Речь воспитателя
статья по логопедии на тему

Ткаченко Галина Витальевна

Речь воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_vospitatelya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК.

ВЫПУСК № 7 (26)/2014

ОБРАЗОВАНИЕ. ДЕТИ. ТВОРЧЕСТВО.

СПЕЦВЫПУСК

ИЗДАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГОТ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ДАВЫДОВСКИЙ» WWW.TFD.UCOZ.COM

Ткаченко Г.В. «Речь воспитателя», стр. 63.

Речь воспитателя

              

                                                     

  1. Вступление.
  2. Сравнение взглядов на развитие речи воспитателя Ф.А. Сохина и О. И. Соловьёвой

а) требования к речи воспитателя.

б) работа над собственной речью.        

в) орфоэпия.

г) дикция.

д)  недостатки в речи воспитателя.

е) методы, приёмы, упражнения

   3.Вывод.

   4. Приёмы для развития речи.

   5.Литература.

        

« Педагогический рассказ не только должен отличаться занимательностью, но заключать в себе ещё чисто педагогические качества. Он должен быть таков, чтобы мог легко запечатлеться в головах детей; чтобы дослушав рассказ до конца, дитя помнило его середину и начало; чтобы подробности не затемняли главного и чтобы главное, будучи лишено подробностей, не оказалось сухим.» К. Д. Ушинский.

        Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец для детей, ещё только усваивающих родной язык, и средство воздействия на них.

Помня об этом, воспитатель должна считать профессиональным делом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых она воспитывает.

           ОЛЬГА ИВАНОВНА СОЛОВЬЁВА « Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду» (Москва, Просвещение 1966 г.)

           ФЕЛИКС АЛЕКСЕЕВИЧ СОХИН «Развитие речи детей дошкольного возраста» (Москва, Просвещение 1979 г.)

                                     

                                        ТРЕБОВАНИЕ К РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

                     

                             О. И. СОЛОВЬЁВА                                        Ф. А. СОХИН

Богатство словаря;

грамматическая правильность;

высокая звуковая культура речи.

Литературные нормы произношения (устранение акцентов, влияние местных говоров, правильное ударение). Использование интонационных средств выразительности (силы голоса, темпа пауза, логическое ударение, ритм, тембр, мелодия). Умение последовательно излагать свои мысли. Умение связно, интересно, доступно  донести содержание чего-либо до детей. Использование лексического богатства (словарь воспитателя). Правильность в подборе слов и выражений (точность, ясность, выразительность). Использование в разговоре слегка замедленного темпа, умеренности голоса. Не допускать повышенного тона, грубых выражений.  

                                 

РАБОТА НАД СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

         

Устранение недостатков произнесения звуков (воспитатель должен обратить  внимание на произношение звуков С, З, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж, Л, Р).

Упражнять речевое дыхание (оно является и значительно отмечается от дыхания в покое).

Работать над дикцией (упражнения для нижней челюсти, для развития подвижности губ, для развития мышц языка, в чёткости произношения согласных звуков в слогах, произношения слов со стечением согласных звуков, чёткость произношения звуков и слов во фразовой речи)  

                          

                                                            ОРФОЭПИЯ

Гласные звуки произносятся отчётливо, без изменения в том случае, когда они находятся под ударением. Звук «А» в предударном слоге почти не изменяется (стакан).Звук «О»в предударном слоге произносится очень близко к «А» (вода - вада).Звуки «А,О» во втором предударном и заударном слогах произносятся как очень слабый короткий звук «Ы».Слова «КОЛИ, ХОТЬ, ДА» - союзы произносятся без ударения, но  частица «да» в значении «пусть» произносится со звуком «А» (да здравствует 1 мая!).Звуки «Е», «Я» без ударения произносятся ослабленно, как «И», или приближаясь к безударному «И» (весна – висна).

Звук «У» не редуцируется и в безударном положении.

Глаголы 3-го лица оканчиваются на «Т» твёрдое, а не мягкое (идёт). Глагольные окончания - тся  и –ться произносятся как – цца (умываются – умываюцца).

