КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ "МАРКОША В ГОСТЯХ У ОСЕНИ"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Калачева Наталья Евгеньевна

 

Цель занятия: сформировать целостное представление воспитанников о времени года "осень".

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме "Времена года - осень";

- учить детей составлять простые предложения о приметах осени;

- совер­шенствовать грамматический строй речи;

- развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, пальчиковую моторику;

- развивать социально-коммуникативные навыки воспитанников;

-развивать познавательные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, причинно-следственные связи, внимание, воображение).

 

Оборудование:

зайчик (кукла бибабо);

корзинка;

игрушечная морковь для корзинки;

 картинки с приметами (6);

веточки с листьями;

настоящие фрукты, зубочистки, 2 тарелки;

игрушечные грибы;

две корзинки;

бассейн с шариками;

разрезные картинки зимующих птиц;

фигурки животных, листья, стеклянные шарики для песочницы;

трафареты одежды;

смайлик;

подарок детям.

 

Ход занятия:

Звучит музыка осени. Заходят дети.

Речедвигательная гимнастика «Давайте поздороваемся». Дети стоят в кругу.

Звучит музыка: дождь с громом и грозой. Раздается стук в дверь и появляется зайчик с корзинкой.

МАРКОША  (испуганно): Здравствуйте, куда это я попал?

ЛОГОПЕД: Здравствуй зайчик. Ты попал в детский сад. Как тебя зовут? И почему ты такой мокрый и напуганный?

МАРКОША: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маркоша. Мама отправила меня за морковкой. Я набрал морковки и собрался обратно. Погода была хорошая, светило солнышко, пели птички. А тут вдруг Бабах, кап-кап-кап! Я испугался и побежал куда глаза глядят. И оказался здесь.

ЛОГОПЕД: Маркоша, как хорошо, что ты к нам попал. Ничего страшного не произошло, просто наступила осень.

МАРКОША: Осень, вы знаете, я родился только прошлой зимой и не знаю, про это время года.

ЛОГОПЕД: А наши ребята уже большие, они уже очень много знают. Садитесь на стульчики, и мы побываем у осени в гостях.

 Дети и Маркоша садятся за стульчики.

СЛАЙД 1 "В ПАРКЕ"

ЛОГОПЕД: Посмотрите на картинку и скажите, какое время года вы видите?

ДЕТИ: Осень.

ЛОГОПЕД: а как вы догадались, что на картине осень?

ДЕТИ: на деревьях разноцветные листочки.

ЛОГОПЕД: правильно, ребята. Осенью листья становятся разноцветными и опадают. Маркоша, запоминай, опавшие листья - это примета осени.

МАРКОША: ой, спасибо, теперь я знаю, что такое осень.

ЛОГОПЕД: Нет, Маркоша, опавшие листья - это только первая примета осени, есть еще и много других. Ребята, какие еще приметы осени вы знаете?

СЛАЙД 2 "Интеллектуальная карта"

ДЕТИ: дождик, урожай, дети надевают теплую одежду, животные и птицы готовятся к зиме, листья желтеют.

ЛОГОПЕД: да ребята, у осени очень много примет, и вы правильно их назвали. Маркоша, теперь ты знаешь, как много у осени примет.

МАРКОША: да, я понял, у осени очень много примет. Я очень хочу узнать про них побольше.

ЛОГОПЕД: Не волнуйся, мы тебе сейчас все расскажем.

Перед детьми выкладываются картинки с приметами.

1. Листочки (первая примета)

СЛАЙД 3 ЛИСТОЧЕК

Дыхательная гимнастика

ЛОГОПЕД:

- Вот листочки желтые, вот листочки красные

  Вы подуйте дети на листочки разные

- Молодцы вы очень старались.

- Сколько листьев золотых

 Соберем в букет мы их.

Пальчиковая гимнастика

 

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

 

 

 

 

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

ЛОГОПЕД: Мы свои букеты собрали, а теперь давайте поможем собрать букет девочке.

Дети выходят к доске и собирают листья (и каштаны).

ЛОГОПЕД: Вот Маркоша, это первая примета осени, а чтобы ты не забыл вот тебе карточка - напоминалка.

Кто-то из ребят дает картинку Маркоше.

МАРКОША: Спасибо. 

Кладет карточку в свою корзинку.

 2. Дары осени (вторая примета)

СЛАЙД 4 "Овощи и фрукты"

ЛОГОПЕД: Ребята, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

МАРКОША: Ой, я так люблю овощи и фрукты, ем их каждый день, они такие полезные. Моя мама положила мне в дорогу разные фрукты. Давайте поиграем с вами и в игру "Угадай на вкус", хотите?

ДЕТИ: хотим.

Игра "угадай на вкус"

ЛОГОПЕД: ребята, а что можно приготовить из овощей?

ДЕТИ: Суп.

ЛОГОПЕД: Давайте и мы сварим вкусный суп.(ИГРА)

ЛОГОПЕД: А что можно сделать из фруктов?

ДЕТИ: компот.

ЛОГОПЕД: Давайте и мы сварим вкусный  компот.(ИГРА)

СЛАЙД 5 ГРИБЫ

ЛОГОПЕД: Ребята, осень дарит нам не только богатый урожай овощей и фруктов, но еще и грибов.

МАРКОША: в моем лесу тоже много грибов. А у вас, я вижу, есть волшебная полянка. На ней растут грибы, только их нужно отыскать.

ЛОГОПЕД: ребята, давайте с вами разуемся и поищем грибы на нашей волшебной полянке.

