Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Афонина Любовь Федоровна

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_metod_razrabotka.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников.

В настоящее время для дошкольного образованиия особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

Цель данной программы:

  • Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
  • Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
  • Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
  • Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

      Программа курса по подготовке к обучению грамоте учит детей слушать свою речь, речь окружающих, обеспечивает потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему.

    В программе учтены общедидактические принципы:

  • Научность;
  • Систематичность;
  • Постепенность усложнения;
  • Перспективность;
  • Доступность;
  • Связь с жизнью.

Задачи обучения:

  • Формирование интереса к процессу обучения.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  • Развитие умений говорить и слушать других людей.
  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

       Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

        Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • Звуки окружающего мира;
  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • Гласны звуки;
  • Согласные звуки (без классификации);
  • Согласны твердые и мягкие;
  • Согласные звонкие и глухи.
  • Параллельно даются понятия:
  • Слово;
  • Слог;
  • Предложение;
  • Заглавная буква;
  • Вопросительное предложение;
  • Ударение.
  • К концу года дети могут:
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Выделять слова в предложении, определять их место.
  • Составлять предложение с заданным словом.
  • Иметь представление о вопросительном предложении.
  • Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • Составлять слова из готовых слогов.
  • Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
  • Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
  • Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
  • Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
  • Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.

Методические указания

         Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю, и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Учтено время на подготовку к праздничным утренникам, каникулярное время.

         На первых занятиях дети усваивают понятия слово и предложение. Затем дается представление о звуках окружающего мира. Далее дети узнают, что люди тоже умеют произносить различные звуки. Звуки речи образуются с помощью языка, зубов, губ, горла, голоса, выдыхаемого воздуха.

         Изучаются звуки и буквы А, О, У, И, Ы, дается понятие гласный звук, дифференцируются понятия звук – буква. В это время дети учатся делить слова на слоги, запоминают правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Дети учатся анализировать ряд гласных звуков, определяют гласный в начале слов (ударный), в середине коротких слов (из одного слога). В период изучения гласных звуков и букв, согласные звуки обозначаются при звуковом анализе одинаковыми черными квадратами (мы о них пока ничего не знаем).

       Впервые с согласными звуками дети знакомятся на занятии в ноябре. Изучение начинается с усвоения того, что согласный звук образуется, когда струя воздуха встречает во рту препятствие. Сразу идет дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.

         Затем идет период изучения звуков Т и Ть, буквы Т; К и Кь, буквы К; Х и Хь, буквы Х; С и Сь, буквы С; Ш, буква Ш; П и Пь, буквы П;

         Из этих букв и ранее изученных гласных составляются слова, доступные для чтения детям: КОТ, КИТ, АХ, ОХ, ПУШКА, КОШКА, СУШКА и т.д.

       Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (А, О, У, И, Ы, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Л, Р) и соответствующих им звуков (а,о,у,и,ы,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь) . Как показала практика, этого количества достаточно для того, чтобы показать разнообразие звуков и букв русского языка. Чтобы начать читать по слогам, детям вовсе необязательно знать весь алфавит. Это не тот случай, когда нужно количество.

          Почему взяты для изучения именно эти звуки и буквы, и в таком порядке?

Закрепляется дифференциация звуков по твердости – мягкости. Дети не отвлекаются на «звонкость» звуков; запоминают, что мягкие звуки обозначаются зеленым квадратом, а твердые – синим.

Звуки подобраны разные по месту и способу образования; Дети сами могут объяснит чем делается преграда для воздуха: К, Кь, Х, Хь – препятствие для воздуха создается в горле, Ш, Т, Ть – преграда языком, П, Пь – путь воздуху преграждают губы, С, Сь – воздушной струе мешают зубы и язык.

Звуки эти дают представление о длительности звуков: Х, Хь, Ш, С, СЬ- можно долго тянуть (как и гласные звуки), К, Кь, П, Пь, Т, Ть – очень короткие звуки, не тянутся.

