Рекомендации логопеда для родителей разных возрастных групп
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Карта обследования состояния моторных функций у дошкольников с ОНР.
- Состояние общей моторики.
- Движения и серии движений для рук:
-- «Стирка» - трём кулачок о кулачок, «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.__________________________________________________________________ _________________________________________________ ____________________________
-- «Варим кашу» - вымоем руки. Берем с полки кастрюлю и наполним водой. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешаем ложкой кашу. Солим. Накрываем крыжкой. Затем пробуем кашу и раскладываем по тарелкам ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________«Портниха» - двумя пальцами «держим иголку». Имитируем «сматывание нитки с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Пытаемся изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку _______________________________________
______________________________________________________________________________
-- держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три небольших предмета по очереди ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Другие движения:
-- «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед. Пугливо оглядывается___________________________
______________________________________________________________________________
-- «Лягушка» - присесть. Опираясь на ладони, впрыгнуть в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
-- катить обруч, двигаясь рядом с ним _____________________________________________
______________________________________________________________________________
- Произвольное управление движениями:
-- «Орел» - широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе. Остановиться по сигналу_________________________________________________
______________________________________________________________________________
-- «Уточка» - семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед. Остановиться по сигналу_____________________________________________________________________
4. Статические упражнения:
--«Акробат» - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
-- Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед ___________________________________________________
________________________________________________________________________
- Динамическая координация:
-- «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову _______________________________
_______________________________________________________________________
-- «Воробышек» - скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» - движения частые и неширокие. Воробышек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться _____________________________
_______________________________________________________________________
-- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке __________________________
_______________________________________________________________________
- Пространственная организация движений:
-- «На теплоход» - дается команда «проплыть» слева или справа. Дети отталкиваются ладонями согнутых рук друг от друга и бегут назад. Шаг назад. Шаг вперед. Ходьба с волнообразными движениями рук. В процессе выполнения изменяются команды и темп движения______________________________________
________________________________________________________________________
-- последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на неё_____________
_______________________________________________________________________
- Темп выполнения движений:
-- выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с. в произвольном темпе; в течение следующих 15 с. Чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с. Чертить в первоначальном темпе____________
________________________________________________________________________
Анализ результата:_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произвольная моторика пальцев рук (выполняется отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).
- Статическая координация движений:
-- «Солдатики» - распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10-15___________________________________
_______________________________________________________________________
-- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10-15 ________________________________________________
_______________________________________________________________________
-- «Зайка» - указательный и средний пальцы выпрямлены. Согнутый большой палец – на согнутом мизинце и безымянном. Удержать позу на счет до 15 _______
________________________________________________________________________
--«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Удержать позу на счет до 10________________________________________________
________________________________________________________________________
-- «Коза рогатая» - указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутом безымянном и среднем. Удержать позу до 5-8_______________________
________________________________________________________________________
-- «Курочка» - Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Удержать позу на счет до 5-8________________________
________________________________________________________________________
- Динамическая координация движений:
-- пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз)____________________________________
________________________________________________________________________
-- выполнить пробу: кулак – ребро – ладонь (5-8 раз)___________________________
________________________________________________________________________
-- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5-8 раз)____________
_______________________________________________________________________
-- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз)_________________________________________________________
________________________________________________________________________
-- по очереди выполняем упражнения: «Коза рогатая» - «Зайка» (5-8 раз)_________
________________________________________________________________________
-- «Колечки» - по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки. Затем выполнять эти движения обеими руками одновременно_______________________
________________________________________________________________________
-- «Пианино» - по очереди касаться каждым пальцем стола ____________________
________________________________________________________________________
Анализ результата:_______________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Мимическая моторика ( объем и качество движений).
- Мышцы лба:
-- «Удивиться», «Нахмуриться»_____________________________________________
2. Мышцы глаз:
-- прищурить глаза, закрыть поочередно каждый глаз. Подмигнуть. _______________
__________________________________________________________________________
3. Мышцы щек:
-- «Толстячки», «Худышки»__________________________________________________
-- перекатить воздух из одной щеки в другую__________________________________
4. Мимика лицевых мышц:
-- изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Праксис лицевой мускулатуры:
-- воспроизвести следующие упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Оскал», «Лошадка»________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ Анализрезультата:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Моторика артикуляционного аппарата.
- Двигательная функция губ:
-- пропеть гласные звуки. Удержать позу под счет до 10_________________________
-- «Хоботок». Удержать позу под счет до 10___________________________________
-- «Улыбочка». Удержать позу под счет до 10_________________________________
-- «Оскал». Удержать позу под счет до 10_____________________________________
-- многократно произносить губные звуки (б-б-б-п-п-п)_________________________
2. Двигательная функция челюсти:
-- широко раскрыть рот, затем закрыть_________________________________________
-- сделать движения нижней челюстью вправо, влево, вперед_____________________
__________________________________________________________________________
3. Двигательные функции языка:
-- «Лопатка». Удерживать позу под счет до 5_____________________________________
-- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5________________
-- «Часики»__________________________________________________________________
-- высунуть язык «лопаточкой», «иголочкой»_____________________________________
-- приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны(рот приоткрыт) ______________________________________________________
-- поднять кончик языка к верхним зубам, удержать позу под счет до 5, опустить к нижним зубам («качели»)____________________________________________________
-- «Орешки»________________________________________________________________
-- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу______
___________________________________________________________________________
-- произвести движения языком вперед-назад при открытом рте____________________
___________________________________________________________________________
4. Двигательная функция мягкого неба:
-- широко открыть рот и четко произнести звук [а] (на твердой атаке)________________
___________________________________________________________________________
Анализ результата:___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Чувство ритма.
Ребенку предлагается простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Анализ результата:_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Планирование развитие речи в разных возрастных группах....
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....
Рекомендации логопеда для родителей разных возрастных групп
Данный материал рекомендован для размещения в логопедическом уголке...
Годовой план работы с родителями разных возрастных групп
Данная разработка предназначена для воспитателей деского сада...
Рекомендации логопеда для родителей дошкольников логопедической группы старшего, подготовительного возраста.
Уважаемые родители!Информация по коррекционной работе "Для умных детей и заботливых родителей!"с сентября 2020 года размещена в группе Контакт и What's App!Спасибо за сотрудничество!...
Рекомендации учителя логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации для воспитателей комбинированных групп....