ПРОЕКТ " МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА В ИГРАХ с использованием зрительного и двигательного анализатора.
методическая разработка по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ.

Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными общеобразовательными учреждениями, логопедами и воспитателями. Поэтому роль фонематического восприятия в речевом, интеллектуальном, культурном развитии ребенка как личности, его социальной адаптации и подготовке к школе, крайне важна. Тем не менее, практические работники испытывают значительные затруднения в осуществлении системной работы, направленной на коррекцию речи детей посредством развития фонематического восприятия.В связи с этим, возникает вопрос – какое значение в жизни ребенка имеет фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие помогает ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить сигнал тревоги, шум, по голосу можно различать своих и чужих людей и многое другое.У детей с  нарушениями речи формирование фонематического восприятия, различения неречевых звуков и умений действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. Другая сторона фонематического восприятия непосредственно связанна с так называемым “речевым слухом”. Трудности здесь связанны, в первую очередь, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической системой речи,а так же  невозможно  нормальное развитие слоговой структуры слова и в дальнейшем могут возникнуть проблемы в усвоении правил русского языка в школе.Таким образом, в дошкольном возрасте правильная речь является главным формантом, определяющим дальнейшее развитие ребенка.Поэтому, цель проекта: развить фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.Задачи проекта:

Этапы

1этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – исследовательский, 3 этап -проектно-организованный, 4этап – практический, 5 этап – итоговый.

Этапы реализации

1этап – диагностико-мотивационный

Задачи:

1. Выявить уровень развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей средней,страршей и подготовительной группы и выявить детей с ФФН.

2. Создать условия для активного участия в проекте детей, родителей.

Дата проведения Работа с детьми

- Диагностирование детей .

-Анализ полученных результатов.

Работа с родителями

- Сообщение родителям об итогах проведения диагностирования.

- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми во время консультативных часов.

2 этап исследовательский. Анализ летературы по проблеме и поиск эффективыных методов и приемов равзития фонематического восприятия и навыков звукового  анализа.

3 этап – проектно-организационный

Задача:

Разработать проект «Развитие фонематического восприятия"

Содержание деятельность

Разработка этапов проекта

Разработка комплекса игровых заданий по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза с использованием зрительных символов и речедвигательной гимнастики.

Разработка перспективного плана с родителями

Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материал, изготовление схем, картинок - символов, макетов; создание мультимедийных презентаций)

4этап – практический

Задачи:

1. Реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

2. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза.Проанализировать психолого-педагогические исследования по данной проблеме.Определить уровни развития фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи.Разработать и апробировать один из вариантов системы развития фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.Для реализации поставленных задач мною были использованы следующие методы:Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;Эксперимент;Беседа;Наблюдение;Обработка результатов обследования детей;Качественный анализ результатов обследования детей.Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста.Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия и предложенная коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений.С целью реализации поставленной задачи, выявить уровни сформированности фонематического восприятия у детей с ФФН, мною была адаптирована и использована методика обследования фонематических процессов для детей 5–7 лет О.Б. Иншаковой [13].В экспериментальном исследовании принимали участие дети старешей, среденей и подготовительной группы с ФФН.Анализ речевых карт и проведенное обследование позволяет сделать вывод о том, что речевое состояние детей, посещающих подготовительную к школе группу и старшую,среднюю группу, развито недостаточно.На основании проанализированной психолого-педагогической литературы и исследования состояния развитости фонематических процессов у детей подготовительной и страшей группы с нарушениями речи, мною был предложен один из вариантов коррекционно-развивающей работы. Целью данной работы являлась разработка и апробация системы игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия. В создании работы, я опирались на фундаментальные труды Д.Б. Эльконина, который утверждал: “Что сначала был звук, а потом буква” . Данный тезис позволяет выстроить такую систему работы, при которой развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, будет осуществляться с учетом всех требований обучения и воспитания дошкольников.Любое коррекционное воздействие, в том числе и предложенное мною, основывалось на важнейших принципах логопедии: онтогенетическом, патогенетическом, системности. Рассмотрим, как реализовывались данные принципы при формировании фонематического восприятия.Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы являлось преодоление патологического механизма, а значит, формирование у ребенка полноценного фонематического восприятия.Онтогенетический принцип. Последовательность выработки фонематического восприятия определялась закономерностью его формирования в процессе онтогенеза.Принцип системности, предполагал тесную и взаимосвязанную работу логопеда, воспитателя, других специалистов и родителей в решении определенной проблемы .Правильно подобранный лингвистический материал выступал как одно из основных условий развития фонематического восприятия. Предложенные задания – с постепенно усложняющимся лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных заданному звуку к звукам близким по артикуляционным характеристикам, оппозиционным.Основополагающим моментом в разработке моей коррекционной программы, помимо вышеизложенного, стали технология развития фонематического восприятия Т.Б. Филичевой  и дидактические игры, предложенные Ткаченко Т.А. , Большаковой С.Е.Авторы указывали на необходимость использования системы упражнений  ,в развитии фонематического восприятия у старших дошкольников,а также использование  зрительных символов и  применения двигаетльных упражнений.Предложенная мною пошаговая система коррекционной програмой  реализовывалась в соответствии с программой обучения в детском саду, режимом дня, с речевыми нарушениями детей и с помощью воспитателей. Все игры и упражнения проводятся в игровой форме.Параллельно, с самых первых занятий проводилась работа по развитию слухового внимания и памяти. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.Всю работу по развитию фонематического восприятия у детей я условно разделили на шесть этапов , которая находит свое отражение в таблице. Работу по этим 6 этапам мы решили сдлеть в виде организации  долгострочной проектной деятельности и назвали его " Путешестие в мир звуков". Сделали большой плакат  и нарисовали там царства звуки природы  и бытовые звуки и звуки речи. И  в течении потешествовали по этому миру,знакомясь со звуками, играя а различные игры и выполняя различные задания( нарпимер, нарисовать картинки  на определнные гласный  звук, составь рассказ  с похожжими согласными звками)Таблица “Система работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи”. практический  этап распишем  подробно:

Сентябрь -проведение родительского собрания по итогам диагностики и о планах работы по равзитию речи на год.Анализ литературы и подбор методов и приемов. Изготовление наглядного материала,презентация.

ОКтябрь:1        Научить узнавать и различать неречевые звуки        4        Октябрь2        Научить различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса        8        Ноябрь3        Научить различать слова, близких по звуковому составу        7        Декабрь4        Научить дифференцировать слоги        4        Январь5  Научить дифференцировать фонемы        . Научить придмыывать слова с орпеделенным звуком, подбирать картинки6        Февраль – Март6        Развитие навыков элементарного звукового анализа и  синтеза.Учить составлять рассказ ,насыщенный определенным звуком.        8        Апрель – май. Итоговое занятие  Итог проекта " Путешествие по  дремучему  лесу".Задачи работы практического этапа проекта: Научить детейРазличать слоги        .Различать слова, близкие по звуковому составу.        Различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.        Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.        Развивать слухозрительное восприятие и память        Выработать у детей навык элементарного звукового анализа        и синтеза.Различать фонемы родного языка.        Развивать общую и мелкую моторикуРазработка программы по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы и  старшей группы с ФФН.Развитие личности детей, умения играть,взамодействовать.Вовлечение в процес развития других педагогов,родителей. Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста и развитие фонематического восприятия с помощью проектной деятельнсоти.За основу была взята программа Филичевой Т.Б. и добавлены методы и приемы развития фонематического воспритя Ткаченко Т. А.,Богомоловой Е.С.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия и предложенная коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений.

Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия

у детей 6-7 лет с ФФН.

На первом этапе  ( в первом царстве) специальные игры и упражнения развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Женщина). И т.д. Затем он предлагает внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, зала и т. д.

 Игра «Барабан». Цель: узнавание звука, его месторасположение, различать силу звука, развивать слуховое внимание.  Оборудование:  любой предмет, барабан.  Ход игры: логопед вызывает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться спиной к нему, а сам, пряча какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.), предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громче, если удаляется — тише.

