Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Рабочая программа " Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx86.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

ГБОУ Школа  № 1692

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

НА

ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ »

             Учитель – логопед:

Ададурова  Виктория  Валерьевна

 

2014 – 2015  учебный год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  1. Содержание программы……………………………………………...7

  1. Содержание логопедической работы по преодолению

ФН и ФФН, ОНР-III ур.р. у детей  6-го года жизни……………………11

  1. Содержание логопедической работы по преодолению

ФН, ФФН, ОНР III ур.р.  у детей  7-го года жизни……………………..14

  1. Перспективное планирование индивидуальной

коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению …….......18

  1. Методическое обеспечение      …………………………………........22

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ). Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.

Программа основана на использовании следующих программ: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

Актуальность.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной  задачей дошкольного  учреждения  является  подготовка   ребенка  к  школе,  в  том  числе  к  усвоению  письменной  речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.                                                Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,

а так же его социализации.

В общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, (такими как, общее недоразвитие речи, дизартрия), возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

           Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

В основе создания этой программы используется  опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.

В основу логопедической работы (деятельности учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические  программы, в частности , «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.

.Однако,  данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

           Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой

и общей подготовке детей к школе.

              Цель программы – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать навыки учебной деятельности.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

  • Образовательные:    

-формировать  навыков учебной деятельности;

-подготовить детей  к обучению грамоте;

-расширять представления детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира;

  • Коррекционно – развивающие:

 -раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

-преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников;

-воспитание артикуляционных навыков,  звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

  • Воспитательные:

-воспитание  коммуникативности, успешности в общении;

-воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих  

 принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

Характеристика  обучающихся.

         Структура дефектов у дошкольников, посещающих логопункт, неоднородна.  На коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами: фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), некоторые из этих диагнозов осложнены дизартрией, нарушением темпа и ритма.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя, связной речи.

        3-й уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточная  сформированность  некоторых грамматических  категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, нарушением причинно-следственных отношений.

В беседе, при составлении рассказа  преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может,  как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их:  такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. Однако,  по-прежнему,  часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Однако,  недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание.   Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста со сроком обучения 3 года.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

потоке.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Содержание программы.

 Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений  у детей на дошкольном  логопункте.

Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

 Сентябрь – обследование детей старшего дошкольного возраста, заполнение речевых карт, оформление документации. С 1 по 15 мая – промежуточная диагностика. Составление списков на следующий учебный год.  

На каждого ребёнка, зачисленного на занятия,  заводится речевая карта, разработанная О.А. Безруковой.                                        

Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, составляет 15 человек на ставку, не менее 25 детей в год.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий,  максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПином. В соответствии СанПином продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада по мере возможности  закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

 Формы организации образовательной деятельности.

Данная коррекционная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная  логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Для  занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  

Программа  составлена с учётом  основных форм организации коррекционных занятий.

Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных   упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.  Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); 

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
  • Развитие речевого дыхания и голосообразования.
  • Постановка отсутствующих или искажённых  звуков.
  • Автоматизация  и дифференциация звуков.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

-   ФНР – 2-3  раза в неделю;

 -  ФФНР – 2-3   раза в неделю;

 -  ОНР III ур.р. р. – 2-3 раза в неделю.

Структура индивидуального логопедического занятия.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для  развития      мимических мышц.

2.  Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по формированию речевого голоса.

5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

6. Упражнения для развития слухового внимания  и фонематического восприятия.

7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация  правильного звукопроизношения в речи ребенка.

8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

9. Формирование лексико-грамматических представлений.

10. Обучение элементам грамоты.

11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Подгрупповые  (микрогруппы). Для  занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  

Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию  фонем в собственной  и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Цель и содержание занятий:

Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 2-3детей,  имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Занятия в микрогруппе (2-3 человека) проводятся по мере необходимости.