Звук Ш и буква Ш знакомят детей с представлением о том, что согласная буква тоже может обозначать один звук (как и гласные буквы, ранее изученные)

Параллельно с изучением вышеуказанных согласных, вводятся для изучения понятия: заглавная буква, вопросительное предложение, обязательно проводится дифференциация звуков С и Ш.

В феврале вводится понятие звонкие  и глухие звуки. Изучение можно начать со звуков М и Мь, буква М; далее Л и Ль, буква Л; Р и Рь, буква Р. Два занятия отводится на дифференциацию Р и Л. Можно одно из них заменить дифференциацией Рь и Ль.  В этот период занятий детей знакомят с понятием ударение. Разработано еще одно занятие для изучения звуков Н и Нь, буквы Н. Но это занятие проводится в зависимости от общего количества занятий во втором полугодии и принципиального значения не имеет. Программа данного курса не перегружает детей количеством звуков и букв, но дает все начальные представления о языке.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке. Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой.

Игры и упражнения по формированию фонематического слуха

Каждый этап коррекционной работы по развитию фонематических функций предполагает ряд различных упражнений и игр.

I этап. Определение неречевых звуков.

1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.

3. Логопед показывает несколько колокольчиков с различным звучанием. Вместе с ребятами называем колокольчики соответственно их звучанию. Колокольчик-«папа», «мама», «дочь», «сын». Затем прикрывает колокольчики ширмой и просит отгадать: «Кто к вам пришёл?» (последовательное звучание двух колокольчиков). «Кто за кем пришёл?» (последовательное звучание двух колокольчиков).

II этап. Формирование понятий тихо – громко, далеко – близко и тембр голоса.

1. Логопед показывает детям игрушку - котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносит: «Мяу», меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Затем логопед просит детей мяукать по его команде: «Близко» или «Далеко».

2. Дальнейший вариант игры состоит в следующем. Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса.

3. Логопед выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

III этап. Формирование слухового внимания при работе над фонематическим слухом.

1. Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: «Вагон». Затем объясняет детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши». Логопед произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом» и т.д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака – бумака» и т.д. А дети, услышав неверно сказанное логопедом слово, хлопают в ладоши.

2. Дети должны найти ошибки в употреблении слов в стихотворении, которое читает логопед, и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово. Можно использовать следующие стихотворения:

«Будте добры»

Будьте добры, позовите врача!

Куда вы звоните? Какого грача?

Врача позовите, будьте добры!

Чего вы хотите? Какие бобры?

Будьте бобры, позовите грача!

Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

«Буква заблудилась»

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться ...

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

(А. Шибаев)

3. Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

4. Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на - па. Дети должны определить и сказать, что лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

5. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «па». Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть, или если разные - поднять красный кружок, одинаковые - зеленый.

Понятно, что и в этой игре должен варьироваться подбор слогов для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом. Постепенно дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

IV этап. Формирование фонематического слуха с опорой на гласные звуки

1. Детям раздается по нескольку разноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, a, ay, иоу, о и т.д. Дети должны отложить на столах столько кружков, сколько звуков было названо.

2. У детей на столах лежит по три кружка разного цвета, например, красный, желтый, зеленый. Предварительно логопед договаривается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый — звуку у, зеленый — звуку и. Когда дети запоминают это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи. Затем - по три звука: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.

3. Логопед читает слова, дети повторяют их и поднимают карточки со знаком «+», если заданный звук есть в слове, и знак «-», если этот звук отсутствует.

Сначала даются слова, в которых начальный гласный стоит в ударной позиции, затем слова с безударным первым гласным. Потом предлагаются слова с ударным гласным в середине слова.

4. Выделение гласного звука по ударением в начальной позиции. Логопед называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, узкий, улица, остров, игра, очередь, аист, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область

5. Выделение ударного гласного звука, стоящего в середине слова. Услышав слово, дети называют звук, стоящий в середине слова. Перечень слов: пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

6. «Утки и окуни».

Целью игры является научить детей узнавать на слух и различать ударные гласные О и У. Дети делятся на две команды – «утки» и «окуни». Они двигаются произвольно по комнате. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается во время, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.

