Главные вкладки

    Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха
    статья по логопедии на тему

    Николаева Елена Валерьевна

    Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха является методика, разработанная в Институте коррекционой педагогиги РАО. Специальный комплект заданий включает обследование реебнка по слудующим линиям развития: социальное. физическое, познавательное.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушенным слухом

         Проблема воспитания и обучения детей с нарушенным слухом всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца 19 – начала 20 века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Рау подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Знаменательно, что первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха был открыт в 1900 г. В Москве Н.А. Рау и Ф.А. Рау, а в 1930 г. Е.Ф. Рау основала первые ясли, в которых обучение начиналось с трехмесячного возраста.

         Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитие движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной); нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие. Вместе с тем коррекционное обучение позволяет преодолеть или смягчить отклонения в развитии.

         В последние десятилетия интенсивно разрабатываются медицинские и педагогические методы раннего выявления детей с нарушенным слухом. Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики  нарушенной слуховой функции, большинство детей выявляется лишь в конце раннего возраста – к двум-трем годам или позже.

         В настоящее время определены содержание и методика коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми дошкольного возраста. Созданы специальные государственные программы обучения и воспитания как глухих, так и слабослышащих детей дошкольного возраста (под руководством Л.П. Носковой, 1991), программа «Общение» (под редакцией Э.И. Леонгард, 1995).

         Реализация потенциальных возможностей детей с нарушенным слухом зависит, во-первых, от своевременной качественной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и во-вторых – от построения индивидуальной программы коррекционной помощи.

         В последние годы индивидуально-ориентированный подход в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями является важнейшим направлением развития дошкольной коррекционной педагогики. Все большое значение приобретает проблема индивидуализации по отношению к детям с нарушенным слухом. Необходимо создание таких наборов психолого-педагогических методик обследования неслышащих детей, результаты которых могли бы служить реальной основой для составления индивидуальной программы для каждого конкретного ребенка.

         Методики, адресованные нормально развивающимся детям, не могут быть использованы при обследовании ребенка с нарушенным слухом, поскольку большая часть заданий в них предъявляются с помощью речевой инструкции, что делает их недоступными для еще неговорящих детей. Чтобы задания оказались понятны и доступны неслышащему ребенку, принципиальное значение имеет адекватный способ их предъявления: все предлагаемые задания должны обязательно сопровождаться естественными жестами.

         В 70-е годы коллективом авторов А.А. Венгер, Г.Л. Выготской, Э.И. Леонгард был разработан набор заданий с целью отбора детей дошкольного возраста в соответствующий тип специальных дошкольных учреждений. Специальная задача выявления индивидуальных особенностей детей в этой работе не ставилась.

         До настоящего времени не разработаны специальные методики психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом дошкольного возраста. Нет общепринятой схемы психолого-педагогического обследования ребенка данной категории ни в условиях обучения, ни в условиях ПМПК.

         Все сказанное позволяет заключить, что в настоящее время назрела острая необходимость совершенствования методического аппарата обследования детей с нарушенным слухом для определения адекватной индивидуальной программы коррекционного воздействия для каждого ребенка.

         Одной из таких методик которая может быть использована в процессе обследования неслышащих детей  является методика разработанная в институте коррекционной педагогики РАО и допущена Министерством образования РФ.

         Специальный комплект заданий включает обследование ребенка по следующим линиям развития: социальное, физическое, познавательное. В содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка, так и на определение зоны ближайшего развития.

        Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом является начальным этапом его обучения, в процессе которого определяется как общий уровень его психофизического развития, так и потенциальные возможности и индивидуальные особенности.

         В нашем ДОУ обследование проводится непосредственно учителем-дефектологом, учителем-логопедом и воспитателями, постоянно работающими с данной группой детей. К изучению детей подключается и педагог-психолог. При этом так распределяются функции между различными специалистами. Изучение социального и физического развития проводит  воспитатель. Изучение познавательного развития осуществляет учитель-дефектолог группы совместно с педагогом-психологом. Учитель-логопед определяет уровень развития речи и состояние слуха.

         Остановимся подробнее на проведении логопедического обследования.

         Обследование состояния речи детей с нарушенным слухом младшего дошкольного возраста  включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе их игр, прогулок, в режимные моменты и в ходе всего психолого-педагогического обследования. Кроме того, проводится специальная проверка.     Для специального обследования используется определенный список слов и фраз из разных тематических групп. Проверка проводится индивидуально в привычной обстановке.

         На основании результатов выясняется уровень понимания ребенком устной речи и состояние его самостоятельной речи. При этом отмечается:

    • Понимает ли ребенок фразы, отдельные слова вне ситуации наглядного выбора;
    • Понимает ли ребенок фразы, отдельные слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора;
    • Непонимание ребенком обращенной к нему речи.

    Отмечается также, пользуется ли ребенок:

    • Фразой без аграмматизма, состоящей из 2-3 и более слов;
    • Короткой фразой с аграмматизмом из 2-3 лепетных и полных слов;
    • Полными словами, лепетными словами, звукоподражаниями;
    • Отнесенным лепетом, голосовыми реакциями;
    • Неотнесенным лепетом, криком, голосовыми реакциями, жестами.

         Для детей второго периода обучения ( 3-5 годы обучения) необходимо обследование различных сторон произношения: речевого дыхания, голос, звуки и их сочетания, слово и фраза.

         Для обследования речевого дыхания  предлагается произнести ряд слогов, чтобы выявить, сколько слогов на одном выдохе может произнести ребенок. Кроме того, особенности речевого дыхания фиксируются в процессе всего обследования произношения.