На данных занятиях осуществляется:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
  • Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
  • Закрепление  грамматических категорий.
  • Развитие связной речи.

.         Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями  в коррекции речи каждого ребенка.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. 

Взаимодействие с педагогами ГБОУ.

                                                       Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- моторный праксис;

-  звукопроизношение;

-  фонематические процессы;

-  языковой анализ;

-  психологическая база речи;

-  обогащение и активизация словаря;

-  развитие связной речи;

-  лексико-грамматическое развитие.

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель).

Выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

 Игры с пением, шумовые оркестры, музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Физическое воспитание (руководитель по физической культуре).

Выполнение общеразвивающих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Взаимодействие с педагогом-психологом.

Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.

Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует: 

разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,

составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой

Содержание логопедической работы по преодолению

ФН и ФФН, ОНР-III ур.р. у детей  6-го года жизни.

I период

Основное содержание работы

Развитие речи

Произношение

Фонематическое восприятие

      Выработка дифференци рованных  движений  органов артикуляционного аппарата.

     Развитие речевого дыхания.

     Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных,  согласных), имеющихся в речи детей.

    Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

   Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

  Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

   Воспитание правильной ритмико-интонационной

и мелодической окраски речи.

  Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

  Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

  Дифференциация речевых

и неречевых звуков.

  Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

  Различение слогов, состоящих из правильно

произносимых звуков.

  Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

  Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

  Преобразование слогов за счёт одного звука.

  Различение односложных

и многосложных слов.

   Выделение звука из ряда других звуков.

   Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

   Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

        Закрепление навыка употребления категории

числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют).

     Закрепление навыка употребления формы родительного падежа

с предлогом у.

     Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё 

с существительными мужского, женского, среднего рода.

       Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили).

        Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

     Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно –  ответный и наглядно – графический планы.

 

II период

    Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

      Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.

   Постановка отсутствующих звуков.

 Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких  текстах.

   Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

   Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – [пь],

[т] – [ть] и т.д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б],

[к] – [г] и т.д.);

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении        после согласного           в слове;
  • совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;
  • анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

       Практическое знакомство

с понятием «твёрдый

 – мягкий звук и глухой – звонкий».

             Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

           Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

        Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – пь]

[т] – [ть] и т. д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • составление предложения с определённым словом
  • анализ предложения из двух слов.

            анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепления в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования  относительных прилагательных;
  • согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

  • подбирать однокоренные слова;
  • образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);
  • составлять предложения
  • по демонстрации действий, картине, вопросам;
  • распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми,      дополнениями, определениями;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения

     по картине, серии картин,

     пересказывать тексты

    насыщенные изучаемыми

    звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Распространение предложений за счёт введения

однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по картине, по вопросам.

Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III период

     Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

     [р] – [л];

  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечении-

     ем трёх согласных;

  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительнос-ти  речи.

      Составление схемы слова

с выделением ударного слога.

 Выбор слова к соответствующей графической схеме.

   Выбор графической схемы к  соответствующему слову.

   Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

  Подбор слова с заданным количеством звуков.

  Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

  Определение порядка следования звуков в слове.

   Определение количества

и порядка слогов в слове.

  Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

       Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.)

         Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

 Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).

   Образование существительных

от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).

    Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Составление рассказов

с элементами творчества.

Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в вы-сказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Содержание логопедической работы по преодолению

ФН, ФФН, ОНР III ур.р.  у детей  7-го года жизни.

I период

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

    Постановка отсутствующих звуков.

  Закрепление правильно произносимых звуков.

   Выработка дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата.

   Развитие речевого дыхания.

   Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

  Формирование грамматически правильной речи.

  Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слов:

`та – та, та – `та,  `та – та – та, та – `та – та.

  Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:

Различение звуков на слух:

  • по твёрдости –            мягкости;
  • по глухости – звонкости;
  • по месту образования  

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

    Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

  Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков.

     Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).

   Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

   Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

          Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом,  кнут.

         Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).

       Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

Преобразование слогов.

     Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

    Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

    Составление графической схемы слова.

