Главные вкладки

    Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартрия.
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Литвинович Елена Львовна

    Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартиря.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ind.marshrut_onr_3_ur._stf.diz_p.doc155 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

    на 2013 –  2014 учебный год (логопункт)


    Приложение № 1.

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

    На 200_  –  200_ учебный год

    Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________

    Дата рождения_________________  дата заполнения ИОМ___________________________________________________

    Состояние здоровья_____________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выписка из заключения ПМПК __________________________________________________________________________

    Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

    • Образовательные технологии, программы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Инновационные технологии, методы и средства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Здоровьесберегающие технологии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ _____________________________________________________

    Вариант № 1.

    п/п

     Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

    Содержание коррекционной работы

    Взаимодействие с педагогами, родителями

    Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы

    При-

    меча-

    ние

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Анализ результатов коррекционно-образовательного процесса: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант № 2.

    п/п

    Задачи работы

    Основные пути их решения

    Взаимодействие с педагогами, родителями

    Ожидаемые достижения ребенка

    Реальные достижения ребенка

    Примечание

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Приложение № 2.

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

    на 2007 –  2008 учебный год (логопункт)

    Фамилия, имя ребенка: Седегов Паша

    Дата рождения: 17.05.02      Дата заполнения ИОМ: 1 - 25.08.07; 2 – 15.01.08

    Состояние здоровья: ИМБТ, гиперметропия 1 степени, ХНЗЛ ремиссия, нарушения осанки.

    Выписка из заключения ПМПК: -   Речевой диагноз: ОНР – 3 уровень, стертая форма дизартрии.

    Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы: «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др.
    • Инновационные технологии, методы и средства:  «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития у детей старшего дошкольного возраста», Лизунова Л.Р.; «Образовательная кинезиология», методика Пауля Денисона; «Пальчиковый игротренинг», В. Цвынтарный; «Пальчиковая гимнастика» М. Кольцова; «Чудо – обучайка» В. Буйко; «Разноцветные сказки», Н.В. Нищева; «Развивающие игры» и др.
    • Здоровьесберегающие технологии: «Развивающие принципы …», методика В. Базарного; «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой; «Логопедический массаж» Е.В. Новиковой.
    • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата: промежуточная диагностика, тестирование, итоговые - открытые занятия по каждому исправленному звуку.

    Ф.И.О  педагога заполняющего ИОМ:  Мужикина Тамара Сергеевна

    п/п

    Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

    Основные пути их  решения

    Взаимодействие с педагогами, родителями

    Ожидае

    мые достиже

    ния ребенка

    Реаль

    ные достижения ребенка

    Примечание

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    С 15.09.07 по 20.11.07

    1.

    2.

    3.

    Укрепление соматического состояния

     Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

    Развитие произвольной моторики пальцев рук

    Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК.

    Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

    Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика.

    Родители: в течение месяца предоставить информацию (справки) об полученном лечение.      

    Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

    Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

    Воспитатели: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

    Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.        

    Уверенно показывает: правая – левая сторона,     впереди – сзади.

    Уверенно показывает упражнения: «Коза»  - «Зайчик», «Кулак» - «Ладошка».

    _|_

    +

     +

    Путается

    4.

    5.

    а)

    Развитие моторики речевого аппарата.

    Устранение дефектного звукопроизношения

    Автоматиза ция звуков

    Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Лопатка», «Качель», «Горка», «Лошадка», «Лодочка»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

    Постановка звуков: [З], [Ц] – способ постановки смешанный.

    Автоматизация звука [З] в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики».

    Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»;

    Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

    Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок».

    Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

    Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и  газету  «Здравушка» - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Учимся красиво говорить».

    Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

    Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Бублик», «Качель», «Горка», «Лодочку».

    В спонтанной речи звуки    [З]

    [Ц]

    произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    б)

    6.

    Дифференциация звуков

    Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

    д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний»

    Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический

    Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима».

    В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».

    Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»).

    Дифференциация звуков [С] - [З],  [С] -  [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Звукопроизношение», «Звуковые часы».

    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».  

    Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради

    Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

    Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», «Звукарик», просмотр открытых занятий.

    Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

    Выделяет звуки [З]

              [Ц]

    в начале слова, в середине слова.

    Определяет количество звуков в словах: дом, зуб.

    Выполняет звуковой анализ слов: кот, зуб, цок.

    +

    +

    _|_

    _|_

    Выполняет неуверенно, требуется дополнительная помощь.

    7.

    Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

    Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки».

    Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

    Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома», «Уроки грамотной речи».

    Игра в мяч «Один – много» (зуб – зубы, зонт – зонты, коза – козы, цепь – цепи, цветок – цветы, кузнец – кузнецы).

    Д/и «Какой это предмет?» (меховая шапка, металлическая цепь, стеклянная ваза)

    Д/и «Что у Зои?» (у Зои цветы, цыплята, козы)

    Составляет простое предложение с заданным словом.

    +

    _|_

    +

    _|_

    Неуверенно отвечает.

     

    Аналогично отве

    та педа

    гога.

    8.

    Развитие психологической базы речи

    Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

    Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

    Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

    Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

    Игра в мяч  «Что лишнее?» (са-са-за-са, зуб-суп-зуб-зуб).

    Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением).

    Запоминает и повторяет произнесенные 4-5 слов.

    +

    _|_

    +

    Неуверенно отвечает.

     

    С 21.11.07 ПО 23.05.08

    1.

    Развитие общей моторики, зрительно-пространст

    венной ориентации

    Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

    Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

    Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.; «Школа мяча».

    Уверенно показывает: правая – левая сторона

    в пространстве;

    на листе бумаги.

    Движения уверенные, координация удовлетворительная.

    +

    _|_

    +

    Неуверен, путается.

    2.

    3.

    4.

    а)

    б)

    5.

    6.

    7.

    Развитие произвольной моторики пальцев рук

    Развитие моторики речевого аппарата.

    Устранение дефектного

    звукопроизно

    шения.

    Автоматиза

    ция звуков

    Дифференциа

    ция звуков

    Развитие функций фонематичес

    кого слуха и навыков звукового анализа

    Развитие и совершенствование лексико-грамматичес

    кой стороны речи

    Развитие психологической базы речи

    Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии.

    Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?»,  «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

    Постановка звуков: [Ш], [Л], [Ж] – способ постановки смешанный; подготовка к постановке звука [Р], изолированное произношение.

    Автоматизация звука [Ш] в слогах (шта, ша, аш) – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы».

    Автоматизация в словах (шта, ша, аш, шка) – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Часы».

    Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка».

    В спонтанной речи – в подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка»,  «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию».

     Аналогично провести автоматизацию звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»).

    Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах, словах (в прямых слогах, обратных и в слогах со стечением согласных) предложениях, чистоговорках; стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…».

    Дифференциация звуков [С] - [Ш],  [Ш] -  [Ж], [З] - [Ж]  в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Ветерок», «Звуковые часы».

    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ш], [Л], [Ж]: в начале середине или в конце слова?»;

    д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку»,  «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» - развивалочки.  

    Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии».

    Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе».

    Воспитатели: пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

    Родители: пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.        

    Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

    Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Зарядка для Язычка».

    Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

    Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и  газету  «Здравушка» - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Речь и общение…».

     Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

    Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради.

    Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

    Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.

    Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

    Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

    Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Домашняя игротека», «Учимся составлять короткие рассказы».

    Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

    Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

    Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

    .Уверенно показывает упражнения с чередованием поз: «Кулачок – ребро – ладошка»;

    Выполняет шнуровку.

    Штрихует предметы ровно в заданном направлении, за контур не выходит.

    Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Бублик»,

    «Качель»,

    «Чашечка»,

    «Индюшата»

    В спонтанной речи звуки    

    [Ш]

    [Л]

    [Ж]

    произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения.

    Выделяет звуки

             [Ш]

              [Л]

              [Ж]

    в начале, середине и в конце слова.

    Определяет количество звуков в словах: жук, шуба, лук.

    Выполняет звуковой анализ слов: шок, жук, лук.

    Игра в мяч «Один – много» (жук – жуки, стол – столы, стул - стулья).

    С/и «Какой это предмет?» (меховая, зимняя шапка, детский, деревянный стул)

    Правильно понимает и использует в речи предлоги НА

    ПОД

    ЗА

    ПЕРЕД

    Составляет простое предложение с заданным словом.

    Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением).

    Запоминает и выкладывает в заданной последовательности 6 картинок

    _|_

    +

    _|_

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    _|_

    _|_

    +

    _|_

    +

    _|_

    _|_

    _|_

       +

    +

    _|_

    Путается, делает в медленном темпе.

    Выходит за контур.

    В  утрироваванном произношении.

    С дополнительной помощью

    Подбирает один -два примера, из бытового словаря

    Ответы неуверенные, часто путается.

    Не всегда запоминает последовательность расположения картинок

    Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: мальчик получал логопедическую помощь в течение одного учебного года и по всем видам проведенной логопедической коррекции наблюдаются положительные результаты. За этот период работы были исправлены все нарушенные звуки (благодаря четкой работе всех субъектов коррекционного процесса). Звук [Р] необходимо автоматизировать в летний период (разработать ИОМ на летний период для воспитателей, дать рекомендации родителям). Функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза сформированы и соответствуют требованиям и нормам возрастной группы. Необходимо обратить внимание на развитие лексико-грамматической стороны речи и совершенствованию связной речи  - данную работу продолжат воспитатели (на следующий учебный год по специально разработанному ИОМ).

    Выпущен с логопункта с чистым звукопроизношением и улучшением в речевом развитии. Провести контрольное психолого-медико-педагогическое обследование в сентябре 2008 года, и в мае 2009 года для анализа и эффективности педагогической работы по ИОМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

    В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...

    Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС

    Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...

    Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...

    Индивидуальный маршрут развития детей по плаванию в детском саду

    Индивидуальный маршрут развития детей по плаванию в детском саду...

    Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

    Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

    Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

    Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

    Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

    В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...