Путешествие по осеннему лесу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи с использованием ЭОР. Занятие сопровождается показом слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ»

Занятие по логоритмике

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями речи

с использованием ЭОР

Музыкальный руководитель

ГБДОУ д/с №44

Пушкинского р-она

Санкт-Петербурга

Зеленская Е. В.

г. Санкт-Петербург

2015 г.

Цель:

Автоматизировать и дифференцировать звуки.

Задачи:

–         развивать слуховое внимание;

–         развивать общую и мелкую моторику;

–         развитие речевого слуха, плавности и выразительности речи, речевой памяти;

–         развивать артикуляцию для развития певческих данных и дыхания;

–         развивать коммуникативность, учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений;

–         развивать мимические мышцы, эмоциональность, воображение и ассоциативно-образное мышление.

Оборудование:

Проектор, компьютер для показа слайдов: картины осеннего леса, лесных зверей, птиц; листочки по количеству детей, шумовые инструменты – орешки, шапочка ёжика; металлофон.

Литература:

Логопедическая ритмика. Н.А. Рычкова. М., 2000

Дошкольное воспитание. №5, 6. 1996

«Ритмическая мозаика». А.И. Буренина. СПб., 2003

Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.Ю.Картушина. М. 2005

Музыка и движения. Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1983

Ладушки. Средняя группа. И. Каплунова, И. Новоскольцева. СПб., 2007

В зале на центральной стене висит экран для показа слайдов. Первая картинка – осенний лес. Далее все действия сопровождаются показом соответствующих слайдов. Из стульчиков построен пароход.

«Осенний сон», муз. А. Джойса

Дети спокойно входят в зал под вальс, здороваются.

1. Организационный момент: Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности.

Музыкальный руководитель. Скажите, какое время года на дворе? (Ответы детей). Правильно. Сейчас на дворе осень. Посмотрите на экран. Что характерно для осени? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу. В лес мы поплывем по реке, на пароходе.

Нас на реке ждет пароход,

Гудит, зовет с собой.

Мы на прогулку поплывем,

Кто хочет – все за мной!

Дети садятся на «пароход», построенный из стульчиков.

Муз. рук. Капитан дает сигнал к отплытию.

Все улыбнулись! Подняли кончик языка за верхние зубки, прижали, даем сигнал к отплытию.

– Л – л – л – л …

2. Дифференциация носового и ротового дыхания.

Упражнение «Лодочка», муз. Е.Макшанцевой

На 1 такт – глубокий вздох через нос, слегка прогибаясь назад, руки вытянуть вперед;

На 2 такт – наклон вперед, полный выдох через рот, руки прижимаем к груди, и т.д.

3. Развитие мелкой моторики.

Педагог на металлофоне имитирует редкие капли дождя. Дети пальчиками медленно постукивают по своим коленям. Но редкие капли дождя все учащаются (дети все быстрее начинают перебирать пальцами под звуки металлофона).

На пароходе нам с тобой

Не страшен дождик проливной,

Здесь очень сухо и тепло,

И от улыбок всем светло.

Дети улыбаются.

Вот и дождь заканчивается. «Кап-кап-кап» - с замедлением.

Плыли, плыли, к берегу приплыли.

4. Развитие слухового внимания.

Педагог. Чем богат осенний лес?

Дети. Ягодами, грибами, шишками.

Педагог. Мы вышли на большую поляну. Под громкую музыку вы будете ходить по полянке в разных направлениях, а под тихую музыку – будете собирать грибы: присматриваетесь, наклоняетесь, срезаете гриб и кладете его в лукошко (согнутая левая рука перед собой).

«Осенняя песня, муз. С. Юдиной

5. Фиксированное внимание на длительный ротовой выдох.

Дальше в лес пешком пойдем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Воспитатель раздает детям листочки на веточках, показывая как дуть: спокойно, медленно, продолжительно.

«По малину в сад пойдем», муз. А. Филиппенко

Дети поднимают правую руку с листочком вверх (вдох), на акцент в музыке начинают дуть на листок, постепенно опуская руку.

Повторить 3-4 раза.

Аналогично с левой рукой.

6. Развитие артикуляционных движений.