7. «Куклы заблудились».

Цель игры - научить детей выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.

У детей несколько кукол. Их имена - Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню, какой - Олю, какой - Улю, а какой - Элю. Каждый ребенок должен найти свою куклу, назвав тот звук, который логопед выделял в имени куклы (голосом выделяются ударные гласные).

8. «Замени букву»

Логопед называет слово, а дети должны заменить гласный звук в нем так, чтобы получилось новое слово. Набор слов:

дом - дым пил

сон вал

бак мел

сок сыр

V этап. Формирование фонематического слуха с опорой на согласные звуки.

При анализе согласных звуков целесообразно использовать следующие игры и упражнения:

1. Выделение согласного звука из серии слогов. Логопед называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например,

та - то — ту. Детям необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае т.

2. «Закончи слово»

Логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко ..., nay..., вени... и др.

3. «Найди общий звук»

Логопед называет слова, например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес, и спрашивает детей, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

4. «Цепочка»

Логопед называет слово, например, автобус, а следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники делают то же самое, составляя цепочку из слов.

5. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

6. «Доскажи звук»

Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Например:

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький звере _.

Голосок твой так хорош,

Очень сладко ты пое_.

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал зая_.

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча_.

7. Найди сбежавший звук

Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший» звук. За каждый правильно названный звук дается очко.

Примерные тексты для игры:

Смотрит  _олнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады _олнышку.

В этой речке утром рано

Утонули два _арана.

Кто один имеет рог?

Угадали - _осорог!

Жил на свете человек,

Скрюченные _ожки,

И гулял он целый век

По скрюченной _орожке.

А за скрюченной рекой

В скрученном _омишке

Жили летом и зимой

Скрюченные _ышки.

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные _олки.

И была у них одна

Скрюченная _ошка,

И мяукала она,

Сидя у окошка.

8. Логопед читает стихотворение, в тексте которого много слов с определенным согласным звуком. Детям дается задание внимательно слушать текст, находить слова с заданным звуком и запоминать их. После прочтения логопед спрашивает детей, какие слова они запомнили. Можно использовать следующие стихотворения:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Вот девочка Марина,

А вот ее машина.

На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку.

На скамейку мама села.

Справа - Сева, Слава - слева.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

9. «Новые слова»

Из данных слов нужно получить новые путем замены одного звука:

- в начальной позиции

точка - дочка

ком

балка

день

лук

педаль

лак

макет

- в конце слова

сыр — сын

сук

сон

мак

кот

стоп

10. Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова, выделяя голосом тот или иной согласный звук, и предлагает детям определить местоположение этого звука. Например, подбираются слова со звуком С: санки, нос, стол, коса, роса, автобус, стакан, капуста, сухари, весы, мост, лес.

В заключение работы хотелось бы подчеркнуть, что игровые формы работы с дошкольниками очень благотворно влияют на правильный процесс развития речи детей. Чёткость, громкость, выразительность, грамотность заметно улучшается. Игра благотворно влияет на формирование фонематического слуха у детей.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
  3. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
  4. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
  5. Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.
  6. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
  7. Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.
  8. Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.
  9. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
  10. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
  11. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.
  12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
  13. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

                ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

СЕНТЯБРЬ

              РАЗЛИЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:

  • РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ, ТЕМБРУ.
  • РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ

ОКТЯБРЬ

        ЗВУК У:

ВЫДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО УДАРНОГО И БЕЗУДАРНОГО  ГЛАСНОГО ЗВУКА У:

А) В ПОТОКЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;

Б) В ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ УА, УИ;

В) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ УМ, УТ, УП;

Г) В СЛОВАХ УМНЫЙ, УТРО,  УЛИЦА

        ЗВУК А:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО УДАРНОГО И БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА А:

        А) В ПОТОКЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;

        Б) В ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ АУ, АИ;

        В) В ОБРАТНЫХ СЛОВАХ  АК, АХ, АП, АМ;

        Г) В СЛОВАХ АЙВА,  АИСТ, АНЯ.

