Самомассаж в логопедической практике
презентация к уроку по логопедии на тему

Тимофеева Оксана Александровна

     Самомассаж представляет собой лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая тканями или отдельным органами в виде трения,  давления, толчков, проводимыми различными специальными приёмами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОМАССАЖА

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж— это эффективное средство стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса, которое включает  совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, выполняемых самим ребёнком, под контролем взрослого.

        При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

       Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в любые логопедические занятия, в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна.

       Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения по самомасссажу сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихи  помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом  речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного –  активизировать.  Если ребёнок возбуждён мы в медленном темпе проговариваем стихотворение и в таком же ритме выполняем движения и наоборот -  делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать. Коллективное выполнение самомассажа и чтение стихотворения хором помогает сплотить детей, организовать их  для последующей  деятельности.

Последовательность  обучения детей самомассажу:

1.     Рассказ о пользе данного вида  массажа.

2.     Учимся находить и называть части  тела, которые будем массировать.

3.     Закрепление частей тела в игровой форме.

4.     Рассказ взрослого  о пользе массажа для каждой зоны.

5.     Показ массажа  в стихотворном сопровождении.

6.     Учимся выполнять массажные движения.  

7.     Уточнение   последовательности  движений.

8.     Самомассаж со стихотворным  сопровождением.

9.    Закрепление   детьми навыка  самомассажа на индивидуальных,

       подгрупповых занятиях.

10.   Использование самомассажа   в организационных  моментах занятий,

       в  физминутках  и в свободной деятельности.  

 

      Условия проведения самомассажа

  • Длительность самомассажа для дошкольников

     составляет 5 - 10 минут.

  •  Каждое движение выполняется 4-6 раз.
  •  Перед проведением самомассажа ребенок

     должен вымыть руки и лицо.

  •  Перед проведением самомассажа руки

     необходимо согреть (растереть друг о друга)

Приемы самомассажа:

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно- расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

Пощипывание - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Вибрация  вызывает усиление, а иногда и восстановление угасших глубоких рефлексов, улучшает сократительную функцию мышц и трофику тканей.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

       Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

  • общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
  • артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
  • пальчиковый.

    Последовательность выполнения:

  1. Самомассаж головы, шеи, туловища (не всегда), ушей.
  2. Артикуляционный (самомассаж щек, лба, носа, губ и языка).
  3. Пальчиковый.            

               Сочетание таких упражнений, как самомассаж и пальчиковая гимнастика, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно - логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. 

Приёмы самомассажа

Мышц головы и шеи.

  1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.
  2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней  вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

Мышц лица.

  1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
  2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
  3. «Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.
  4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
  6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.
  8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  9. «Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
  10. «Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
  11. «Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
  14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
  16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
  17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
  19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
  20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
  21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  22. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
  23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
  24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от   середины лба вниз по щекам к подбородку.

Ушных раковин.

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.

Мышц языка.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами,   а   затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук « пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж тела

 « Пироги »

За стеклянными дверями                 

Выполнять хлопки правой ладонью

по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами               

То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,     

Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?               

 Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                   

Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                   

Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                     

 Выполнять последовательное

К празднику наш стол готов!          

поглаживание рук, корпуса, ног

« Ладошки »

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,              

Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой                  

Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой                                     

 Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом                                  

  Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!                              

Хлопки над головой       

По коленкам – шлеп, шлеп!                                  

Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай!                                

Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай!                                      

Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной!                                

Шлепки по спине

Хлопаем перед собой!                                            

Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем!                

Поколачивание по груди

И крест-накрест руки сложим!                             

 справа, слева

И погладим мы себя.                                  

Поглаживание по рукам,

Вот какая красота!                                      

 груди, бокам, спине, ногам.

Пальчиковый самомассаж

Самомассаж ладоней щёткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком «Травка».

                               На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие

                            движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не

                            только пальцы, но и ладони. Направление движения - к себе

                                   Гладила мама-ежиха ежат:   «Что за пригожие детки лежат!»http://cs616417.vk.me/v616417962/15e3e/ngrf9lKbvog.jpg

    С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

«Утюжок»                                      «Добывание огня»                            «Прятки»

Карандаш я покачу                        Карандаш свой я катаю,                  Карандашик я сжимаю                      

Вправо-влево — как хочу.              Словно огонь я добываю.                  И ладошку поменяю.                             «Волчок»                                         «Подъёмный кран»                          «Вертолёт»                                  

По столу круги катаю,                  Карандашик поднимаю,                   Отправляется в полёт

Карандаш не выпускаю.                Крепко пальцем прижимаю.             Наш красавец – вертолёт.

Самомассаж мячиками-ежиками 
Мячик мой не отдыхает, 
На ладошке он гуляет. 
Взад-вперед его качу, 
Вправо-влево – как хочу. 
Сверху – левой, снизу – правой, 
Я его катаю, браво. 
В правой руке свой мячик сжимаю, 
Ну, а потом ладошку меняю. 
«Здравствуй, мой послушный мячик»- 
Скажет громко каждый пальчик. 
Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю. 
Отправляемся гулять – будем пальчики считать:1-2-3-4-5


Самомассаж Су – Джок шарами 
1)Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы ни ножек, 
Мне по пальчикам бежит 
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. 
Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да! 
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь! 

2)Я мячом круги катаю, 
Взад -вперед его гоняю. 
Им поглажу я ладошку. 
Будто я сметаю крошку, 
И сожму его немножко, 
Как сжимает лапу кошка, 

Каждым пальцем мяч прижму, 
И другой рукой начну.

Самомассаж пальцев эластичным кольцом-пружинкой.

 (Дети поочередно надевают массажные  кольца на каждый

палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) 
Раз– два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ 
Вышли пальцы погулять, 
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. 
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. 
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

       При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи ребенка, так как в основе речи – ритм. Развивается вербальная память ребенка: нужно запомнить, в соответствии с какой фразой загнуть тот или иной пальчик, одеть на него колечко. 

     Занимайтесь самомассажем с детьми, и результаты вас обязательно порадуют! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффект...

Памятка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов а...