Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«Животный мир Тывы»
Образовательные:
- расширять знания детей об окружающем мире, уметь использовать их в беседе;
- закрепить и уточнить знания детей о диких животных Тывы;
- познакомить с животными Тывы, занесенными в Красную книгу республики Тыва;
- учить образовывать сложные слова; притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными;
- расширять словарь.
Развивающие: развивать память, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, природе.
Оборудование: макеты климатических зон, записи (звуки тайги, лесотундры, степи, пустыни), книги-голоса животных, Красная книга республики Тыва, атрибуты к детским играм: шапочки животных и их детенышей, разрезные картинки, две картины с контурами животных, мяч, картинки северного оленя, песца.
Ход занятия
Видеоролик.
Логопед: День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас,
В путешествие большое,
Мы отправимся сейчас.
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Туве. Мы побываем в различных климатических зонах и познакомимся с животными, живущими там, многие из этих животных занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга? Красная книга содержит сведения о редких растениях и животных. Они могут навсегда исчезнуть, если люди не будут их охранять.
Охрана природы – обязанность каждого человека!
- Но, сначала…встаньте в круг.
Организационный момент
Психогимнастика «Волшебные превращения»:
- Вокруг повернись и в животное превратись! (логопед описывает животного, дети угадывают и изображают)
1. Хитрая, глазки узенькие, ко всему принюхиваются, осторожно ступает… (лиса)
2. Большой, неуклюжий, косолапый…(медведь)
3. Злой, зубастый, клыкастый…(волк)
4. Ловкая, проворная, прыгает по деревьям, грызет орешки…(белка)
5. Длинноухий трусишка…(заяц)
Логопед: - Молодцы! Пора в дорогу. (звучит запись «Звуки леса»). Подходят к первому макету.
- Это тайга. Посмотрите, какая красота! Горы, лес… А какие интересные животные…
- Смотрите кто это на дереве? Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом.
- Кто это? Правильно, белочка.
- А кто это? У косого нет берлоги, не нужна ему нора!
От врагов спасают ноги, а от холода – кора.
Дети: Заяц!
Логопед: - А вот главные враги зайчишки, посмотрите…
Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть. (волк)
- А про каких животных тайги Вы знаете загадки? (дети загадывают загадки и рассматривают животных на стенде)
Логопед: - Молодцы! А посмотрите, в дали у горы притаился снежный барс. Это очень редкое животное, он занесен в Красную книгу и охраняется государством. В Тыве осталось всего 9 снежных барсов. Живут они лишь в труднодоступных горах, где нет людей. Снежный барс хищник, охотится в сумерках на оленей, уларов, иногда нападают на домашних яков. ( в процессе рассказа рассматривают снежного барса – ирбиса).
- А давайте поиграем в игру «Где моя мама?» (дети делятся на две группы и одевают шапочки).
Дети: - Я бельчонок, где моя мама?
- Я белочка, я твоя мама и т.д.
Логопед: А теперь продолжим путешествие…(звучит запись «Звуки реки») И по Енисею попадаем в Тоджу.
Логопед: (показывает картину северного оленя) – Кто это? (подходят ко второму макету)
Дети: Северный олень.
Логопед: Правильно! Это северный олень. На голове у оленя – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом и защищает оленя от стужи. К зиме олени жиреют. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день может бегать. Питаются олени лишайником, мхом, а летом: травами, грибами, ягодами. Оленей разводят оленеводы.
В природе дикий Северный олень встречается на востоке Тывы по хребтам, в небольшом количестве на Сенгилене. Северный олень внесен в Красную книгу и охраняется государством. (во время рассказа рассматриваем Северных оленей).
Следующая картинка песец.
Логопед: Да, ребята, это белый песец. Песец похож на лисицу, но по размеру немного меньше. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос. Это предохраняет их от обморожения при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти открываются в шерсти, это спасает их от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками (мышами), поедают яйца птенцов и даже взрослых птиц – куропаток. (рассматривают песца)
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, бобры (на стенде). Целая семья. Бобр – очень редкое животное. Единственная сохранившаяся до наших дней популяция тувинских бобров обитает только на реке Азас, в ее нижнем и среднем течении. Живут бобры в норах с входом под водой на глубине 1.5-2 метра. Активны в темное время суток, питаются корой и молодыми побегами ивы, тополя, осины, березы. С наступлением заморозков бобры заготавливают корм на зиму. В конце зимы у бобрихи рождаются детеныши от 1 до 4-х. живут бобры более 10 лет. К врагам бобра относятся волки, росомахи, рыси, медведи, филины, совы и щуки. Бобры тоже внесены в Красную книгу и охраняются государством. (во время беседы рассматривают бобров)
Логопед: - А сейчас я проверю, как вы меня слушали.
Игра «Скажи по-другому». (на образование притяжательных прилагательных). Рога оленя. – Чьи рога? – Оленьи. и т.д.
Д/И «Где спрятались?» Найти северного оленя, песца на рисунке.