Эту игру, следует повторить и на других занятиях, поддерживая тем самым у детей интерес к ним. Звуки, направляющие поиски ребенка, можно варьировать, заменяя барабан то бубном, то колокольчиком, хлопками в ладоши, ударами молоточка по столу и т.д. Следует обращать внимание на то, чтобы переходы силы звука барабана или других предметов были плавными: от сильного к среднему и тихому. На занятиях по различению звуков можно проводить и такие игры.

Игра «Колокольчик». Цель: узнавание звука, определение его местонахождения, развитие слухового восприятия. Оборудование: колокольчик. Ход игры: дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчики. Колокольчик должен звенеть в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Сильный – слабый». Цель: различение звуков по силе и высоте, развивать слуховое внимание. Оборудование: две игрушки, ширма, любой музыкальный инструмент. Ход игры:  логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев только что играл. Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев другими игрушками разной величины.

Игра «Звучащие предметы». Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, угадывать их.    Оборудование: игрушки или различные предметы. Ход игры: логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать (но не более чем; до пяти) количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу различения внеречевых звуков. В завершающих ее вариантах детям предлагается ряд из нескольких озвученных игрушек или нескольких предметов, звучание которых различить достаточно трудно. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок.

          Игра «Угадай-ка». Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, угадывать их, продолжать развивать слуховое восприятие. Оборудование: мяч, кружка, металлический шарик, газета, стул, ширма. Ход игры: логопед демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: ударяющийся о пол мячик; перекатывающийся в стеклянной банке, в керамической кружке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага; передвигаемый стул, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности логопед производит за напольной ширмой, а детей просит, возможно полнее  и точнее рассказать о том, что они  слышат.

  Игра " Угадай ,какая  баночка звучала". Ребенку предлагается пооослущать ,как звучат ряд  баночек с разной крупой и потом угадать какая звучала,когда он закрывал     глаза.

Дополнительные дидактические игры для детей с третьим уровнем  сформированности фонематического восприятия:

Игра «Шагаем и танцуем». Цель: различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан –шагать, под гармонь – танцевать. Оборудование: барабан, гармонь. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог говорит, что под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Дети подражают действиям логопеда. Затем дети выполняют задание самостоятельно. Усложнение: при выполнении задания дети стоят спиной к педагогу.

Игра «Клоуны». Цель: различать более близкие по звучание инструменты, осуществляя выбор из двух-трёх инструментов; развить слухозрительное восприятие. Оборудование: гармонь, металлофон, пианино, ширма. Ход игры: на столе лежат музыкальные инструменты, приходят клоуны Ловкий и Неловкий.  Ловкий начинает играть на музыкальных инструментах. Затем уходит за ширму, играет,  а Неловкий с помощью детей угадывает на каком музыкальном инструменте играет Ловкий. Неловкий может путаться в угадывании музыкальных инструментах, говорит неправильно, дети его исправляют.  

На втором этапе дети учатся различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту,  силу и тембр голоса.

Начать можно с такой игры. Дети по очереди выполняют роль водящего, который, стоя к ним спиной, должен определить, кто назвал его имя. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант игры состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Затем каждый ребенок по очереди произносит «ау!» то громко, то тихо в зависимости от слов логопеда: «Мальчик далеко ушел от тебя» или «Он находится близко и зовет».

На занятиях по различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить и такие игры.

Игра «Котёнок». Цель: различие одинаковых звукокомплексов по высоте, силе; развитие слухового восприятия; развитие умения действовать по инструкции. Оборудование: игрушка «Котёнок». Ход игры:  логопед показывает детям игрушечного котенка и просит их внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко,— а как — когда далеко. Затем он произносит «мяу», чередуя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом логопед просит детей мяукать в зависимости от команды «близко» или «далеко».

Усложнение игры состоит в том, что детей просят различать мяуканье, ориентируясь на тембр и особенности голоса говорящего. Например, логопед объясняет детям, что котенок очень маленький и боится оценка, а потому мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Дети по очереди мяукают изображая разные состояния котенка, а водящий отгадывает его «настроение».

В вариантах этой игры дети учатся различать, например, далеко или близко воет волк, тихий и громкий звук «у-у-у»; кто плачет мальчик или девочка, низкий и высокий звук «а-а-а» и т. д.        