       Называния порядка следования звуков

в слове.

     Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.

Умение давать качественную характеристику звуку.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и

с предлогами.

         Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма),

различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.)

       Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,  моя сумка, мои туфли).

       Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…);

способом присоединения суффиксов (мех – меховой -  меховая, лимон – лимонный – лимонная);

  к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); 

   способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).

   Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

   Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). 

Распространение простого предложения  прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто?  что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

   Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в,

под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

  Объединение нескольких предложений  в небольшой рассказ.

    Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа).

Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II период

  Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

   Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

  Усвоение слов сложного слогового состава (трату-

ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

  Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

  Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация.

   Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

   Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

  Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

  Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

 Составление схемы слов из фишек и полосок.

 Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.

   Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Закрепление слогообразующей роли гласных

(в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.)

  Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

  Определение количества слов в предложении и их последовательности.

  Деление слов на слоги.

  Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

  Формирование навыка преобразования слогов и  слов с помощью замены звуков (му – пу).    Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.).      Определение количества слов в предложении и их последовательности.

 Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

 Выкладывание из полосок схемы предложения.

 Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

    Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

  Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья).

  Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой.

  Дети кормили белку.

У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (боль-

шой мишка, большая кошка, большие кубики);

согласование прилагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой…  голубой  платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца).

Согласование числительных с существительными

роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек).

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

(играю – играл – буду иг-рать); глаголов  совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал).

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.)

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал);

присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) 

  Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист)

  Привлечение внимания

к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы)

  Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.)

  Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы.   Машина подъехала к гаражу.

Саша катался на трёхколёсном велосипеде.)

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика.  Дети давали корм… белым роликам…)

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот.)

Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу).

Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч)

Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор.  Конструктор подарил брат.

Роме понравился конструктор, который подарил брат.)

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Перспективное планирование

индивидуальной коррекционно-развивающей работы

№ п/п

сроки

Содержание

Развитие артикуляции, речевого дыхания

Развитие мелкой моторики

Развитие ВПФ, Использование ИКТ.

I

Исправление  сигматизмов  свистящих звуков ( межзубные, боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы)

1.

Сентябрь-Октябрь

Постановка звука «С»

Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в  выдувании тонкой холодной струи воздуха  вниз; контролировать положение губ

(улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -
«Холодный ветер»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж  пальчиков.

 

Развитие мышления.

Игры :

«Четвёртый лишний».

Работа с логопедическим тренажёром.

«Продолжи предложения».

2.

Октябрь-Ноябрь

Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация зв. «Сь».

Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.

Дыхательное  упр-е «Осень».

Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов.

Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка».

Развитие зрительной памяти.

Исправь предложения:«Что не так?», «Один-много».

Работа с логопедическим тренажёром.

3.

Ноябрь-Декабрь

Постановка звука «Ц»

Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.

Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.

Учить воспроизводить  слияние «тс» очень кратко и быстро.

Следить  за положением губ и языка.

Дыхательное  упражнение «Вьюга».

Учить включать голос при произнесении звука «С».

Дыхательное упр. «Комарик».

П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины».

Развитие математических способностей.

»Счёт предметов от 1 до 5 и обратно», игра «1-2-3..» (на материале отрабатываемых звуков).

Работа с логопедическим тренажёром.

II

Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые,призубные, межзубные, парасигматизмы)

4.

Декабрь

Постановка звука «Ш».

Автоматизация звука «Ш».

Дифференциа-

ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь».

Учить удерживать язык  « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ

( вытянуты вперёд. округлены)

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».                        


П.г «Ёлочка», «Зима».

Развитие внимания.

«Чего не стало».

Работа с логопедическим тренажёром.

5.

Январь-Февраль

Постановка и автоматизация звука «Ж».

Учить включать голос при произнесении звука «Ш».

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-
«Лопата копает» -«Вкусное варенье»
- «Фокус» - «Теплый ветер».                        

Дыхат. упр-е «Вьюга».

