Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии на тему

 

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произно­шением В действительности же невмеша­тельство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом прео­долеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ран­них лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители про­сто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно раз­говаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить пра­вильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не то- ропиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит рзвитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смо­три», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непо­средственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они име­ют возможность внимательно при­слушиваться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тог­да он легче перенимает артикуля­цию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступив­шим ученикам, очень быстро соста­вит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интел­лект, развитие речи).

С какого возраста нужно воспи­тывать у ребенка понимание того, что слово - это не только сред­ство общения, но и орудие в его руках, которым он может восполь­зоваться сообразно своим намере­ниям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Тол­стой).

Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности - процесс длительный.

Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра­щающееся во внутреннюю потреб­ность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот про­цесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

Современные дошкольники, всту­пившие в новое тысячелетие, испы­тывают недостаток в доброже­лательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учи­тывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрос­лого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы мо­жем догадаться, как общаются ре­бенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважи­тельном отношении к себе со сто­роны взрослых.

Однако, несмотря на то, что взрос­лый, читая книгу или рассказывая что-либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким об­разом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большин­стве своем, к сожалению, не соотно­сят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный слу- чай. Именно поэтому ребенок, рас­суждая о том, что «обзываться нехо­рошо», в реальной жизни все-таки произносит обидные слова. Подоб­ное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружаю­щих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет исполь­зовать.

Как показывает практика, мно­гие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогла­сия, похвалы и др. Поэтому в зада­чу родителей входит знакомство дошкольников с различными рече­выми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в опреде­ленной ситуации общения.

Приведем лишь некоторые во­просы, которые можно обсуждать вместе с ребёнком.

  • О каком слове ты будешь жа­леть, если его не удастся вернуть?
  • Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся прине­сти извинение! Что ты почувство­вал после того, как извинился? Попробуй представить свое настро­ение до и после извинения в цвете или с помощью линий.
  • Какие вежливые слова ты бу­дешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
  • Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Можно рассматривать и разы­грывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им вы­брать оптимальные речевые сред­ства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, из­винения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять не­вербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловес­ную информацию, отличать близ­кие, но не тождественные эмоцио­нальные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов инфор­мации передается с помощью не­вербальных средств общения.

Детей необходимо учить «управ­лять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голо­са всегда соотносятся с конкрет­ной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционально­го состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состо­яния души.

Целесообразно также проведе­ние специальных речевых разми­нок, которые включают дыхатель­ные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помо­гать осознавать, что слушание - это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Работа по формированию при­вычки, потребности соблюдать нор­мы литературного языка, правила речевого этикета, бережно отно­ситься к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравствен­ную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средства­ми, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых возлагается огромная ответствен­ность за собственное речевое по­ведение.

Потребность в общении отно­сится к числу наиболее ранних со­циальных потребностей человека. Общение определяется психоло­гами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении дет­ства.

Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, об­легчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характери­стику каких-то объектов, разъяс­няют механизм их функциониро­вания. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это де­лать».

Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не проис­ходит. Предмет, рассмотрен­ный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но ...формальным. Мамы недоумевают, папы сердят­ся, бабушки требуют оставить ре­бенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал. А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать - все окружающее - и да­лекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противо­речия самостоятельно, а потом де­литься своими открытиями с дру­гими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходи­мо избирать родителям?

Первоочередная роль принад­лежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет по­делиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.

Как же взрослому реагиро­вать на высказывания дошколь­ников?

Первый совет: родителям и педагогам необходимо понимать, что позна­вательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают ди­намику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

Второй совет: детские вопросы под­сказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального об­щения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли да­вать ребенку сразу же готовый, ис­черпывающий ответ на все его во­просы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, ка­ковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои сообра­жения, и он охотно делится ими с собеседником. Иногда детей подавляет авто­ритет взрослых (родителей, педа­гогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сооб­разительности. Поэтому третий совет: не подчеркивать своего интеллекту­ального превосходства над ребен­ком, а поощрять его любознатель­ность и пытливость.

Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им инте­ресны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждени­ях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой.

Как же получить ответы на все вопросы? Где люди черпа­ют научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспекти­ва: пойдешь в школу, будешь мно­гое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен от­вет незамедлительно. Вот тут и сра­батывает четвертый совет: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к по­знавательной и справочной лите­ратуре. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте полу­чить необходимую информацию.

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопро­сов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны - качества, которые формируются в дошколь­ном детстве, но имеют «непрехо­дящее» значение для всего после­дующего развития личности. Если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять-шесть лет жизни, то воспол­нить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невоз­можно. Всё выше сказанное подтверж­дает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве - высечено на камне; что узнал в старости - написано на льду».

Если бы все родители понима­ли это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_semi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не то- ропиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит рзвитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

С какого возраста нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово - это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим намерениям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой).

Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности - процесс длительный.

Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превращающееся во внутреннюю потребность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот процесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

Современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие, испытывают недостаток в доброжелательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрослого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы можем догадаться, как общаются ребенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны взрослых.

Однако, несмотря на то, что взрослый, читая книгу или рассказывая что-либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким образом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большинстве своем, к сожалению, не соотносят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный слу- чай. Именно поэтому ребенок, рассуждая о том, что «обзываться нехорошо», в реальной жизни все-таки произносит обидные слова. Подобное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружающих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет использовать.

Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Поэтому в задачу родителей входит знакомство дошкольников с различными речевыми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в определенной ситуации общения.

Приведем лишь некоторые вопросы, которые можно обсуждать вместе с ребёнком.

  • О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
  • Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся принести извинение! Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое настроение до и после извинения в цвете или с помощью линий.
  • Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
  • Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Можно рассматривать и разыгрывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им выбрать оптимальные речевые средства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, извинения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять невербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов информации передается с помощью невербальных средств общения.

Детей необходимо учить «управлять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голоса всегда соотносятся с конкретной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционального состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состояния души.

Целесообразно также проведение специальных речевых разминок, которые включают дыхательные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помогать осознавать, что слушание - это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Работа по формированию привычки, потребности соблюдать нормы литературного языка, правила речевого этикета, бережно относиться к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравственную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средствами, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых возлагается огромная ответственность за собственное речевое поведение.

Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.

Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких-то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».

Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Предмет, рассмотренный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но ...формальным. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал. А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать - все окружающее - и далекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям?

Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.

Как же взрослому реагировать на высказывания дошкольников? 

Первый совет: родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

Второй совет: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником. Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому третий совет: не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.

Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой.

Как же получить ответы на все вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут и срабатывает четвертый совет: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте получить необходимую информацию.

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны - качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять-шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Всё выше сказанное подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве - высечено на камне; что узнал в старости - написано на льду».

Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель- создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правил...

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Тол...

Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере ре...

Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста

Главная причина влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей действительности, полученные в семье самые сильные и устойчивые.  Все навыки приобретаются в...