"Игры на развитие коммуникативных способностей"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Митракович Любовь Васильевна

Предложенные игры способствуют расширению и активизации словарного запаса, развитию коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом, умения слушать собеседника, а также развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_kommunikativnykh_sposobnostey.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение.

Игры, игровые упражнения и задания на развитие у детей коммуникативных способностей

1.Игровое упражнение «Травинка».

Выбирается наблюдатель. Остальные дети -  «травинки». Задача наблюдателя – выбрать лучшую травинку, то есть ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания педагога.  Наблюдатель не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится наблюдателем, и игра   повторяется.

Цель: научить выражать собственные эмоции невербальными способами

2. Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

ЦЕЛЬ: научить соблюдать права каждого на индивидуальность

3.Игровое упражнение «Фантазия о...»

Ребёнок, превращаясь во что-либо или в кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живёт и т.д.

Варианты: «я - утюг», «я - чашка», «я - кукла», «я - кошка», «я - пчела», «я - мячик» и т.д.

ЦЕЛЬ: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей

4.«Моя мама – лучше всех!». Рассказы о маме. Выпуск газеты

5.Игра «Вспомни сказку»

Педагог от лица сказок говорит:

Сказки просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

Не лежится на окошке-

Покатился по дорожке... (Колобок)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..  (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота.

Выглянул в окошко... (Кот, петух и лиса)

А дорога далека,

А корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок... ( Маша и медведь)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра... (По щучьему веленью)

Колотил да колотил

По тарелке носом-

Ничего не проглотил

И остался с носом ...  (Лиса и журавль)

В конце игры предложить детям нарисовать любимую сказку или любимого сказочного героя.

6 «Какие бывают слова». Игра.

Подумать и сказать, какие бывают слова на свете  (громкие, тихие, красивые, некрасивые, лёгкие, тёплые, страшные, светлые и т. д.). Повторяться нельзя.

Громкие слова: гром, стук, барабан, крик, взрыв и т.д.

Красивые слова: цветок, узоры, природа, драгоценности и т. д.

Тёплые слова: печь, огонь, шуба

Сладкие слова: конфеты, сахар, торт печенье и т. д.

7.Игровое упражнение «Небылицы»

Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А железная морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну, а  сладкая редиска

Наклонилась низко-низко

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла

8. ПУТАНИЦА

Это стул – на нём лежат.

Это стол - на нём сидят

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере гости спят.

В холодильнике платья висят,

А на диване  продукты лежат

9.Игра «Чересчур»

Дети должны ответить на вопросы педагога.

  1. Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (заболят зубы, живот...)
  2. Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (можно отравиться и даже умереть).
  3. Хорошо, когда в лесу  много сугробов. Почему?

 (зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).

А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (лес может  захлебнуться: когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).

Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придётся вступить в борьбу? (с ветром).

10. Игровое упражнение «Концовки»

Ребёнок должен закончить предложение, начатое взрослым.

  • Если стол выше стула, значит стул...
  • Если диван шире кресла, значит кресло...
  • Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит журнальный стол...
  • Если сервант ниже шкафа, значит шкаф...
  • Если магнитофон меньше телевизора, значит телевизор...
  • Если диван мягче кресла, значит кресло...
  • Если книжный шкаф дороже кровати, значит кровать...
  • Если холодильник выше плиты, значит плита..

11.Игровое упражнение «Ресурсный анализ»

Многочисленные ресурсы содержатся в социальном мире. В этой игре участвует всё: мыслительные операции: узнавание, понимание, воспоминание, анализ, синтез, дифференциация, оценка.

  • Лена пролила варенье на пол. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?
  • Вася пошёл гулять в лес и заблудился. Что ему делать? Как  найти дорогу домой?
  • У Маши разбилось зеркальце. Где она может найти своё отражение и привести свою внешность в порядок?
  • Катя решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?

12. Игровое упражнение «Изменение сказочной развязки»

 Помочь детям придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей.

Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра могут съесть таблетку от жадности; Колобок вместо своей песенки может исполнить другую, в которой поётся о том, что он совсем невкусный;

Зверята из «Теремка» могут решить построить просторный новый дом, в котором всем хватит места и можно принимать гостей.

13. Игра «Почему и Потому».

Почему задаёт вопросы. Потому отвечает. Почему – взрослый, Потому – дети, а затем – наоборот. Лучшие вопросы поощряются

  • Что может быть как  горячим, так и холодным? (кастрюля, сковорода, чай, суп)
  • Почему повар ходит в белом халате? (по полу)
  • Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (её собственная крышка)
  • Чего больше на кухне – кастрюль или посуды? (посуды)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)

14. Игровое упражнение «Объясни Незнайке»

-Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому?

Ребёнок должен объяснить смысл предложенной поговорки или пословицы.

  • Труд кормит, а лень портит
  • За твоим языком не посмеешь босиком
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Старый друг лучше новых двух
  • Одной рукой и узла не завяжешь

 Примерные образцы домашних заданий

1.Тема «Зима».

На занятии кружка дети заслушали письмо от жителей Африки о том, что они никогда не видели снег, лёд, не знают, что такое зима. Просят детей объяснить им, рассказать об этом времени года. Помогите подобрать такие слова, которые сделают рассказ эмоциональным, интересным, красочным. В рассказе надо отразить сведения о погоде, растительном  и животном мире, об изменениях в природе, об играх и развлечениях, о труде зимой. А также высказать свои впечатления о зиме.

2. Посмотрите вместе с ребёнком  по телевидению передачу  «Спокойной ночи, малыши». Поговорите с ребёнком об этой передаче. Вы могли бы обсудить вопросы:

  • Какова тема передачи? (о чём передача?) Что для Вас и Вашего ребёнка было интересно?
  • Как Вы считаете, почему телеведущий пригласил в свою передачу именно этих персонажей?
  • Какой вопрос показался Вам самым интересным? (смешным).
  • Что нового Вы узнали из передачи?
  • Какой была речь участников передачи?
  • Если бы журналистом были Вы (Ваш ребёнок), о чём Вы спросили бы гостя передачи?

 4. Рассказы «Фантазия о…»

 Ребёнок, превращаясь во что-либо или  в кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живёт.

5. « Как мы ходили на Новогодний утренник»

6.Беседа о поступках и наказаниях.

7. «Мои любимые животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...

"Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Благодаря таким играм ребенок приобретает коммуникативные способности....

Игры на развитие коммуникативных способностей детей

Эти игры отбирали совместно с логопедом МАДОО - их очень много, создана картотека. Здесь представлены наиболее интересные, коммуникативные игры помогают мне развивать у детей  умения устанавливат...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно ...

Игры на развитие коммуникативных способностей

В данной работе приведены игры:1. Для создания спокойной, доверительной атмосферы.2. На развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.3.На снятие телесных барьеров, развитие уме...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...