П.г.: «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»..

Развитие слуховой памяти: «Назови слова тройками».

Работа с логопедическим тренажёром.

III

Исправление  ламбдацизмов  (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы).

Январь

Постановка звука «Л».

Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами.

 Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»-
«Пароход» -«Пароход гудит».                      

Дыхат.  упр.: «Ветерок

Повторение.

Работа с логопедическим тренажёром.

6.

Февраль

Автоматизация звука «Л».

Постановка и автоматизация звука «Ль».

Звуки «Л-Ль».

Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш».

Подготови-

тельные упражнения к постановке звука «Р».

Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.

Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Удерживать язык  за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».

Повторение.

Развитие памяти.

Работа с логопедическим тренажёром.

IV

Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы).

7.

Февраль-Март

Постановка звука «Р».

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция):
«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-
«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -
«Пулемет».

П.Г. «Весна», «Мамин день».

Развитие мышления.

«Назови ласково».

Работа с логопедическим тренажёром.

8.

Апрель-Май

Автоматизация звука «Р».

Постановка и автоматизация звука «рь».

Постановка  и автоматизация звука «Ч».

Постановка и автоматизация звука «Щ».

Дифференци-ация звуков

«Р-РЬ,

Р-Л, ть-ч».

Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Учить  образовывать  смычку кончика языка с верхними дёснами.

Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Весенние цветы».

Развитие внимания: «Найди лишнее слово»,«закончи предложение», «один-много».

9.

Май

Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Насекомые», «Птицы».

Развитие логического мышления «Закончи предложение».

Работа над слоговой структурой слова.

1. Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(Индивидуально, на материале правильно произносимых  звуков).

1.Подготовительный этап: работа на невербальном уровне, работа на вербальном уровне.

2.Коррекционный этап: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова (двусложные слова из открытых слогов (вата), трѐхсложные слова из открытых слогов (машина)).

2. Период обучения (декабрь, январь, февраль).

  • Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак).
  • Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).
  • Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).
  • Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник).

3.  Период обучения (март, апрель, май).

  • Трѐхсложные слова с закрытым слогом (теремок).
  • Трѐхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).
  • Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка).
  • Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).
  • Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).
  • Четырѐхсложные слова из открытых слогов.

Методическое обеспечение

  1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Агранович З.Е.  Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. –С-П., 2004
  3. Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000
  4. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
  5. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду . Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. М. Скрипторий 2003
  6. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. М. Скрипторий 2003
  7. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа. М.  Скрипторий 2003
  8. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  9. Иншакова О.Б.. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
  10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  11. Каше Г.А., Т.Б. Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
  12. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  13. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  14. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  15. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  16. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  19. Косинова Е.Н..Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
  20. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
  21. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  22. Курдвановская Н.В. .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
  23. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  24. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  25. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно.С.П. : Детство Пресс,2002
  26. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  27. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
  28. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  29. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  30. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.: АРКТИ, 2004.
  31. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.: АРКТИ, 2004.
  32. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.: АРКТИ, 2004.
  33. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук С, З. – М.: АРКТИ, 2004.
  34. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. – М.: АРКТИ, 2004.
  35. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  36. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.  Сборник упражнений. Альбом дошкольника. М.,2003
  37. Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.
  38. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  39. Филичева Т.Б, Т.В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
  40. Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
  41. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М.: Издательство «Альфа», 1993
  42. Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007
  43. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М., 2008.

