МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Развитие дружеских отношений между детьми по средствам игры игровых упражнений».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ластовыря Ирина Александровна

                                                                                 Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

В. Н. Сухомлинского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_o_druzhbe.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ БГО Центра развития ребёнка-детский сад № 18

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Развитие дружеских отношений между детьми по средствам игры игровых упражнений».

                                                                                 ПОДГОТОВИЛ:

                                                                                   учитель-логопед

                                                                                    Ластовыря И.А.

                                                                                 Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

В. Н. Сухомлинского

    Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми,  по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. Совместное времяпрепровождение в детском саду, дружба в школе, дружеская привязанность в юношестве – все это общение, но какое оно разное!

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Малыши-дошколята, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события.  

       Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей. В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (Ж.-Ж.Руссо, В.Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А.Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С.А.Козлова); избирательной эмоциональной привязанности (И.С.Кон). В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

     Способность легко находить друзей – признак психологического благополучия, личностной и социальной компетентности, связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Первая дружба помогает чувствовать себя увереннее в новой среде, ведь ребенок ещё не обладает достаточной силой характера и независимостью. Друг помогает освоить ребенку территории, выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей.

        Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям  –  сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.  Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения "непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению "микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. С этой целью необходимо создать в детском саду условия для совместной игровой, творческой, образовательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр, раскрыть свои индивидуальные способности, особенности своих товарищей.

   Ситуативные  игры-истории  с элементами драматизации, направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

  • Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
  • Подготовка к инсценированию стихотворения.
  • Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
  • Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
  • Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
  • Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
  • Подведение итогов, выводы.

Основная задача, которую предстоит решить детям в ходе игры, — помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т. д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений.

Сопереживать (отзывчивость).

Помогать,  проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.

 Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая и их. Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.

Коммуникативные игры

«Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый вечер, Анечка!»).

Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Заключительная часть

Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Умей порадоваться успехам товарища.

Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

 

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

Игра "Пропой свое имя"

Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".

Планирование по теме: "День дружбы"

Во все времена всеми народами мира дружба почиталась, как величайшая нравственная ценность. Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны. 

  • Игровая

Встречи с интересными людьми «Во что любили играть наши мамы и папы».

Коммуникативные игры: «Узнай друга», «Узнай по голосу», «Радио»  и другие.

Драматизация сказки  «Как собака друга искала»  

Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;

Сюжетно-ролевая игра по мотивам мультфильмов, сказок.

 Коммуникативная

Беседы: «Мне не нравится когда…», «Как найти друзей», «Объясни пословицу»; «Кого можно назвать своим другом?» (опасные знакомства)

Интервью "Расскажи о своем друге”, "Каким друг не должен быть”, «Что такое дружба»

Рассказы детей: «Расскажи о своём друге», «С кем из литературных или сказочных героев я хотел бы дружить».

Речевые игры, упражнения: «Почему так говорят?», «Семья слов» (подбор слов к слову дружба), «Скажи наоборот», (справедливый - несправедливый, вежливый - грубый, жадный - щедрый, скромный - хвастливый и т.д.)

Занятие: Рассказывание  по сюжетной картине «Друзья»   

 Пословицы: «Одна нить, втрое  скрученная  дольше  рвётся», «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»; «Один старый друг лучше трёх новых» и т.д.письма  заболевшему другу…

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ИГР»

Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр и способы корректировки разногласий....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование дружеских отношений у детей дошкольников в игре"

В дошкольном возрасте сверстник приобретает серьезное значение в жизни каждого ребенка, создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общение со сверстниами, развиваются ...

консультация для родителей "Формирование дружеских отношений между детьми во время игры"

Консультация поможет родителям понять важность игры в жизни ребёнка, а также как научить ребёнка быть дружелюбным....

Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских отношений между детьми»

Чтобы иметь настоящих, верных друзей, необходимо самому быть хорошим человеком, заботливым и внимательным к другим, а первый урок этому даст дружная и крепкая семья, "заложит фундамент" буду...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр»

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. В иг...

Статья на тему : Воспитание дружеских отношений между детьми

Статья на тему : Воспитание дружеских отношений между детьми...