        ЗВУК А, У:

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ АУ, УА.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВЫХ РЯДОВ: АУ – УА, УА – УАУ,  АУ – АУА,  ААУ, АУУ, УАА, УУА;

НОЯБРЬ

        ЗВУК И:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО УДАРНОГО И БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА И:

        А) В ПОТОКЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;

        Б) В ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ИА, АИ, ИАУ, ИУА….

        В)  В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ ИМ, ИН, ИТ, ИХ, ИК;

        Г) В СЛОВАХ ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ  ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ (ЗВУКОВОГО РЯДА) ИУА, ИАУ, АУИ, УИА, УАИ

        ЗВУК Н:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО СОНОРА Н:

         А) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ АН, УН, ИН;

        Б) В СЛОВАХ ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН;

        ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  СЛОГОВЫХ РЯДОВ:

         АН-УН-ИН

        УН-ИН-АН

ИН-АН-УН

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СХЕМЫ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ :

 АН          УН          ИН

  кс             кс             кс

ЗВУК М:

ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО  И ПОСЛЕДНЕГО СОНОРА М:

А) В СЛОГАХ АМ, УМ, ИМ, ЫМ, МА, МУ, МЫ, МО;

Б) В СЛОВАХ ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ, МАМА.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ

АМ-ОМ-УМ-ЫМ                                     ОМ-УМ-ЫМ-АМ

УМ-ЫМ-АМ-ОМ                                      ЫМ-АМ-ОМ-УМ

МА-МО-МУ-МЫ                        МО-МУ-МЫ-МА

МУ-МЫ-МА-МО                        МЫ-МА-МО-МУ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СХЕМЫ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ

АМ           УМ          ИМ

 кс               кс             кс

                ДЕКАБРЬ

ЗВУК П:

ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО П.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ АП, ОП, УП,

ИП, ЫП,  - ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ – ИГРА «ПРОШАГАЕМ СЛОВА» 

ДОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ – ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» (СНО., ГЛУ., ХЛО.,

ТО., СТО., ПОТО., ТУЛУ.)

ЗВУК Т:

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ОБРАТНЫХ

СЛОГОВ АТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ – ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ – ИГРА «ТЕЛЕГРАФ»

ДОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ – ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» (КО., КИ., БАН., БИН., ЛИФ.,

ХОБО., БИЛЕ., БУКЕ., БАЛЕ., ПАКЕ., КЮВЕ., ХВОС., МОС., КУС.)

        ЗВУК К:

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ АК, ОК, УК,

ИК, ЫК – ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

        ДОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ – ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» (МА., ВЕНИ., ВЕНО.,

           КАТО., БЫ., БУ., ТО., ИНДЮ., ТАН., БАН. И Т.Д.)

                                        ЯНВАРЬ

        ЗВУКИ К-Т

        ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО  В СЛОВАХ – ИГРА

«ЭХО» (БАНТ, МАК, КОТ, ВЕНОК, ЛИФТ….)

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ,

          СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ – ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

        ЗВУКИ П-Т

        ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО В СЛОВАХ – ИГРА

«ЭХО» ( СТОЛ, БАЛЕТ, ТУЛУП, БИНТ, ….)

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ.

        ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ В ПРЯМЫЕ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ –

ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

        

        ЗВУКИ П-Т-К

        ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ ТИПА ПА-ТА-КА.

        ДОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ – ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» (СТО., СТУ., БИЛЕ.,

ТУЛУ. И Т.Д.)

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ОБРАТНЫХ  И ПРЯМЫХ СЛОГОВ

– ИГРА «ЖИВЫЕ  ЗВУКИ».

                                

                                ФЕВРАЛЬ

        ЗВУК Х:

ВЫДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО СОГЛАСНОГО Х – ИГРА «ЭХО».

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ (ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ). ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ – ИГРА «ТЕЛЕГРАФ». ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ В ПРЯМЫЕ: АХ – ХА; ОХ – ХО.