Логопед: Как привольно, легко на раздолье полей!
Высоко, высоко слышен клич журавлей…
(звучат звуки степи)
Логопед: - Посмотрите, ребята, широка и привольна тувинская степь…А сколько здесь обитает интересных и очень редких животных. Вот и наш Дзерен спешит к водопою. Это исчезающий вид. В настоящее время заходят в Тыву из Монголии лишь изредка одиночки и небольшие группы этих животных.
- А дальше в камышах притаились Выдры. Выдры населяет рыбные водоемы. Питаются мелкой рыбой, а также лягушками, полевками, птицами и их яйцами. Смотрите, как внимательно она следит за уткой.
- Кого вы еще видите в нашей степи? (дикие лошади, кот манул).
Все эти виды животных занесены в Красную книгу республики Тыва.
(Рассказ описание по схеме Кот Манул).
Логопед дополняет ответы детей: - Типичный обитатель сухих степей. В Тыве обитает в ковыльно-полынных степях, склонах сопок со скалами. Активен ночью. Жилище устраивает в расщелинах скал, норах тарбаганов, а иногда лисиц. Добычей ему служат суслики, пищухи, тарбаганы, зайцы, полевки, хомячки, куропатки. В Тыве их насчитывается более 1,5 тысяч особей, но они по-прежнему нуждаются в защите.
Логопед: - Молодцы! А теперь давайте отдохнем и поиграем…
Д/И «Сосчитай» (с мячом).
Пример: 1 суслик, 2 суслика, 3 суслика, 4 суслика, 5 сусликов, и т.д; 1 выдра, 2 выдры, 5 выдр.
Логопед: - Молодцы! Продолжим путешествие. (запись – звуки пустыни)
- Вот мы в пустыне. Чувствуете, как стало жарко? Какой сухой и горячий воздух! А ведь здесь тоже очень много жителей. В основном это – грызуны. В тувинской пустыне обитают тушканчики, хомяки, мыши-полевки, сурки. Все они хорошо вам знакомы и вы сами их часто видите вдоль дорог, когда едите на машине, например на озеро Дус-Холь. Я же хочу обратить ваше внимание на верблюдов. Их еще называют кораблями пустыни. Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, накопленные жиром. Неделю могут они прожить без еды и питья. Жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
- А сейчас я проверю ваше внимание.
Д/И «Кто у кого?»
Называется животное мама – папа – детеныш – детеныши. Например: верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата.
- Молодцы!
Д/И «Составь слово» (образование сложных прилагательных слов)
У верблюда один горб. Верблюд (какой) одногорбый.
У верблюда два горба. Верблюд (какой) двугорбый.
У верблюда длинные ноги. Верблюд (какой) длинноногий.
У верблюда короткие уши. Верблюд (какой) короткоухий.
- Молодцы!
Итог
Логопед: - мы совершили замечательное путешествие по Тыве. Посетили все климатические зоны республики. Надеюсь, узнали много нового и интересного.
- А в конце нашего общения я хочу предложить вам необычное задание: 1) по голосу вы должны узнать животного, 2) определить в какой зоне он обитает, живет.
(звучит фонограмма голосов животных).
- Это были животные зоны тайги. А еще, какие климатические зоны есть у нас в Туве? (перечисляют).
- Какая это зона? (подходим к макету) Кто здесь обитает? Кто относится к исчезающему виду и занесен в Красную книгу? (также продолжаем опрос по остальным зонам).
Логопед: Большое вам спасибо, вы все очень старались, и я очень рада встрече с вами. Вы замечательные ребята! У меня для вас есть сюрприз! Это снежный барс. Очень красивое животное. В Туве их осталось всего 9 штук. Пусть он будет напоминать вам что, охрана природы – это обязанность каждого человека!
Список литературы:
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М.: Искатель, 1989.
- Красная книга Республики Тыва.
- Кузнецова. Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера,2004.
- Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Просвещение,1981.
- Большая книга загадок.- М.: Лабиринт,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Тыва хогжум херекселдери"
Разработки сценариев....
Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери
«А» деп унге Дурген чугааАалашса аалашсынАнай хураган аалашсынАнай хураган аалааштынАваларын тып эмзин...
"Тыва хевим - чоргааралым!" деп тыва национал хеп корулдези
Уруглар садынга тыва национал хеп корулдезин эртиреринин чорудуу кижизидикчи башкыларга ужур-дузалыг....
Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"
Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"...
Программа кружка "Торээн Тывам" разработана на основе программы "Торээн Тывам" автор Л.Х.Ооржак, А.А.Монгуш
Өөредилге адырында школа назыны четпээн уруглар албан черлеринге тыва чугаа сайзырадырының айтырыгларыКандыг-даа язы-сөөк кижиге төрээн дылы чонунуң амыдырал-чуртталгазын, ёзу-чаңчылдарын, аас чогаалы...
Конспект НОД по теме "Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"
Тема"Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"...
Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери
Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери...