Консультация для воспитателей «Мои пальчики расскажут»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи, Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект, В предлагаемой вниманию коллег статье представлены игры и упражнения пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_palchiki_podskazhut.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Мои пальчики расскажут»

«Мои пальчики расскажут»

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи, Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект, В предлагаемой вниманию коллег статье представлены игры и упражнения пальчиковой гимнастики.

Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Затем можно перейти к более сложным играм.

«Футболисты»

Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды - команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука).

Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой).

Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).

Разминаются игроки (не менее Зраз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).

Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).

На поле выходит команда белочек (работают правой рукой).

Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).

Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).

Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).

Команды приветствуют друг друга:        «Здравствуйте!»         (соприкасаются

одноименными пальцами обеих рук).

В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

Сбил, сколотил (стучат кулаком одной руки по кулаку другой).

Вот колесо (показывают круг обеими руками).

Сел да поехал (крутят воображаемым рулем).

«Ах, хорошо!» (Покачивают головой.)

Оглянулся назад (оглядываются)...

Одни спицы лежат (показывают растопыренные пальцы обеих рук)!

Свинка Ненила (хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила (поглаживают себя по голове):

То-то хорошенький! (Поглаживают кисти правой руки.)

То-то пригоженький! (Поглаживают кисти левой руки.)

Ходит бочком (ребром ведущей руки ведут по столу),

Хвостик крючком (показывают указательные пальцы обеих рук),

Нос пяточком (ставят кулачок на кулачок и на нос).

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши) -

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Стучит-бренчит по улице (стучат кулачком о кулачок)

Фома едет на курице (локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный пальцы образуют - «клювик», остальные изображают гребешок).

Тимошка - на кошке (локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони)

По кривой дорожке (ребром ладони изображают движение по кривой по столу).

Мои пальчики расскажут (хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут (одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке (показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут (хлопают в ладоши).

Они на дудочке играют (здесь и далее движения соответствуют тексту),

 Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков (показывают пальцы обеих рук).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» используется для развития межполу- шарных связей.

У нашего (выставляют два кулака)

 У Гришеньки (ставят ладони на ребро)

 Под окошком (показывают две ладони)

Вишенки (выставляют два кулака).

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый (левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца),

У Марины куст малины,

У Арины две рябины (правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца).

А у Вани (показывают ладонь)

На плетень (выставляют кулак)

Зелененький (ладонь)

Вьется хмель (кулак).

Коленька хороший (поглаживают кисть левой руки),

Коленька пригожий (поглаживают кисть правой руки),

Пройди по дороженьке (указательный и средний пальцы обеих рук шагают),

Топни (выставляют кулак),

 Коля (ставят ладонь на ребро),

Ноженькой (показывают ладонь).

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой — указательный, большой — средний и т.д.).

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Чистая водичка (моющие движения)

Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),

Анечке - ладошки (интенсивное потирание ладоней),

А пальчики - Антошке (массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки).

Аи, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладоши).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движение ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач, например по стихотворению Ю. Чужака - «Покупал баран баранки» (закрепление обратного счета).

На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро).

Для барашков (пальцы левой руки «играют»),

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),

Девять сушек, восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

В старшем дошкольном возрасте уже можно готовить руку ребенка к письму. Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических

навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.

Во втором полугодии в старшей и подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое нарушение. Например:

  • Рисуем большой треугольник, над ним - чуть поменьше, сверху - еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее.
  • Рисуем квадрат, над ним треугольник, в квадрате - окно, на крыше - труба, из трубы идет дым.
  • Рисуем дождик: сначала тучу (дождевую, снеговую), потом дождинки (кап, кап...), снежинки.

При знакомстве детей со словом объясняю: слово можно нарисовать. Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазии, расширяет словарный запас дошкольников.

Легко нарисовать существительные: день (солнце, светло), ракета, свет (солнце, фонарь, окно).

Труднее рисовать слова-состояния, слова-определения: жарко (солнце), весело (улыбка), добрая (мама, бабушка), верный (щенок, пес).

Еще интереснее задание - нарисовать слово с противоположным значением: большой-маленький, добрый-злой, чистый-грязный, утро-вечер и т.д.

Можно рисовать и предложение. Особенно эффективно рисование под диктовку при усвоении и закреплении предлогов. Рисунки помогают понять пространственное расположение предметов. Параллельно тексту дают схему предлога.

В гнезде - дрозды.

В небе белеют облака.

Над Волгой - иволга.

Махаон порхал над мухомором.

В кресле - перс,

 Под креслом - Рекс.

 Лиза и Зина - под зонтом.

У Даши подушка под ушком.

За возом - забор,

За селом - стожок,

В старшем дошкольном возрасте после знакомства с первыми согласными звуками приучаю детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук: большой палец - согласный звук, указательный - а, средний

  • у, безымянный - о, мизинец - и.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например: па, та, ма; пу, ту, му; по, то, мо; пи, ти, ми. И т.д.

Сначала на пальцы надеваем красные колпачки — символы гласных звуков, затем работаем по памяти, меняя согласный звук: та, ма; ту, му; то, мо; ти, ми. И т.д.

Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный— гласный, доведенное до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Предлагаемые игры и упражнения, позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых и мозговых структур, развитию речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Играем пальчиками"

Играем пальчиками "...Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренир...

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»...

Консультации для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».

Консультации для воспитателей«Играем пальчиками – развиваем речь». Выбрав тему по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии речи и мышления дошкольников» я ставлю...

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»....

Консультация для воспитателей "Рисование пальчиками"

Консультация для воспитателей «Рисование пальчиками» В ясельной группе находятся детки, которым второй годик и до трех лет. Они еще не умеют удерживать в руке кисточки. Малышам нрави...

Консультация для воспитателей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Тема: Играем пальчиками и развиваем речьЦель: Дополнить и систематизировать знания воспитателей о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка.1. Информационная часть.Уваж...