Логопедическая работа с неговорящими детьми
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Данная работа носит консультационный характер как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена работа учителя-логопеда с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_rabota_s_negovoryashchimi_detmi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать что от логопеда требуется, ожидания родителей и способности ребенка.

Якунина Н.В. выделила особенности неговорящих детей: отсутствие общеупотребительной речи.

 -Речь отсутствует или наблюдаются элементы.

-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.

-Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.

-Чаще всего выражен только один ударный компонент.

-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

-Не умеют в речи выражать словоформы слов, пользуются морфемами. Слова многозначны.

-Нет связной речи.

Логопеды практики и теоретики ставят следующие задачи работы:

-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению).

-Развивать речевое звукоподражание.  

-Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.

-Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

-Вырабатывать у ребёнка  элементы грамматизации, первые грамматические обобщения и противопоставления.

                                Развитие понимания речи.   

       Неговорящие дети, прежде  чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи.

  В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств, с которыми они встречаются, всевозможные словесные просьбы, приказания, вопросы, различные выражения, характеризующие конкретные явления или отношения. Постепенно формируется предметная отнесённость слова и его обобщённое значение.

   Формирование пассивной речи имеет в виду не только пополнение речевого запаса новыми словами: на основе понимания жизненных явлений и их словесных понятий, грамматические формы и категории практически наполняются конкретными значениями.

  Усвоение лексики и грамматического строя теснейшим образом связано с развитием слухового восприятия, которое у неговорящих детей находится на очень низком уровне. Без навыка свободного различения на слух характерных элементов слова (звуковых, слоговых), их порядка и последовательности усвоение новых, незнакомых слов, грамматических форм и связей оказывается для ребёнка малодоступным.

   Задания, которые предлагаются ниже, предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы:

- показ по инструкции и по памяти отдельных игрушек, предметов, действий в процессе игр;

-ответы на вопросы, адресованные к существительным в косвенных падежах (показ соответствующей картинки);

 -выполнение действий с игрушками по словесной инструкции;

 - соотнесение предложений с соответствующими картинками.

 Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются  их игрушки; части тела; предметы одежды; предметы туалета; предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается ; отдельные названия предметов и явлений из окружающей его жизни; названия животных, которых ребёнок часто видит.

  Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребёнок совершает сам ( спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовёт, рисует, несёт, везёт, падает). Кроме того, ребёнок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди. Этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребёнок неоднократно наблюдал, или действий, совершающихся дома, на улице. У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?

  На первых  этапах развития понимания речи мы не требуем от  детей точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставим задачу различать такие слова, как  там – тут, здесь – там, открой – закрой, куда – откуда, чем – с чем и т.д.  При обучении пониманию вопросов   где? куда? кому? откуда? и т.д. дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например  куда – откуда, чем – с чем, а на широкий языковой контекст вопроса. Для этого в вопросах логопеда должны быть «подсказывающие слова», хорошо знакомые детям; только после того как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова. Поэтому первоначально со сходными по звучанию вопросительными словами логопед употребляет разные названия действий и предметов, например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал. Точно также мы просим одеть куклу, если она  раздета, или закрыть дверь, если она открыта, но не просим совершить действие, ставя ребёнка перед выбором одного действия из двух, например: застегни пальто кукле – расстегни пальто кукле,  возьми ложку – возьми ложкой. На следующих этапах логопедической работы разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал – куда приехал, чем ешь – с чем ешь и т.д.

  Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.

  С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним  речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки  и т.д.,  называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок (холодно, тепло, вкусно и т.д.). Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращёнными к ребёнку. У детей должна создаваться потребность общаться с  взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).

  После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые сам совершал (ел, пил, вставал ит.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

     На первых порах учитель должен сделать вид, что хорошо понимает первые робкие и недостаточно ясные слова ребёнка и слушает их внимательно. Этот момент в педагогической работе с неговорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить  желание общаться с помощью слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе учебной работы у ребёнка появилось желание и мотивы говорить.

Как указывал автор Е. А. Янушко в своей статье вся работа с неговорящими детьми строится согласно определенной последовательности и принципов.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.  Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.          

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

  • Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений.  Например, в  игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например:
спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Литература:

  1. Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
  2. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  5. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.
  6. Янушко Е.А.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 2004
  7. http://www.liveinternet.ru/users/peerplay/post306696558
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2014/04/23/organizatsiya-logopedicheskoy-raboty-s-negovoryashchimi

Удачи, больших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми.

Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми....

Использование игрового пособия "Кольца Луллия" в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (Технология ТРИЗ). ЧАСТЬ 1

Разговорчивые игры! Игровое пособие "Кольца Луллия" как универсальное дидактическое средство в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Логопедическая работа с неговорящими детьми.

Логопедическая работа с неговорящими детьми...

Использование логопедических технологий в работе с неговорящими детьми

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...

«Особенности логопедической работы с неговорящими детьми »

Неговорящие дети, прежде  чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи....

Методические подходы в логопедической работе с «неговорящими» детьми (ОНР 1 ур.)

В докладе представлены методические подходы в логопедической работе с детьми ОНР 1 уровня...