ЛОГОПЕД: ребята, у меня есть две корзинки. Одна корзинка для девочек, другая для мальчиков. Раз-два-три - грибы собери!!!

Бассейн

МАРКОША: какие вы, молодцы! Так много грибов собрали!

ЛОГОПЕД: Вот тебе Маркоша еще одна карточка.

 3. Птицы (третья примета)

 СЛАЙД 6 "Перелетные птицы"

ЛОГОПЕД: А что птицы делают осенью?

ДЕТИ: птицы улетают на юг

ЛОГОПЕД: Как называются эти птицы?

ДЕТИ: перелетные

ЛОГОПЕД: Ребята, а почему птицы улетают на юг?

ДЕТИ: становится холодно и голодно.

ЛОГОПЕД: Ребята, а все ли птицы улетают на юг?

ДЕТИ: нет, не все.

ЛОГОПЕД: правильно, некоторые остаются с нами на всю зиму. Как мы называем этих птиц?

ДЕТИ: зимующие

ЛОГОПЕД: каких вы знаете зимующих птиц?

ДЕТИ: ворона, синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

МАРКОША: Какие смелые птицы, не боятся мороза, вот бы на них посмотреть.

ЛОГОПЕД: Это просто. Сейчас мы с ребятами тебе их покажем.

Разрезные картинки

ЛОГОПЕД: Молодцы ребятки все правильно сделали. Маркоша, теперь ты знаешь, что птицы делают осенью, вот тебе картинка.

 4. Дикие животные (четвертая примета)

СЛАЙД 7 "Дикие животные"

МАРКОША: Ой, а про эту примету я знаю, это мои друзья из леса, дикие животные. Ребята, вы их узнали? Кто это?

ДЕТИ: перечисляют (медведь, еж, лиса, заяц, белка, волк).

ЛОГОПЕД: ребята, а вы знаете, что животные делают осенью?

ДЕТИ: Зайчик меняет шубку, медведь накапливает жир, белка  делает запасы.

ЛОГОПЕД (обобщает ответы): осенью животные готовятся к зиме.

Песочница

МАРКОША: ребята, я вас приглашаю на осеннюю полянку.  Здесь живут лесные жители. Осенью стало холодно и они все спрятались.  А сейчас засветило солнышко, и  звери хотят немножко погреться. Давайте им поможем.

Дети раскапывают животных из песка. Называют животных.

МАРКОША: Ой, ребята, солнышко спряталось, скоро пойдет дождик. Давайте поможем животным снова спрятаться и положим им еще припасов на зиму. Сверху положим листики. А теперь пошел дождик.  

(ОРЕЧЕВЛЕНИЕ)

ЛОГОПЕД: Маркоша, не забудь картинку положить в свою корзинку.

 5. Дождь (пятая примета)

СЛАЙД 8 "Дождик"

ЛОГОПЕД: Ребята, осенью часто идет дождик, а мы с вами знаем гимнастику про дождик.

Физкультминутка

«ДОЖДИК»

Капля раз,

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два.

Прыжок.

Очень медленно сперва.

4 прыжка.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

8 прыжков.

Мы зонты свои раскрыли,

Руки развести в стороны.

От дождя себя укрыли.

Руки полукругом над головой.

 

 

ЛОГОПЕД: Маркоша, вот тебе карточка с капелькой.

6.  Теплая одежда (6 примета)

СЛАЙД 9 "Дети в теплой одежде с зонтами"

ЛОГОПЕД: Ребята, как мы с вами одеваемся осенью?

ДЕТИ: надевают теплую одежду, резиновые сапоги, зонтики.

МАРКОША: ребята, а я никогда не видел одежду, я же живу в лесу.

ЛОГОПЕД: Маркоша, мы тебе расскажем. А поможет нам в этом чудо-песочница и картинки с одеждой.

Наташа раздает детям картинки-трафареты.

Рисование на песке

Дети обводят трафареты

МАРКОША: Ой, как хорошо у вас все придумано! И ножки обуты, и тепло, и дождик сверху не попадает.

Кладет смайлик. - Ребята, смотрите, получился человечек!

ЛОГОПЕД: вот тебе карточка с последней приметой.

СЛАЙД 10 Природа осенью музыка.

МАРКОША: как здорово, я столько всего узнал про осень, как будто побывал у нее в гостях. Спасибо вам большое!

Маркоша дарит детям подарок – морковку, прощается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических  представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...

Конспект интегрированного занятия в группе для детей с нарушениями речи /ОНР III уровня, 2 год обучения/ «Не за тридевять земель»

В данном конспекте предсавлена работа по ознакомлению детей с ОНР с фауной Саратовской области, ее характерными особенностями. Знакомство детей с животными и птицами,занесенными в Красную книгу Сарато...

Презентация к интегрированному занятию в группе для детей с нарушениями речи (ОНРIIIур, 2 год обучения) «Не за тридевять земель»

В презентации представлены животные и птица Саратовской области, а также некоторые представители фауны, занесенные в Красную книгу Саратовской области...

Конспект интегрированого занятия "Зима" с группе детей с нарушением слуха

Конспект  интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим, для детей с нарушением слуха                            ...

План-конспект интегрированного занятия «Рябина-рябинушка» для детей с нарушением зрения (первая младшая группа)

Целью занятия является воспитание интереса к растениям родного края, стремления к творческой деятельности. Данное занятие способствует формированию стремления оказать помощь, сочувствовать, сопер...