Дидактические пособия и игры

  1. Развитие мелкой моторики рук:
  • Шнуровки
  • Выложи из палочек.
  • Выложи из ниток.
  • «Разложи пуговицы по цвету».
  • Мелкий конструктор.
  • «Сложи кубик»
  • Мозаика.
  • Детские эспандеры,
  • Шарики су-джок,
  • Массажные кольца,
  • Массажные мячики,
  • Массажные коврики.
  • Карандаши с гранями для массажа рук.
  • Массажное колечко для массажа пальчиков рук.
  • Трафареты.
  • Доска для обведения предметов (по лексическим темам).
  • «Разложи пробки по баночкам»
  •  «Собери бусы»
  • Разрезные картинки по лексическим темам.
  • Игры с прищепками
  1. Развитие речевого дыхания:
  • «Снегопад»
  • «Осенние листочки»
  • «Поляна с бабочками»
  • «Подуй на самолётик»
  • «Прокати мячик по дорожке»
  • «Лодочка плыви»
  • Султанчики.
  • Зонды крутящиеся
  1. Связная речь:
  •  Персонажи из сказок.
  • Сюжетные картинки.
  • Мозаика «Времена года» – 4 шт.
  • Карточки-схемы (времена года)
  • Таблица «Осень», «Зима»
  •  «Разложи по порядку»
  • «Какая картинка лишняя»
  • «Поймай картинку на заданный звук».
  • Разрезные картинки (сказки).
  1. Звуко-буквенный анализ и синтез слова:
  • «Город звуков»
  • Таблицы для индивидуальной работы.
  • Символы гласных и согласных звуков.
  • Таблицы Коноваленко (большой формат)
  • Паровозик 3 вагона  (начало, середина, конец слова).
  • Магнитная доска с буквами.
  • Индивидуальные доски с набором букв.
  • Большие буквы для наборного полотна.
  • Таблицы: «Соедини букву с картинкой»
  • Доска для обведения букв.
  • Кубики со слогами, буквами
  1. Лексико-грамматические категории:
  • Настенные таблицы: овощи, фрукты, цвет.
  • Наборы картинок на обобщение.
  • Мозаика «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Рыбы»
  • «Четвёртый лишний» (по лексическим темам).
  • Картинки «Один – много»
  • Игра «Предлоги» (карточки, картинки)
  • Карточки «Составь предложение»
  • Набор предметов (металлические, бумажные, кожаные, деревянные)
  • Предметные картинки.
  • Картинки-действия.
  • Профессии «Кому что необходимо».
  1. Ориентировка в пространстве.
  • «Куда поехала машина?»
  • Сюжетные картинки (предлоги, лево-право).
  • «Кто где?»
  • Карточки «Разложи также»
  1. Фонетико-фонематические процессы:
  • Предметные картинки на все звуки (большие и малые).
  • «Позвони в колокольчик, если услышишь звук …»
  • Логопедическое лото  Р, Рь.
  • Логопедическое лото Л, Ль.
  • Логопедическое лото  С, Сь, З, Зь, Ц.
  • Логопедическое лото Ч, Щ, Ш, Ж..
  • «Заведи мотор у машины» (автоматизация звука Р)
  • «Довези машину до гаража» (автоматизация звука Р)
  • «Змея шипит» (автоматизация звука Ш)
  • «Чайник закипел» (автоматизация звука С)
  • Сюжетные картинки на звуки.
  • Карточки на лишнюю картинку.
  • Картинный материал на все звуки
  • Компьютерные диски на все звуки
  1. Высшие психические функции:
  • «Четвёртый лишний»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не хватает?»
  • Головоломки (жуки, бабочки)
  • «У кого что или кто чем играет?»
  • Разрезные картинки по лексическим темам.
  • Куб с вкладышами.
  •  «Подбери правильно заплатку»
  • Дополни картину (времена года, цифры)

Заключение

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,  разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.

 В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных тре...

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте».Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание ...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями в условиях логопункта»

Представлена рабочая программа коррекционно-равивающей работы с детьми с  речевыми нарушениями ФФНР, ОНР III уровня, ОНР II уровня, ОНР  I уровня в условиях логопункта. В приложении имеется ...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2017-2018уч.год)

Программа составлена для работы на логопункте  с дошкольниками 5-7лет с учётом современных технологий....

Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте

Данная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Веракса Н.Е., Каше Г.А., Филичева Т.Б.,...

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте у детей 5-7 лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готов...

Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"

Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....