Игра «Три медведя». Цель: различение на слух реплик разных героев; узнавание и различение фраз по силе, высоте, тембру; Оборудование: картинки, сказка «Три медведя». Ход игры: логопед показывает игрушечных или изображенных на картинке трех медведей: большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

Игра «Домашние животные». Цель: продолжать узнавать звукокомплексы по высоте, силе; обогащать словарь на тему «Домашние животные»;  развивать слуховое восприятие. Оборудование: картинки с изображением домашних животных. Ход игры: детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т. п. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («му-у», «бе-е», «хрю» и т. д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.

Игра «Угадай, кто пришёл». Цель: учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голова знакомых людей, развивать слуховое восприятие. Ход игры: один ребёнок остаётся в комнате, все остальные выходят в коридор. Дети заходят в комнату по одному и здороваются с сидящим. Ребёнок должен угадать и назвать по имени того, кто вошёл. Дети могут меняться в свободном порядке.

На занятиях третьего этапа дети учились различать слова, близкие по звуковому составу.

С этой целью проводилась вначале  игра «Путаница». Цель: различать близкие по звучанию слова, развивать слуховое внимание. Оборудование: картинка или любой предмет. Ход игры: логопед, показывая детям картинку, громко и четко произносит: «Вагон». Затем он говорит детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопнете в ладоши». Логопед произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. После этого детям показывают следующую картинку или листок бумаги и произносят: «Бумага—пумага — тумага — бумага — пумака — бумака» и т. д. Дети, услышав неверно произнесенное слово, хлопают в ладоши. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

Усложнение подобных игр-упражнений происходит еще и за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, поднимают в соответствии с инструкцией логопеда то желтый, то черный кружок, что позволяет развивать внимание детей. Инструкции логопеда также усложняются постепенно, скажем, сначала детям предлагается поднимать желтый кружок, если логопед ошибется, а затем черный, если заметят ошибку, коричневый, если слово произнесено верно.

На занятиях по различению близких по звуковому составу слов можно проводить и такие игры.

Игра «Всё по порядку». Цель: продолжать различать слова, близкие по звуковому составу, уметь соотносить эти слова с картинками; уметь действовать по инструкции, развивать слухозрительное восприятие. Оборудование: наборное полотно, картинки.

Ход игры: логопед размещает на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем логопед в определенной последовательности произносит 3—4 слова. Дети, отобрав соответствующие картинки, должны расставить их на наборном полотне в порядке произнесения: в одну линию или в столбик в зависимости от инструкции логопеда. В результате на наборном полотне  ( или  на комьютере в презентации)должны получиться, примерно, такие ряды картинок:

комбаксукветкакатокдомраклукклеткаплатоксоммакжукпяткалистокломлактуквятка моток

Игра «Определи слово».  Цель: продолжать различать близкие по звучанию слова; развивать слуховое внимание. Оборудование: листы лото  с изображением трёх предметов, названия которых близки по фонетическому составу, маленькие карточки с изображением тех же предметов. Ход игры: знание детьми всех предметов, изображённых на картинках обязательно! Дети выбирают картинки по образцу, педагог показывает карточку с изображением предметов, ребёнок находит такую же картинку и рассказывает, что на ней нарисовано. Усложнение: ребёнок берёт картинку с тремя предметами, называет один из них. Затем ищет среди маленьких карточек изображение того же предмета и т. д.

Дополнительная дидактическая игра для детей с третьим уровнем сформированности фонематического восприятия.

Игра «Кто в домике живёт?». Цель: учить воспринимать слова с близким звуковым составом; продолжить развивать речеслуховое и речезрительное внимание. Оборудование: Игрушечный домик, картонные фигурки. Ход игры: (проводится индивидуально). Ребёнок сидит с педагогом за столом. На столе стоит домик. Педагог говорит: «Сейчас я скажу, кто в домике живёт, а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала: (педагог при проговаривании закрывает рот экраном) мишка-мышка, мартышка-матрёшка, петрушка-неваляшка». По мере того как педагог говорит, а ребёнок повторяет, по очереди выходят из домика фигурки. Если ребёнок не может произнести слова парами, они произносятся по одному не утрировано. Если и это вызвало затруднения, то при произнесении лицо логопеда не закрывается экраном, т.е. переходят к слухозрительному восприятию.  

