Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Семенова Наталья Николаевна

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

     

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной   работы с детьми ОВЗ.

В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст, на который попадает преобладающее число случаев возникновение этого речевого нарушения. От того насколько своевременно и квалифицированно будет осуществлено коррекционное воздействие, зависит успех и устойчивость к рецидивам. Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации. Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так. В.М.Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические  рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

 Ритмическая организация является основой нашей жизни. Все вокруг нас подчинено определенному ритму. Смена дня и ночи, времен года, биологические ритмы. Данные многих ученых доказывают непосредственную связь между слуховыми и двигательными ощущениями. Так же различные педагогические системы подчеркивают большую значимость логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста. Любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи. Для игр и занятий с такими детьми наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как  он дает богатый практический материал, активизирует их в совместной деятельности с логопедом, имеет большое значение в деле оздоровление эмоциональной и волевой сферы ребенка.

 В коррекционной работе с детьми логоритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Также оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, содействует развитию его положительных сторон.

   Поэтому организованную деятельность с использованием логоритмики следует  проводить  музыкальному руководителю совместно с логопедом. Музыкальный руководитель в течении года подбирает игры, музыкальное сопровождение к ним. А так же разучивает на занятиях тексты песен и игр. На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить   следующие упражнения и игры:

  - вводные упражнения;

  - упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

  - упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;

   -творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности,  инициативы;

   -упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

   -упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;

   -упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;

   -заключительные упражнения;

   -инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), пантомимы, концерты.

   Логоритмический материал в течение учебного года целесообразно сочетать с тематическо-лексическим планированием, а так же с целями и задачами  логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания. С периода сопряженного произношения даются задания с речью, в которых отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность. Все игры и упражнения, проводимые  в совместной музыкальной деятельности, вводятся в праздники и  досуги. Итоговые мероприятия группы и ДОУ проводятся совместно с участием родителей. Все это необходимо для положительного эмоционального фона детей, их раскрепощению и закреплению полученных навыков плавной речи.

В логоритмической работе с такими детьми можно выделить следующие разделы:

а) воспитание медленного темпа и плавных движений

Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений, торможение.

б) связь речи с движением и музыкальным ритмом

Упражнения с речью, связанные с координацией движения.

   Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например, маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.

   Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например, считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала.

   Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например, перебрасывают мяч друг другу, произнося  любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.

   В заключение этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.

в) связь движения и речи с характером ритмом.

Например, считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом.

   Различные движения и речевые сопровождения, проводимые одновременно с  усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.

   Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Дети маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.

г) практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях

Предлагаются два вида заданий: 1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например, маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Ребенок сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления; 2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.

Так же в работе с этими детьми рекомендуется широко использовать пение. Важную роль играет текст песни, он не должен включать звуки, не усвоенные детьми на логопедических занятиях. Индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем в форме своеобразного диалога: один поет вопрос, а двое или трое пропевают ответ, и наконец, диалог поют двое заикающихся, причем тот у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога. Во время пения у детей вырабатывается не только напевность, но и уверенность при правильном и хорошем исполнении. Рекомендуется использовать индивидуальное пение на праздниках и выступлениях перед родителями и другими детьми детского сада.

 В заключении можно отметить, что логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной  деятельности  разнообразна по содержанию, по видам музыкальной деятельности детей, способствуют развитию гармоничной личности ребенка и устранению его речевых проблем.

Литература:

  1. Басов М.Я. Движения под музыку.- В кн.: Избранные психологические произведения. - М., 1975.
  2. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. – Вопросы психологии, 1982 г.
  3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд. – М., 1959.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985 г.
  5. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. – Л., 1982 г.
  6. Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. – М., 1968 г.
  7. Голощекина М.П.  Средства и форма работы с детьми по развитию движения. – В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника. М., 1975 г.
  8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960 г.
  9. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. – Вопросы психологии, 1961 г.
  10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. – М., 1978
  11. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд.- М., 1973 г.
  12. Рождественская В.И., Павлова А.И. Подвижные игры для заикающегося дошкольника. 2-е изд. – М., 1967 г.
  13. Руднева С., Фиш Э.  Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972 г.
  14. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987
  15. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. – В сб.: Из опыта логопедической работы.- М., 1955 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

Логопедический массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ТНР

Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР....

Вестибулярная и проприоцептивная системы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребен...