мы пролетаем над лесом

Мы пролетаем над полем

Мы пролетаем мимо гор

Мы пролетаем над рекой

Приземляемся 

Я вижу из иллюминатора вертолета следы животных.

Выходим из вертолета.

Нас встречает лесник. Он проведет вас по тропинке, покажет диких животных.

 

Вспоминаем правила поведения на природе.

 

 

 

По следам идем осторожно, след в след.

Идем по лесу тихо и наблюдаем за животными. Мы их не должны напугать.

 

 

Ух, устали ходить по снегу, замерзли? Давайте зайдем в домик лесника, согреемся и поиграем.

 

Игра называется «Кого видели в лесу?».

Дети и логопед стоят в кругу.

Логопед просит назвать животных, которых видели в лесу. Например: «В лесу видели лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч (у меня был массажный), дает свой ответ и передает мяч следующему игроку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого уши с кисточками и коротким хвостом».

Логопед:

Спасибо за интересную игру, присаживайтесь на стульчики.

 

 

 

 

 

 

 

Логопед:

Дети, кто из диких животных похож на кошку?

(просмотр видео)

Правильно, рысь-это дикая кошка.

Рассказ логопеда о рыси.

По размеру рысь больше кошки. Как и другие кошки, она предпочитает одиночество. У рыси есть голова, туловище. Лапы высокие, широкие, покрытые густой шерстью; как на лыжах ходит она по снежному покрову. У рыси короткий хвост. Уши треугольные, заканчиваются   кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Шерсть у рыси дымчато-желтая, густая, теплая, поэтому она спит спокойно на снегу. Рысь рычит, когда сердится, а когда сытая, мяукает. Питается она зайцами и птицами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, ловко прыгать, высматривать добычу.

Рысь днем и ночью отдыхает, а вечером или рано утром охотится.

У нее отличный слух и зрение.

Детеныши рыси-рысята, они очень похожи на домашних котят, только хвостики у них короткие, лапы длинные и на ушах кисточки. Рысята очень ловкие, подвижные и отлично прыгают. Рысь является санитаром леса. Она ловит ослабленных животных, у нее красивый и ценный мех.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: - Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: У нас получился вертолет.

Мы полетим на вертолете.

 

Хоровое проговаривание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Громко не разговаривать.

2. Не шуметь.

3. Не пугать животных и так далее.

 

дети идут цепочкой след в след.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

В лесу мы видели белку, волка, зайца, кабанов, лису, лося, рысь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

В лесу мы видели.. (перечисляют всех животных, которых встретили ).

 

 

Дети:

Рысь похожа на кошку.

 

4

Закрепление материала.

Составление рассказа по мнемотаблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звукоподражание мотору

 вертолета.

Произнесение звука «Р»

 

 

Логопед:

Как много интересного вы сегодня увидели и узнали.

 

 

 

- Дети, вы сегодня видели многих диких животных, но про одно из них смотрели видеофильм. О ком был видеофильм?

Составьте, пожалуйста, рассказ о рыси.

Вы будете рассказывать о рыси, а лучший рассказ я отправлю на конкурс.

С помощью плана-схемы вы сможете самостоятельно рассказать о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед:

Ребята, вы составили отличный рассказ, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем леснику спасибо за экскурсию.

Возвращаемся на вертолете .

Наш вертолет совершил посадку.

Мы вернулись в детский сад.

 

 

 

Ответы детей:

Нам надо составить рассказ о диком животном.

 

 

Дети: Мы смотрели видеофильм о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами. У рыси морда короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Рысь умеет рычать. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотиться. Детеныши у рыси – рысята. Рысь является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.

5

Рефлексия

 

- Чем мы сегодня занимались? 

- Что нового узнали?

- Вам понравилось занятие?

 

(примерные ответы детей)

Дети:

сегодня мы летали на вертолете . Там мы видели диких животных. Нам понравилась рысь. Рысь-это редкое животное заповедника. Мы много узнали о жизни и повадках лесной кошки. Нам очень понравилось занятие.