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учились различать слоги. Начинать следует с  игры «Найди лишнее».  Цель: различать слоги по звуковому составу, развивать слуховое внимание. Ход игры: логопед произносит слоговой ряд, например: «на-на-на - Па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на - НО - на», «ка - ка - ГО - ка», «па-БА-па-па» и т. п.( детям помогают зрительные символы)

Эту игру можно усложнить следующим образом. Логопед вызывает водящего и говорит ему  на ухо определенный слог, например «па». Ребенок вслух повторяет его. Логопед произносит или тот же слог вслед за ребенком, или близкий по звучанию. Происходит это примерно так: ребенок — «па», логопед — «па»; ребенок — «па», логопед — «ба»; ребенок — «ка», логопед — «га»; ребенок — «фа», логопед — «ва» и т. д.

Игра «Светофор». Цель: учить дифференцировать одинаковые и разные слоги от слов, развивать слуховое восприятие. Оборудование: карточки красного, жёлтого и зелёного цветов. Ход игры: все дети после каждой пары слогов, произнесенных водящим и логопедом, также должны угадать одинаковые слоги они сказали или разные. Чтобы  контролировать реакцию каждого ребенка,  предлагается на одинаковые слоги поднять желтый кружок, на разные - черный кружок, а на слова — фиолетовый.

Игра «Давай споём!». Цель: выделять голосом слог, отличающийся от других. Оборудование: карточки с написанными рядами слогов. Ход игры: детям раздают карточки. Логопед предлагает прочитать карточки со слогами,  а затем сопряжено пропеть их с логопедом. Логопед просит найти ошибку в слоговом ряду и при пении выделить «лишний» слог голосом.

Понятно, что и эта игра варьировалась подбором дифференцируемых слогов, а уровень сложности дифференциации определялся как произносительными возможностями детей, так и последовательностью логопедической работы в целом.

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносился на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

На пятом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, с  игры «Если знаешь - покажи». Цель: научить различать гласные звуки, развивать слуховое внимание, реакцию на звук. Оборудование: картинки с изображением речевого материала. Ход игры: логопед раздает детям картинки с изображением волка, девочки, лошадки и объясняет: «Волк воет: «у-у-у-у», девочка плачет: «а-а-а-а», лошадка  так подает голос: «и-и-и-и». Затем он попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: «а-а-а-а-а», или «у-у-у-у-у», или «и-и-и-и-и», а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующие картинки. Игра  может после этого усложниться следующим образом:  логопед произносит звуки «а», «и», «у» кратко;

Игра " Повтор последовательно песенки".

Логопеда говорит  : ауи....ребенок должен повторить- ауи, логопед : ууи...ребенок- ууи

Игра «Радуга». Цель: научить различать гласные звуки, развивать слуховое и зрительное восприятие. Оборудование: флажки различных цветов. Ход игры: логопед раздаёт  детям вместо картинок  зрительные символы ( Ткаченко Т.А. ) и  объясняет им, что большой круг нужно поднять на звук «а», прямоугольник— на звук «и», маленький кружок— на звук «у». Усложнение игры: в ряд из гласных «а», «у», «и» логопед включают и другие звуки, например «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.

Также диффернцировать гласные можно с помощью логоритмики,движений рук и в сочетании с музыкой. Звук А-руки над головой образуют большой круг, и-руки в стороны, у- руки вперед, э- руки на  плечи,о-руки сгибаются в локтях и изображают О,ы- руки "улыбаются".

Аналогичным образом проводилась  работа по дифференциации согласных фонем.

Игра «Домики». Цель: научить различать согласные звуки, развивать речеслуховое  и речезрительное  внимание.  Оборудование: карточки с изображением согласных букв, нарисованные на доске домики.  Ход игры: на доске изображены два домика (синий и зеленый). Рядом лежат карточки с изображением согласных звуков ( зрительные символы звуков-картинкии ТКАЧЕНКО Т.А). Логопед говорит: «Дети, представьте, все эти звуки пошли гулять, а потом перепутались и потерялись. Давайте поможем им попасть к себе домой».  Затем предлагает детям найти из всех карточек те, которые живут в домиках и поставить карточки на доску. Усложнение: при отборе детьми карточек логопед просит называть те звуки, которые  изображены на карточке.

