КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Моисеева Наталья Михайловна

В занятии использованы схемы приставочных глаголов, разработанные Т. С. Ткаченко. Занятие может проводиться осенью при изучении темы или весной (в случае 1 года коррекции детей с ТНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perel.ptitsy.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ  РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

  (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)

ТЕМА:  «Перелетные  птицы»

ЦЕЛЬ:  Совершенствовать  лексико-грамматический  строй  речи.

ЗАДАЧИ:  1. Закрепить  понятие  «перелетные  птицы»  и  названия  перелетных  птиц.

2. Учить  образовывать  приставочные  глаголы  от  глагола  «летать»  с  опорой  на  схемы.

3. Упражнять  в  составлении  предложений  с  приставочными  глаголами  и  названиями  перелетных  птиц.

  1. Развивать  слуховое  внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинки  перелетных  птиц  (аист,  цапля,  журавль,  гусь,  утка,  лебедь,  ласточка,  скворец,  грач,  соловей,  жаворонок,  трясогузка,  стриж,  кукушка,  иволга),  схемы  приставочных  глаголов (по Т.А. Ткаченко).

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1. Организация  начала  занятия.

«Входной  билет» - назвать  одну  перелетную  птицу.

2. Основная  часть.

2.1. Закрепление  понятия  «перелетные  птицы».

ЛОГОПЕД: Сейчас  вы  назвали  перелетных  птиц.  А  почему  этих  птиц  называют  перелетными?

ДЕТИ:  Потому  что  эти  птицы  осенью  улетают  в  теплые  края,  а  весной  возвращаются  обратно  к  нам.

ЛОГОПЕД:  Почему  же  они  улетают  осенью?

ДЕТИ:  Потому  что  им  не  хватает  корма.  Они  питаются  насекомыми,  рыбой,  лягушками,  червяками.  А  зимой  этой  пищи  нет.

ЛОГОПЕД:  Вы  совершенно  правы.

2.2. Закрепление  названий  перелетных  птиц.

ЛОГОПЕД:  Назовите,  пожалуйста,  перелетных  птиц,  которые  питаются  лягушками.

ДЕТИ:  Аист,  цапля,  журавль.

        Когда  дети  называют  птиц,  логопед  выставляет  на  наборное  полотно  соответствующие  картинки.

ЛОГОПЕД:  Назовите  перелетных  птиц,  для  которых  основной  корм  -  рыба.

ДЕТИ:  Гуси,  утки,  лебеди.

ЛОГОПЕД:  Назовите  перелетных  птиц,  которые  питаются  насекомыми  и  червями.

ДЕТИ:  Грачи,  скворцы,  ласточки,  стрижи,  соловьи,  жаворонки,  трясогузки,  иволги,  кукушки.

ЛОГОПЕД:  Ребята,  а  дятел  тоже  питается  насекомыми  и  личинками.  Почему  он  не  улетает?

ДЕТИ:  У  дятла  крепкий  клюв,  которым  он  выдалбливает  корм  из-под  коры  деревьев.

ЛОГОПЕД:  Верно.

2.3. Физминутка.  Развитие  слухового  внимания.

ЛОГОПЕД:  Я  предлагаю  вам  ненадолго  превратиться  в  птиц  и  полетать.  А  я  буду  читать  стихотворение,  в  котором  перечисляются  названия  разных  птиц.  Но  будут  попадаться  и  другие  слова  -  не  названия  птиц.  Если  вы  услышите  такое  слово,  присядете  на  корточки.  Внимание!  Полетели!

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Мухи  и  стрижи,

Аисты,  вороны,

Галки,  макароны.

Прилетели  птицы:

Голуби,  куницы,

Соловьи,  ножи,

Лебеди,  чижи,

Болтики,  кукушки,

Зяблики,  ватрушки.

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Чибисы,  чижи,

Гаечки,  стрижи,

Аисты,  кукушки,

Даже  совы – сплюшки,

Лебеди  и  утки  -

Вот  спасибо  шутке!

2.4. Образование  приставочных  глаголов.

ЛОГОПЕД:  Сейчас  вы  изображали  движения  птиц.  Покажите  кистями  рук,  как  двигается  птица,  назовите  это  действие.

        Дети  выполняют  упражнение  «птица»  и  называют  действие  -  летает.

ЛОГОПЕД:  Птицы  летают.  Сейчас  мы  с  вами  будем  работать  со  словом  «летать».  Это  действие  и  слово  мы  обозначим  стрелкой.  Посмотрите  на  эту  схему.  Как  вы  думаете,  как  изменится  слово  «летать»?  В  какое  оно  превратиться  слово?

        Логопед  показывает  начальную  точку,  движение  по  стрелке  и  конечную  точку.

ЛОГОПЕД:  Что  сделала  птичка?

ДЕТИ:  Перелетела.

ЛОГОПЕД:  Правильно.  Слово  «летать»  превратилось  в  слово  «перелетать».

        Аналогично  со  схемами  прорабатываются  глаголы:  прилетать,  улетать,  влетать,  вылетать,  подлетать,  отлетать,  слетать.

ЛОГОПЕД:  Давайте  повторим.  Я  буду  показывать  схему,  а  вы  называете  действие.

        Дети  по  предъявлению  схемы  хором  называют  глагол.

2.5. Составление  предложений.

ЛОГОПЕД:  Теперь  мы  будем  составлять  предложения.  В  каждом  предложении  надо  использовать  название  перелетной  птицы  и  действие.  Но  действия  у  всех  будут  разные.  А  название  перелетной  птицы  может  быть  любое.

        Схемы  приставочных  глаголов  разыгрываются  лотереей  или  по  типу  фантов.

ЛОГОПЕД:  И  еще  одно  условие  -  в  предложении  должно  быть  больше  двух  слов.  В  конце  занятия  вы  выберете  самые  красивые  и  интересные  предложения.  Кто  хочет  быть  первым?

        Дети  по  одному  выходят  к  наборному  полотну,  показывают  свою  схему,  изображение  выбранной  птицы  и  составляют  предложение.  Логопед  при  необходимости  помогает  наводящими  вопросами  или  привлекает  к  помощи  других  детей.

3. Организация  окончания  занятия.

ЛОГОПЕД:  Молодцы!  Вы  все  проявили  фантазию.  А  чьи  предложения  вам  понравились  больше  всего?

        Дети  по  очереди  высказывают  свое  мнение.  Логопед  обобщает  мнения  и  делает  вывод  о  том,  какое  предложение  можно  назвать  интересным,  обращая  внимание  на  правильность  построения  фразы.

ЛОГОПЕД:  Наше  занятие  на  этом  закончено.  На  прогулке  я  прошу  вас  понаблюдать  за  птицами.  А  когда  вернетесь  в  группу,  вы  мне  расскажете,  каких  птиц  вы  видели,  и  какие  действия  совершали  эти  птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по разделу "Коммуникация" на тему: "Зимние забавы" с использованием метода моделирования

Программное содержание:продолжать учить детей составлять рассказы последовательно, используя схематические модели;способствовать употреблению в речи детей названий зимних видов спорта;развивать умение...