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ , СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГОВ

– ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

        ЗВУКИ К-Х

        ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ С КОНФЛИКТЫМИ ЗВУКАМИ КА-

ХА,  ХО-КО. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ  - ИГРА «НАОБОРОТ». ЗВУКОВОЙ  

АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОВ – ПУХ, МАК, МОХ – ИГРА «ЖИВЫЕ

СЛОВА».

         ДОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ – ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» (МА., МЕ., ПУ.,

ПЕСО., ПЕТУ., ВЕНО., ВОЗДУ… И Т.Д. )

        ЗВУК О:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНОГО ЗВУКА О ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ СО ЗВУКОМ О (ПО-ТО-КО-ХО,

ТО-КО-ХО-ПО,..) ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОВ -  КОТ,

ТОК (ВЫПОЛНЯЕТСЯ КОЛЛЕКТИВНО С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДА).

        ЗВУК Х’

        ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ – ИГРА «НАОБОРОТ» ( ХА-ХА-ХА  - ХЯ-ХЯ-ХЯ 

И Т.Д.)

        ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ – ИГРА «ТЕЛЕГРАФ»

        СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВ.

        

                                        МАРТ

        ЗВУК  П’

        ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ ( ЗАМЕНА П – П’ ) – ИГРА «НАОБОРОТ»

        ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ – ИГРА «ПРОШАГАЕМ СЛОВА»

        СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВ

        ЗВУК Т’

        ПРЕОБРАЗВАНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ  (ЗАМЕНА Т – Т’ ) – ИГРА «НАОБОРОТ»

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОВ ТАК, ТИК – ИГРА «ЖИВЫЕ

СЛОВА»

        ЗВУК К’

        ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ (ЗАМЕНА К – К’ ) – ИГРА «НАОБОРОТ»

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОВ КОТ, КИТ, ТИК – ИГРА

«ЖИВЫЕ СЛОВА»

        

        ЗВУК Ы:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА Ы ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО.

        ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ СО ЗВУКОМ Ы:

         ПЫ-ТЫ-КЫ-ХЫ                                ТЫ-КЫ-ХЫ-ПЫ

         КЫ-ХЫ-ПЫ-ТЫ                                ХЫ-ПЫ-ТЫ-КЫ

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОВ ДЫМ, БЫК, СЫН

                                        АПРЕЛЬ

        ЗВУКИ Ы –И:

        ВЫДЕЛЕНИЕ УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ Ы, И ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ. ЗВУКОВОЙ

АНАЛИЗ СЛОВ ДЫМ, КИТ – ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА».

        СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ЭТИХ СЛОВ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ.

        ЗВУК Л’

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА Л’ В СЛОВЕ.

        ДЕЛЕНИЕСЛОВ НА СЛОГИ И ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ НА ЧАСТИ ПО

КОЛИЧЕСТВУ СЛОГОВ (СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА).

        

        ЗВУКИ Л’ – Й

        ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ – ИГРА «НАОБОРОТ»

        ДЕЛЕНИЕ СЛОГОВ НА СЛОГИ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА.

ВЫДЕЛЕНИЕ УДАРНОГО СЛОГА – ИГРА «ЭХО».

        ЗВУК В:

        ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В В СЛОВЕ (НАЧАЛО, СЕРЕДИНА).

        ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ, ВЫЧЕРЧИВАНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА.

                                        МАЙ

        ЗВУК Ф:

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА Ф В СЛОВЕ. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

ВЫЧЕРЧИВАНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

МИФ. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ЗВУКОВОГО СОСТАВА.

        ЗВУК Ф’:

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА  Ф’ В СЛОВЕ. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЛОГОВОГО СОСТАВА. ВЫДЕЛЕНИЕ УДАРНОГО

СЛОГА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников

игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...

Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Методическая разработка.Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»Разработал воспитатель: Матына Н.К....

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Поэтому играть, играть, играть......

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Консультация «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

В консультации раскрыто содержание раздела «Обучение грамоте», входящего в образовательную область «Речевое развитие». Описаны игры, которые можно использовать в работе со звук...