Игра «Две сестры». Цель: научить различать гласную и согласную фонемы, развить слуховое внимание, память. Оборудование: две куклы в красном и синем платьях, разрезная азбука. Ход игры: логопед рассказывает  детям, что к ним в гости сегодня пришли две сестры. Логопед спрашивает: «Дети, какого цвета у сестёр платья?». Затем рассказывает, что одна сестра, в красном платье, дружит только с гласными фонемами, а другая сестра, в сине-зеленом платье – с согласными. И помогает вместе с детьми найти сёстрам подружек из звуков. Логопед подробно объясняет, что гласные звуки дружат только с куклой в красном платье. А согласные – с куклой в синем платье (сопряжено с логопедом расставляют буквы из азбуки к куклам). Усложнение: логопед предлагает детям самостоятельно выбрать гласные и согласные фонемы и распределить их в разные стопки( ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ДАЕТСЯ ДЕТЯМ ПОДСКАЗКА ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ И ГРАСНЫХ ЗВУКОВ- ДЕВОЧКА В КРАСНОМ СВОБОДНО ВЫПУСКАЕТ ЗВКИ ИЗ РОТИКА. А ДЕВОЧКА В СИНЕ-ЗЕЛЕНОМ НЕ СВОБОДНО ВЫПУСКАЕТ  ЗВУКИ ИЗ РОТИКА ( мешают зубки,губки,язычок)

Задачей последнего, шестого этапа занятий являлась различать слоги различать слова, близкие по звуковому составу.

различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту,  силу и тембр голоса. развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно развивается слуховое внимание и слуховая память развивать слухозрительное восприятие различать фонемы родного языка. выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начиналась эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове. Упражнение. Отхлопывание двух- и трехсложных слов. Логопед показывает  детям, как отхлопывать слова с разным числом слогов, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию логопеда дети упражняются в отхлопывании ( дети ловят хлопая в ладоши гласные звуки и определяют количество слогов в словах) ,а логопед показывает зрительные символы гласных  звуков ,которые они  ловят хлопками .

Игра «Обезьяянка». Цель: научится  проводить анализ гласных звуков, развить слуховое внимание. Оборудование: символы гласных звуков. Ход игры:  детям раздают " гласные звуки". Логопед произносит один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иоу», «о» и т. д., и дети раскладывают на столах у себя символы гласных звуков.

Аналогично осуществляется анализ остальных гласных звуков.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных. Происходит это следующим образом.

Игра «Почтальон». Цель: научить выделять последний согласный звук в словах, развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: конверты с предметными картинками. Ход игры: логопед говорит: «Ребята, сегодня к нам приходил почтальон, он принёс много конвертов для всех вас. Хотите посмотреть, что вам прислали?» Дети по очереди подходят к столу логопеда и вытаскивают конверты со специально подобранными картинками. Например, для выделения в конце слова взрывных согласных,  в конверт помещают следующие картинки: кот, кнут, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.  Ребенок, вынув из конверта картинку, называет ее громко, выделяя голосом последний звук. Затем этот звук ребенок произносит отдельно и  показывает соответствующую картинку( символ звука -каблучок)

         Игра «Самый крайний». Цель: учить выделять из слова последний согласный звук. Оборудование: наборное полотно, картинки, названия которых оканчивается на звуки  «Т», «К». Ход игры: логопед просит детей разложить картинки так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к».

         Упражнение. Логопед показывает детям картинку, а при произношении ее названия опускает последний звук, например «тан...», «пау...», «вени...» и т.д. Затем он просит кого-либо из детей назвать все слово и произнести звук, который был опущен.

           Дополнительная дидактическая игра для детей с третьим уровнем сформированности фонематического восприятия.

           Игра «Поезд». Цель: Обратить внимание на звуковой состав слова; учить выделять первый и последний звуки в слове. Оборудование: поезд, состоящий из трёх вагонов, мелкие игрушки. Ход игры: (проводится индивидуально, а затем фронтально). Логопед показывает детям поезд и говорит, что машинист поедет только тогда, когда все вагоны будут заполнены грузом. Только названия этого груза должны начинаться на определённый звук (а). Называя предметы, логопед выкладывает их перед детьми, потом предлагает повторить слова сопряжено с ним, выделяя при этом первый звук в слове. Усложнение: логопед предлагает детям самим «грузить» вагоны и самостоятельно выбирать  правильный «груз» из нескольких предложенных. Названия предметов, выбранных детьми, сопряжено с логопедом проговариваются. В этой игре могут использоваться различные звуки, с различным месторасположением.

Игра " Инопланетянин". Детям сообщается ,что на планету прилетел инопланетянин и он  говорит на непонятном языке,предлагается детям научится говорить  как инопланетянин:

- повторить слоги с разными БЛИЗКИМИ ПО ЗВУЧАНИЮ согласными и одинаковыми гласными

 па-та-па

-с разными, но близкими по звучанию согласными   па-та ка

-с одинаковыми согласными ,но разными гласными  та то ту

-с разными парными согласными па ба    па

-с разными согласными и разными гласными патоку   манобу

 Все это  делается с опорой на зрительные символы

следующая игра " назови первый и второй звук". Логопед прячет под ладошкой символы( два звука) и произносит АП. И просит ребенка назвать сначала первый звук,потом второй. Ребенок говорит: первый звук -А, логопед открывает его, второй звук П.

 Таким образом, проаналиизировав  литературу,были выявлены ряд авторов и ряд методов и приемов,которые эффективно развивают фонематичское восприятие и развивают  навыки звукового нализа и синтеза. Это Филичева Т.Б. Ткаченко Т.А., Большакова С.Е.,Железнова Е., Мухина А.Я.

Именно эти приемы  использовались как основные в коррекционой работе и центре проекта.

Список использованной и рекомендуемой литературы.Аврутина, Е.Ф. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Пособие для логопедов и дефектологов / Е.Ф. Аврутина, И.А. Ткачева.– М.: Моск. пед. обр., СВУО.– 1994. – 98 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Муза Алексеева, Валентина Яшина.– М.: Академия, 1998. – 400 с.Влосовец, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Елена Волосовец. – М.: ЛИНКА– ПРЕСС, 1999. – 72 с.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / Владимир Бельтюков. – М.: “Педагогика”, 1977. – 198 с.Бессонова, Т.П. Методы обследования речи у детей / Т.П. Бессонова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М.: Политиздат, 1996. – 146 с.Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сб. упр. / Светлана Большакова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 128 с.Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Алиса Бородич. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 1981.– 255 с.: ил.Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников: Учеб. пособие / Галина Голубева. – СПб., 2000. – 207 с.Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов/ А.М. Горчакова // Логопедия. – 2003. – № 1– 2. – с. 28–30.Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие, его нарушение и развитие у дошкольников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 1996. – № 11. – с. 41-45.Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду/ Лидия Журова. – М.: “Педагогика”, 1974.– 152 с.Иваненко, А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: Библиотека дошкольного работника / Агния Иваненко.– Киев: Рад. Шк., 1987.-128с.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда: учеб. издание / Ольга Иншакова.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 280с.: ил. ISBN 5–691–00179– 5Казановская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казановская, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999.– № 6. – с. 67–73.Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.: ил.Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи / Раиса Кирьянова. – СПб., 2002. – 369 с.: ил.Коломинский, Я. Л. Психология детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Яков Коломинский, Елизавета Панько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316с.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-в /[Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова]. – 3-е изд. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 160 с.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999. – 144 с.Крылова, Н.А. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя детского сада по развитию речи детей / Н.А. Горчакова // Дефектлогия. – 1985. –  № 2. – с.62–68Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Вера Логинова.– М.: Академия, 1991. – 134 с.

Ткаченко Т.А.Равитие фонематического восприятия и навыков  звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками

В своей работе использую технологию - развивающие игры. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психиче...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...