Педагог. Смотрите – белочка! О! как она высоко забралась на дерево!

(Воспитатель и дети выражают удивление.)

Прислушайтесь, она щелкает орешки.

Педагог играет на скорлупках орехов.

Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов.

Дети щелкают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают его на дно ротовой полости.

Педагог. Давайте мы с вами превратимся в маленьких белочек.

Композиция «Белочка», муз. З.Левиной,

«Ритмическая мозаика», А.Буренина

Педагог. А вот, посмотрите, ёжик побежал. Давайте изобразим, как ёжик фыркает.

Дети изображают фырканье ёжика.

Дети выбирают ежика.

Игра с ежиком, муз. М Сидоровой

7. Развитие речевого слуха.

Педагог. Осенью в лесу все звери и птицы готовятся к зиме. Я буду называть их, а вы пойдете по залу и если услышите в названии звук «Р», остановитесь.

Дети под спокойную музыку идут по залу.

Педагог. Волк, заяц, сорока (дети останавливаются), дятел, белка, лось, бурундук, олень, медведь, лиса, ворон.

Молодцы, вы правильно услышали звук «Р». Кто покажет, как кричит ворон?

Дети. Кар, кар, кар…

8. Развитие общей координации движений под музыку.

Педагог положительно оценивает звукоизвлечение детей и выбирает главного Ворона.

Игра «Ворон», р.н.прибаутка, обработка Е.Тиличеевой

Дети становятся по кругу, главный Ворон стоит в общем круге.

Ой, ребята, та-ра-ра!                        Все дробным шагом идут к центру,

На горе стоит гора,                        сужая круг.

А на той горе дубок,                        Тем же шагом идут назад, расширяя

А на дубе воронок.                        круг. Ворон остается в центре круга,

                                                кружится, раскрыв руки в стороны.

Ворон в красных сапогах                Мягким движением рук все показывают

                                                на «сапоги».

В позолоченных серьгах!                Круговыми движениями рук показывают

                                                «серьги».

Черный ворон на дубу,                        Все дети изображают игру на «трубе»,

Он играет во трубу.                        вытянув губы вперед трубочкой,

перебирая пальцами перед губами.

Труба точеная, позолоченная,         Все хлопают, Ворон свободно пляшет.

Труба ладная, песня складная.

С окончанием музыки Ворон выбегает из круга и, оббегая его, незаметно дотрагивается до кого-нибудь, после чего встает в общий круг. Кто стал Вороном, будет известно лишь в тот момент, когда все, сойдясь в круг, начнут из него расходиться: новый Ворон останется в кругу.

Игра повторяется 2 раза.

9. Окончание занятия.

Педагог. Как хорошо в осеннее лесу, но нас пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы из леса на лошадках. Натянули вожжи! (Руки вперед, кулаки сжать).

«Смелый наездник», муз. Р.Шумана

Дети идут по залу высоко поднимая колени и цокая языком.

По окончании музыки дети останавливаются, «натягивая» поводья и произнося кучерское: «тпру».

Педагог. Вот мы и вернулись обратно в детский сад.

        – Где мы сегодня побывали?

        – На чем мы ехали в лес?

        – Каких зверей и птиц встретили в лесу?

        – Что они делали?

Педагог дает положительную оценку деятельности каждого ребенка.

Под вальс «Осенний сон», муз. А. Джойса, дети спокойно уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по осеннему лесу"

Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

развлечение в младшей группе. Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»

Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»(1-ая младшая группа)Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругомВедущий: Осень на опушке краски разводила,По листве тихоньк...

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима!

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима! 30 ноября в группе ГКП " Капелька"прошло тематическое со...

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...

Сценарий осеннего праздника"Путешествие в осеннем лесу"

Сценарий праздника осени во второй младшей группе "Путешествие в осеннем лесу" с играми, стихотворениями, песнями, сюрпризным моментом....

Сценарий осеннего утренника во 2 младшей группе "Путешествие по осеннему лесу"

Вед: Заглянул сегодня праздник в каждый дом,Потому что бродит осень за окном.Заглянул осенний праздник в детский сад,Чтоб порадовать и взрослых и ребят....