         Состояние голоса выявляется в ходе обследования гласных звуков и фиксируется его особенности: сила (тихий, громкий, крикливый), высота (норма, низкий, повышается при произношении гласных и согласных, фальцет), тембр (норма, гнусавый, глухой). Также определяются внятность речи (внятная, недостаточно внятная, невнятная), темп (нормальный, замедленный, убыстренный), интонационная сторона речи (интонированная, интонационно окрашенная, монотонная), способ воспроизведения слов (слитность, звукослоговой состав, словесное ударение), способ воспроизведения фраз (слитность, звукослоговой состав) и отмечаются другие дефекты (повышение голоса, гнусавость, боковые артикуляции, ы-образные гласные).

         Для оценки качества воспроизведения звуков представлен специально подобранный материал, состоящий из фраз, слов, слогов, а в некоторых случаях предлагаются и изолированные звуки. В проверку включены все звуки русского языка, кроме мягких согласных, так как они не предусмотрены программой воспитания и обучения слабослышащих и глухих детей.

         Специально проверяется умение детей воспроизводить различные стечения звуков:

    • Двух звуков, каждый из которых может произноситься протяжно – фл, цв, нф;
    • Сонорного или фрикативного и взрывного звука – лк, шк;
    • Взрывного звука и сонорного или вибранта – пл, кл, тр;
    • Двух взрывных звуков – пк, тк.

    Проводится проверка умения детей выделять ударный слог в хорошо знакомых двух-трехсложных словах и соблюдать нормы орфоэпии (оглушение звонких согласных в конце слова и перед глухими, произнесение безударного О как А и Э как И, окончания ОГО как АВА, ТЬСЯ как ЦА, пропуск непроизносимых согласных).

           Результаты обследования заносятся в протокол.

         Педагогическое обследование слуха проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них. Во время обследования определяется расстояние, на котором ребенок ощущает звучание низко-, средне- и высокочастотных игрушек и речи (шепот, разговорной и повышенной громкости).

         Кроме того, проверяется умение детей различать на слухо-зрительной и слуховой основе звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе из двух-трех и более.

         Результаты педагогического обследования слуха сопоставляются с данными игровой тональной пороговой аудиометрии. Сопоставление результатов позволяет уточнить состояние слуха каждого ребенка, а также выявить случаи рассогласованности данных, при которых необходимо повторное аудиологическое и педагогическое обследование.

         По окончании обследования все его участники обсуждают результаты и составляют индивидуальный маршрут, в котором каждый специалист отмечает направления работы и рекомендации родителям. В конце каждого периода обучения в индивидуальном маршруте отмечаются результаты обучения.

         Каждый специалист составляет индивидуальные программы обучения в соответствии с результатами обследования.

              Для наглядного показа   результатов обследования составляются графики и диаграммы.

         


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Общая характеристика методики Методика комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушенным слухом разработана и апробирована в Институте коррекционной педагогики РАО в Центре ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии. Автор Николаева Татьяна Вячеславовна

    Слайд 3

    Обследование ребенка Социальное развитие Физическое развитие Познавательное развитие

    Слайд 4

    Участники обследования Дети коррекционной группы Учитель-дефектолог Учитель-логопед Воспитатель психолог

    Слайд 5

    Логопедическое обследование Обследование речи (изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи) Обследование слуха (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без индивидуальных слуховых аппаратов)

    Слайд 6

    Обследование речи Уровень понимания ребенком устной речи: Понимает ли ребенок фразы, отдельные слова вне ситуации наглядного выбора Понимает ли в ситуации ограниченного наглядного выбора Непонимание ребенком обращенной речи Активная речь Фраза без аграмматизма, состоящая из 2-3 слов Фраза с аграмматизмом из 2-3 лепетных и полных слов Полные, лепетные слова, звукоподражания Отнесенный лепет, голосовые реакции Неотнесенный лепет, крик, жесты

    Слайд 7

    Обследование речи (3-5 год обучения) Обследование речевого дыхания (количество слогов на одном выдохе) Состояние голоса и его особенности (сила, высота, тембр) Внятность речи Темп Интонационная сторона речи Способ воспроизведения слов Качество воспроизведения звуков Соблюдение норм орфоэпии

    Слайд 8

    Понимание обращенной речи

    Слайд 9

    Состояние самостоятельной речи

    Слайд 10

    Воспроизведение звуков

    Слайд 11

    Обследование речевого дыхания

    Слайд 12

    Обследование речевого дыхания

    Слайд 13

    Соблюдение норм орфоэпии

    Слайд 14

    Характер воспроизведения слов

    Слайд 15

    Характер воспроизведения фразы

    Слайд 16

    Педагогическое обследование слуха Ощущение звучания игрушек: Низкие частоты Средние частоты Высокие частоты Ощущение звучания речи: Шепот Голос разговорной громкости Голос повышенной громкости Различение на слух звукоподражаний, лепетных и полных слов.

    Слайд 17

    Ощущение звучания шепота

    Слайд 18

    Ощущение звучания голоса разговорной речи

    Слайд 19

    Ощущение звучания низких частот

    Слайд 20

    Ощущение звучания средних частот

    Слайд 21

    Ощущение звучания высоких частот

    Слайд 22

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

    Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

    Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, мал...

    Разработка обследования для детей с нарушением слуха

    Разработка обследования для детей с нарушением слуха...

    Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

    В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

    Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

    Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

    Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

    Методические рекомендации для специалистов ПМПК по обследованию детей с нарушениями слуха

    Методические рекомендации для специалистов психолог-медико-педагогической комиссии по обследованию детей с нарушениями слуха...