Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Таль Наталья Викторовна

Конспект НОД "Игра - путешествие "Животный мир Тывы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

                                     «Животный мир Тывы»

        Образовательные:

        - расширять знания детей об окружающем мире, уметь использовать их в беседе;

        - закрепить и уточнить знания детей о диких животных Тывы;

        - познакомить с животными Тывы, занесенными в Красную книгу республики Тыва;

        - учить образовывать сложные слова; притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными;

        - расширять словарь.

        Развивающие: развивать память, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие.

        Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, природе.

        Оборудование: макеты климатических зон, записи (звуки тайги, лесотундры, степи, пустыни), книги-голоса животных, Красная книга республики Тыва, атрибуты к детским играм: шапочки животных и их детенышей, разрезные картинки, две картины с контурами животных, мяч, картинки северного оленя, песца.

                                          Ход занятия

Видеоролик.

Логопед: День сегодня необычный,

                  Удивить хочу я вас,

                  В путешествие большое,

                  Мы отправимся сейчас.

        - Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Туве. Мы побываем в различных климатических зонах и познакомимся с животными, живущими там, многие из этих животных занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга? Красная книга содержит сведения о редких растениях и животных. Они могут навсегда исчезнуть, если люди не будут их охранять.

        Охрана природы – обязанность каждого человека!

        - Но, сначала…встаньте в круг.

Организационный момент                      

Психогимнастика «Волшебные превращения»:

        - Вокруг повернись и в животное превратись! (логопед описывает животного, дети угадывают и изображают)

        1. Хитрая, глазки узенькие, ко всему принюхиваются, осторожно ступает… (лиса)

        2. Большой, неуклюжий, косолапый…(медведь)

        3. Злой, зубастый, клыкастый…(волк)

        4. Ловкая, проворная, прыгает по деревьям, грызет орешки…(белка)

        5. Длинноухий трусишка…(заяц)

        Логопед: - Молодцы! Пора в дорогу. (звучит запись «Звуки леса»). Подходят к первому макету.

        - Это тайга. Посмотрите, какая красота! Горы, лес… А какие интересные животные…

        - Смотрите кто это на дереве? Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:

        Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом.

        - Кто это? Правильно, белочка.

        - А кто это? У косого нет берлоги, не нужна ему нора!

        От врагов спасают ноги, а от холода – кора.

        Дети: Заяц!

        Логопед: - А вот главные враги зайчишки, посмотрите…

        Какой зверь опасный,

        Ходит в шубе красной,

        Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)

        

        На овчарку он похож:

        Что ни зуб, то острый нож!

        Он бежит, оскалив пасть

        На овцу готов напасть. (волк)

        - А про каких животных тайги Вы знаете загадки? (дети загадывают загадки и рассматривают животных на стенде)

        Логопед: - Молодцы! А посмотрите, в дали у горы притаился снежный барс. Это очень редкое животное, он занесен в Красную книгу и охраняется государством. В Тыве осталось всего 9 снежных барсов. Живут они лишь в труднодоступных горах, где нет людей. Снежный барс хищник, охотится в сумерках на оленей, уларов, иногда нападают на домашних яков. ( в процессе рассказа рассматривают снежного барса – ирбиса).

        - А давайте поиграем в игру «Где моя мама?» (дети делятся на две группы и одевают шапочки).

        Дети: - Я бельчонок, где моя мама?

                   - Я белочка, я твоя мама и т.д.

        Логопед: А теперь продолжим путешествие…(звучит запись «Звуки реки») И по Енисею попадаем в Тоджу.

        Логопед: (показывает картину северного оленя) – Кто это? (подходят ко второму макету)

        Дети: Северный олень.

        Логопед: Правильно! Это северный олень. На голове у оленя – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом и защищает оленя от стужи. К зиме олени жиреют. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день может бегать. Питаются олени лишайником, мхом, а летом: травами, грибами, ягодами. Оленей разводят оленеводы.

        В природе дикий Северный олень встречается на востоке Тывы по хребтам, в небольшом количестве на Сенгилене. Северный олень внесен в Красную книгу и охраняется государством. (во время рассказа рассматриваем Северных оленей).

        Следующая картинка песец.

        Логопед: Да, ребята, это белый песец. Песец похож на лисицу, но по  размеру немного меньше. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос. Это предохраняет их от обморожения при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти открываются  в шерсти, это спасает их от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками (мышами), поедают яйца птенцов и даже взрослых птиц – куропаток. (рассматривают песца)

        Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, бобры (на стенде). Целая семья. Бобр – очень редкое животное. Единственная сохранившаяся до наших дней популяция тувинских бобров обитает только на реке Азас, в ее нижнем и среднем течении. Живут бобры в норах с входом под водой на глубине 1.5-2 метра. Активны в темное время суток, питаются корой и молодыми побегами ивы, тополя, осины, березы. С наступлением заморозков бобры заготавливают корм на зиму. В конце зимы у бобрихи рождаются детеныши от 1 до 4-х. живут бобры более 10 лет. К врагам бобра относятся волки, росомахи, рыси, медведи, филины, совы и щуки. Бобры тоже внесены в Красную книгу и охраняются государством. (во время беседы рассматривают бобров)

        Логопед: - А сейчас я проверю, как вы меня слушали.

        Игра «Скажи по-другому». (на образование притяжательных прилагательных). Рога оленя. – Чьи рога? – Оленьи. и т.д.