В сочетаниях  зды и сты звуки «Д» и «Т» обычно выпадают (праздник – празник).

В словах соЛнце, серДце, счасТлив, здраВствуй – выделенные звуки не произносятся.

Слова ЧТО и ЧТОБЫ произносятся ШТО и ШТО-БЫ. Сочетания ЧН в словах – конечно, скучно, булочная – произносятся как ШН.

Сочетания СТ и ЗЖ переходят в долгие согласные (разжечь – ражжечь).

Сочетания СЧ, ЗЧ, ЗДЧ, СТЧ, ТЧ произносятся как долгое мягкое Щ (счастье щастье).

Двойное Ж произносится мягко (вожжи – вожьжи).

Звук Г взрывной, а не фрикативный,т. е. не ГХ (гвоздь, гамма).

Звуки Ц, Щ, Ж – всегда твёрдые (цинк, шина, жизнь).

Звонкие согласные в конце слова оглушаются (гриб – грипп).

Нельзя произносить как написано слова ЧЕГО, ЕГО, ТОГО, КОГО, а так же окончания –ЕГО и –ОГО. Следует произносить (синего - синево).

За пределами орфоэпических норм находятся резко выраженные местные особенности произношения «цоканье» (чай пить – цай пить), «яканье» (венок – вянок), «чоканье» (цапля –чапля), стяжение гласных (гуляет – гулят), смягчение согласного Т в конце слов – глаголов 3-го лица(поёт поёть), мягкое К (Ванька – Ванькя).Замена  звука К звуком Т (рука – рутя).  

Гласные звуки У, Ю, Э, Ы и в некоторых звук И в безударном положении не изменяется (утюг, юла, этаж и т, д.)

Глухие согласные перед звонкими переходят в звонкие (отдать – оддать).

В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на –кий, -гий, -хий звук И произносится как средний звук между А и Ы.

В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имён и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания (Михаил Павлович – Михал Палыч).

                                                     ДИКЦИЯ

Орфоэпия и дикция - разные вещи. Можно орфоэпически правильно говорить, но очень невнятно, или наоборот, речь может звучать отчётливо, но слова произноситься неправильно. Поэтому различают два стиля произношения: разговорный (быстрое неряшливое произношение слов с пропуском звуков и слогов) и полный стиль (ясность, отчётливость).

Разговорный стиль произношения характерен для повседневной бытовой речи (но говорящие часто искажают слова).

Полный стиль произношения звучит в повседневной жизни тогда, когда говорящий хочет подчеркнуть свою мысль (этим стилем пользуются актёры, дикторы, учителя).

Для усовершенствования дикции необходимо 10- 15 минут читать вслух.

   

                                       НЕДОСТАТКИ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Один из наиболее распространённых недостатков являются «сюсюканье и слащавость» (это относится не только к воспитателям, но и к родителям). Желая быть ближе к детям, воспитательница всё называет уменьшительными словами: ручки, шейка, ножки. При таком неумеренном пользовании словами эмоциональный оттенок слова уже теряется (делает выговор, а говорит ласкательно и т. д.). Фальшива и чрезмерная восторженность воспитателя, приходящая в умиление от каждого слова ребёнка. Воспитательница не должна быть «педагогическим сухарём», но её эмоциональность не должна быть сентиментальной или слащавой. В некоторых случаях красноречивее восторженных слов является выразительный взгляд. Не следует также подражать детской речи.

Следующий недостаток - многословие. Не умея чётко и ясно объяснять детям мысль, воспитатель долго объясняет детям задание. Из-за этого дети выполняют его неправильно или не до конца. Иногда воспитатель говорит,  много не даёт высказаться детям, даёт пространственные объяснения. Из-за этого дети не улавливают самое главное.

Скороговорка, крикливость, недостатки звукопроизношения (шепелявость, гнусавость) совершенно не допустимы для воспитателя. Для этого воспитатель должен работать над собой.

Бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи, невыразительность и сухость) – плохой пример для детей. Плохая речь воспитателя оставляет детей равнодушными к её содержанию, вызывает скуку.

Ещё одной из ошибок в речи воспитателя, является использование в речи специальных педагогических терминов в разговоре с детьми (дидактическая игра, геометрические формы). Эти термины трудны для понимания детей, поэтому не надо вводить их в запас слов.

К числу недостатков относится злоупотребление словами, вошедшими в наш словарь из других языков (хаос, орнамент и т. д.). Но есть иноязычные слова, которые стали нам родными (интересный), но постоянно использовать их тоже не надо.

Следующий недостаток – засоренность речи. Зачастую воспитатель использует жаргонные слова, которые считаются модными (железно, атас, кайф). Такие слова засоряют запас слов ребёнка.      

 

                                             МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, УПРАЖНЕНИЯ.

О.И. СОЛОВЬЁВА  не выделяет упражнения, как Ф,А,Сохин, но приводит несколько примеров развития речи:

      Чтение пословиц

      Чтение поговорок  

      Чтение любого текста

      Чтение слов или  словосочетаний.

Ф.А. СОХИН предлагает несколько видов упражнений:

Упражнение для устранения недостатков произнесения звуков.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Упражнения для нижней челюсти.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения для развития мышц языка.

Упражнения в чёткости произнесения согласных звуков в слогах.

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Упражнения в чёткости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Упражнения для развития интонационной выразительности.

Из  всего этого можно сделать вывод, что речь воспитателя  легко воспринимается и понятна детям в том случае. Если в ней точно подобраны слова, грамматически чётко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей.

Поэтому, сравнивая взгляды О.И.СОЛОВЬЁВОЙ и Ф.А.СОХИНА резких отличий найти нельзя, потому что одну проблему каждый раскрывает по-разному: один глубже, другой просто вкратце напишет о её существовании. На это также влияет и время, когда были высказаны свои убеждения. У О.И.Соловьёвой – намного раньше, чем у Ф.А.Сохина.

        Из этого следует, что углубляться в эту проблему можно рассматривая как два мнения об этой проблеме, так и знакомясь с каждым в отдельности.

                          ПРИМЕРЫ РАБОТЫ НАД СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ

                        

1.Прочтите фразы, подчёркивая голосом, выделяя слова:

Собирай по ягодке, соберёшь кузовок.

        Счастье без ума – дырявая сума.

        Сладким портят, а горьким лечат.

2.Прочтите выразительно потешку:

        Как у нас семья большая да весёлая:

        Два у лавки стоят,

        Два учиться хотят,

        Два Степана у сметаны – объедаются,

        Две Дашки у кашки – питаются,

        Две Юльки в люльке – качаются,

        Одна Маша не наша, да и та хороша.

3.Прочтите вслух текст, выделяя в нужных местах паузы:

        Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А, на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа – бух, и накрыла его сверху! (Н. Носов)                

4.Прочтите фразы в зависимости от текста, повышая или понижая голос.

Вскоре я уехал в деревню.

        А ты был на море?

        Скоро в школу пойдут ребята.

        А скоро в школу пойдут ребята?

        Да, скоро в школу!

5.Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении.

        Два щенка щека к щеке –

        Грызли щётку в уголке.

        Носит Сеня сено в сени –

        Спать на  сене будет Сеня.

6.Прочтите пословицы, меняя темп речи и громкость.

        Всякая неправда – грех.

        Всё хорошо, что хорошо кончается.

        Вороне соколом не быть.

        Вот Бог, а вот порог.

        В гостях хорошо, а дома лучше.

 ЛИТЕРАТУРА.

1.«Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф.А.Сохин, Москва Просвещение, 1979 г.

2. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» О.С.Соловьёва, Москва Просвещение 1966г.

3.«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» «Популярное пособие для родителей и педагогов»  Ярославль Академия развития 1997г.

4.Н.Носов «Мишкина каша» (сборник), «Живая шляпа» Москва Росмен 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...