Консультация для родителей на тему «Что такое мнемотехника»
консультация по логопедии на тему

Коробкова Елена Вячеславовна

В данной консультации представлено рассмотрение приемов мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.mnemotekhnika.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                                                                 

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 17

(МБДОУ № 17)

Консультация для родителей на тему

«Мнемотехника»

Подготовила:

Учитель-логопед

                                                                Коробкова Е.В.        

2014г.

«Услышал - забыл.

Увидел - запомнил.

Сделал – понял.»(китайская мудрость)

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению.

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных

способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в

обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых

идей и технологий. Все большее внимание уделяется психологически

ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс

планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с

ребѐнком учитывается не только структура дефекта, но и его

психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы

получения информации и способы действий.

Последовательное усложнение дидактического материала заданий

осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых

возможностей детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения

позволяет целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать

активный словарный запас, закреплять навыки словообразования,

формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные

конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять

рассказ.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с

общепринятыми.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты и мнемодорожки по временам года, с помощью которых

дети составляют свои предложения и рассказы.

Составление предложений о зиме.

-Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идѐт снег.

-Люди зимой делают кормушки для птиц.

-Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют

в снежки.

Составление рассказа о зиме .

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились.

Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой

подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся

зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей,

снежки. Очень любят дети лепить снеговиков.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно

передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное

было понятно детям.

Сказка « Заюшкина избушка».

Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм

памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,

использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики –

применение не изображения предметов, а символов. Данная методика

значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы

максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких

(лесных) животных и птиц – ѐлка.

Мнемотаблицы-схемы я использую для обогащения словарного запаса;

отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, скороговорок,

считалок, чистоговорок; при обучении составлению описательных рассказов,

пересказов, придумывание сказок.

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам (автоматизация

свистящих звуков):

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей

И вяжет и шьет.

Читает им книжки,

Поет перед сном,

Гулять ребятишек ведет вечерком.

Разучивание считалочки (автоматизация сонорных звуков):

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

-Раз-два-три-четыре!-

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мыши вон!

Чистоговорка (автоматизация сонорных звуков):

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет

решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование

информации) .

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного

мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и

сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами

Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьѐвой, которые

беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Предметные мнемотаблицы используются на занятиях в младшем и среднем

дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается

модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука,

температуры и др.

•"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»

•Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака

(круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и

усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде

деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Используются предметно-схематические модели.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,

необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,

занимательным, развивающим.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному

обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций

— владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в

современном информационном обществе.