        Д/И «Где спрятались?» Найти северного оленя, песца на рисунке.

        Логопед: Как привольно, легко на раздолье полей!

                           Высоко, высоко слышен клич журавлей…

        (звучат звуки степи)

        Логопед: - Посмотрите, ребята, широка и привольна тувинская степь…А сколько здесь обитает интересных и очень редких животных. Вот и наш Дзерен спешит к водопою. Это исчезающий вид. В настоящее время заходят в Тыву из Монголии лишь изредка одиночки и небольшие группы этих животных.

        - А дальше в камышах притаились Выдры. Выдры населяет рыбные водоемы. Питаются мелкой рыбой, а также лягушками, полевками, птицами и их яйцами. Смотрите, как внимательно она следит за уткой.

        - Кого вы еще видите в нашей степи? (дикие лошади, кот манул).

Все эти виды животных занесены в Красную книгу республики Тыва.

(Рассказ описание по схеме Кот Манул).

        Логопед дополняет ответы детей: - Типичный обитатель сухих степей. В Тыве обитает в ковыльно-полынных степях, склонах сопок со скалами. Активен ночью. Жилище устраивает в расщелинах скал, норах тарбаганов, а иногда лисиц. Добычей ему служат суслики, пищухи, тарбаганы, зайцы, полевки, хомячки, куропатки. В Тыве их насчитывается более 1,5 тысяч особей, но они по-прежнему нуждаются в защите.

        Логопед: - Молодцы! А теперь давайте отдохнем и поиграем…

        Д/И «Сосчитай» (с мячом).

        Пример: 1 суслик, 2 суслика, 3 суслика, 4 суслика, 5 сусликов, и т.д; 1 выдра, 2 выдры, 5 выдр.

        Логопед: - Молодцы! Продолжим путешествие. (запись – звуки пустыни)

        - Вот мы в пустыне. Чувствуете, как стало жарко? Какой сухой и горячий воздух! А ведь здесь тоже очень много жителей. В основном это – грызуны. В тувинской пустыне обитают тушканчики, хомяки, мыши-полевки, сурки. Все они хорошо вам знакомы и вы сами их часто видите вдоль дорог, когда едите на машине, например на озеро Дус-Холь. Я же хочу обратить ваше внимание на верблюдов. Их еще называют кораблями пустыни. Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, накопленные жиром. Неделю могут они прожить без еды и питья. Жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.

        - А сейчас я проверю ваше внимание.

        Д/И «Кто у кого?»

        Называется животное мама – папа – детеныш – детеныши. Например: верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата.

        - Молодцы!

        Д/И «Составь слово» (образование сложных прилагательных слов)

        У верблюда один горб. Верблюд (какой) одногорбый.

        У верблюда два горба. Верблюд (какой) двугорбый.

        У верблюда длинные ноги. Верблюд (какой) длинноногий.

        У верблюда короткие уши. Верблюд (какой) короткоухий.

        - Молодцы!

        Итог

        Логопед: - мы совершили замечательное путешествие по Тыве. Посетили все климатические зоны республики. Надеюсь, узнали много нового и интересного.

        - А в конце нашего общения я хочу предложить вам необычное задание: 1) по голосу вы должны узнать животного, 2) определить в какой зоне он обитает, живет.

        (звучит фонограмма голосов животных).

        - Это были животные зоны тайги. А еще, какие климатические зоны есть у нас в Туве? (перечисляют).

        - Какая это зона? (подходим к макету) Кто здесь обитает? Кто относится к исчезающему виду и занесен в Красную книгу? (также продолжаем опрос по остальным зонам).

        Логопед: Большое вам спасибо, вы все очень старались, и я очень рада встрече с вами. Вы замечательные ребята! У меня для вас есть сюрприз! Это снежный барс. Очень красивое животное. В Туве их осталось всего 9 штук. Пусть он будет напоминать вам что, охрана природы – это обязанность каждого человека!

                                     Список литературы:

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М.: Искатель, 1989.
  2. Красная книга Республики Тыва.
  3. Кузнецова. Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера,2004.
  4. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Просвещение,1981.
  5. Большая книга загадок.- М.: Лабиринт,2008.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери

«А» деп унге         Дурген чугааАалашса аалашсынАнай хураган аалашсынАнай хураган аалааштынАваларын тып эмзин...

"Тыва хевим - чоргааралым!" деп тыва национал хеп корулдези

Уруглар садынга тыва национал хеп корулдезин эртиреринин чорудуу кижизидикчи башкыларга ужур-дузалыг....

Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"

Конспект занятия по НРК "Тыва хээлер дузазы-биле чаваганы каастаары"...

Программа кружка "Торээн Тывам" разработана на основе программы "Торээн Тывам" автор Л.Х.Ооржак, А.А.Монгуш

Өөредилге адырында школа назыны четпээн уруглар албан черлеринге тыва чугаа сайзырадырының айтырыгларыКандыг-даа язы-сөөк кижиге төрээн дылы чонунуң амыдырал-чуртталгазын, ёзу-чаңчылдарын, аас чогаалы...

Конспект НОД по теме "Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"

Тема"Тыва оюннар.Салаалаар-биле оюннар"...

Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери

Тыва улустун аас чогаалында тыва дылдын ажык болгаш ажык эвес уннери...