Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".
консультация по логопедии на тему

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему и оранизм в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx6.21 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками.

Консультация для педагогов.

Заикание, как известно, - сложная проблема как в теоретическом, так  и практическом аспектах.

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Оно касается не только речевой функции. Но и расстройств нервной системы заикающегося, его физического здоровья, общей и речевой моторики, собственной речевой функции, а также психологических особенностей. Перечисленные отклонения в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, усложнение одного из перечисленных  отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему и организм в целом, то есть использовать комплексный медико – психолого – педагогический подход.

Методики по коррекции заикания целого ряда авторов -  С.А. Мироновой, Г. А. Волковой, Н. А. Власовой, Н. А. Чевелевой, В. И. Селиверстова и др. являются основой работы по преодолению заикания.

Постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью достигается не путем механических тренировок. А благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной. Речевые упражнения с этой целью проводят в условиях общения в специально созданной коррекционно – развивающей  среде, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения детей, их возраста и половой принадлежности.

1-й этап работы. Ограничение речи.

 Учитель-логопед совместно с воспитателем доступно объясняют детям необходимость молчания и находят условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых.

 В этот период все сотрудники детского сада создают и поддерживают спокойную обстановку, общаются с помощью шепотной речи и жестов. К детям приходит Дед Молчок. Режимные моменты и другие формы работы с детьми в течение дня сопровождает тихая, спокойная музыка.

Одним из сложных и важных моментов на этапе ограничения речи является организация деятельности детей. Воспитатель умело рассредоточивает детей в групповом пространстве. Для этого используются ширмы, детская мягкая мебель, столы для индивидуальных безречевых игр.

  Занятия носят обучающий характер:  учитель-логопед и воспитатель рассказывают детям сказки, рассматривают картины, то есть учат слушать и выполнять указания взрослых, но при этом молчать. Сложнее соблюдать «режим молчания» во время игр. Здесь необходимо придумать занятие для каждого ребенка.  Дети играют с различными мозаиками, строительными конструкторами, настольными играми.

   На этом этапе начинаем работу над постановкой диафрагмально-реберного дыхания. Используем различные игрушки: вертушки, шарики, мыльные пузыри, дутье на плавающие игрушки, подвешенные силуэты бабочек, птиц.

   Одно из направлений работы – коррекция общей и мелкой моторики.  В группе для детей оборудованы уголки сенсорного развития, в которых имеются разнообразные игры, пособия. Важное место уделяем релаксации. В игры вводим упражнения для расслабления мышц кистей рук, ног, шеи, предплечья: имитируем движения различных животных, их повадки, используя маски и другую атрибутику.

  Работая над коррекцией звукопроизношения, воспитываем у детей звуковую культуру речи: развиваем слуховое, зрительное внимание и память, пространственные ориентировки, учим подражательности, формируем тормозные установки. Коррекцию общего и речевого поведения связываем со всеми режимными моментами.

   Чтобы не вызывать рецидивов заикания, плавно переходим к шепотной речи.

  Создание такой коррекционно- развивающей среды на этапе ограничения речи обусловлено необходимостью «погасить» патологический рефлекс на заикание и успокоить нервную систему ребенка.

  2-й этап работы. Сопряженная речь.

  Задачи этого этапа:

  • Формирование сопряженного  произношения (проговаривание ребенком слов, фраз одновременно со взрослым);
  • Развитие просодических сторон речи;
  • Активизация и пополнение словаря по лексическим темам;
  • Обучение элементам творческой игры.

Сопряженную речь формируем сначала в хоровой драматизации, накапливая у детей речевой материал, который они используют позднее при самостоятельном развертывании игры.

Ведущее место в коррекционной работе на протяжении всех этапов занимают игры с пением (хороводы). Они оказывают благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей.

3-й этап работы. Обучение отраженной речи.

  Повторение ребенком фразы за взрослым, без совместного ее проговаривания. Продолжаем развивать игровую деятельность детей в процессе подвижных игр с правилами.

 В старшей группе начинаем подготовку к обучению детей грамоте: развиваем фонематический слух и знакомим с буквами, используя разнообразный игровой материал.

Продолжаем обучать детей играм по одному, рассредоточивая их по группе и ограничивая речь.

 4-й этап работы. Обучение детей вопросно-ответной речи.

Воспитываем умение отвечать на вопрос одним словом, затем полной фразой, работаем над развитием диалогической речи, развиваем лексико-грамматическую сторону речи, связанные с этим психические процессы. В играх обучаем детей общению со сверстниками и со взрослыми. Активно используем на этом этапе сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры , конструкторы.

 5-й этап работы. Обучение детей самостоятельной речи.

   Обучаем воспитанников дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий и действий в различных играх.

 На этом этапе используются разнообразные ширмы для спектаклей, костюмы, маски, куклы и атрибуты для обыгрывания сказок в различных видах театров, предметы – заместители для сюжетно-ролевых игр.

 Таким образом, в основе всей системы работы по преодолению заикания лежит комплексный подход, предполагающий прежде всего создание мобильной коррекционно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию у воспитанников основных психических процессов, формированию личностных качеств, овладению речью, свободной от заикания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие применения метода библиотерапии в работе с заикающимися дошкольниками

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей невозратизацией населения число страдающих логоневрозом также увел...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...