Рекомендации логопеда для родителей разных возрастных групп
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кулик Елена Григорьевна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования состояния моторных функций у дошкольников с ОНР.

  1. Состояние общей моторики.
  1. Движения и серии движений для рук:

-- «Стирка» - трём кулачок о кулачок, «отстирываем пятна».  «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.__________________________________________________________________ _________________________________________________ ____________________________

-- «Варим кашу» - вымоем руки. Берем с полки кастрюлю и наполним водой. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешаем ложкой кашу. Солим. Накрываем крыжкой. Затем пробуем кашу и раскладываем по тарелкам ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________«Портниха» - двумя пальцами «держим иголку». Имитируем «сматывание  нитки с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Пытаемся изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку _______________________________________

______________________________________________________________________________

-- держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три небольших предмета по очереди ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Другие движения:

-- «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед. Пугливо оглядывается___________________________

______________________________________________________________________________

-- «Лягушка» - присесть. Опираясь на ладони, впрыгнуть в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-- катить обруч, двигаясь рядом с ним _____________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Произвольное управление движениями:

-- «Орел» - широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе. Остановиться по сигналу_________________________________________________

______________________________________________________________________________

-- «Уточка» - семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед. Остановиться по сигналу_____________________________________________________________________

       4.  Статические упражнения:

  --«Акробат» - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в    пятку другой, руки вытянуты вперед.  Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-- Стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки  вытянуты вперед  ___________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Динамическая координация:

-- «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову _______________________________

_______________________________________________________________________

-- «Воробышек» - скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» - движения частые и неширокие. Воробышек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться _____________________________

_______________________________________________________________________  

-- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке __________________________

_______________________________________________________________________

  1. Пространственная организация движений:

-- «На теплоход» - дается команда «проплыть» слева или справа. Дети отталкиваются ладонями согнутых рук друг от друга и бегут назад. Шаг назад. Шаг вперед. Ходьба с волнообразными движениями рук. В процессе выполнения изменяются команды и темп движения______________________________________

________________________________________________________________________

-- последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на неё_____________

_______________________________________________________________________

  1. Темп выполнения движений:

-- выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с. в произвольном темпе; в течение следующих 15 с. Чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с. Чертить в первоначальном темпе____________

________________________________________________________________________

Анализ результата:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Произвольная моторика пальцев рук (выполняется отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).
  1. Статическая координация движений:

-- «Солдатики» - распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10-15___________________________________

_______________________________________________________________________

-- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10-15 ________________________________________________

_______________________________________________________________________

             -- «Зайка» - указательный и средний пальцы выпрямлены. Согнутый большой                 палец – на согнутом  мизинце и безымянном. Удержать позу на счет до 15 _______

             ________________________________________________________________________

             --«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Удержать позу на счет до 10________________________________________________

             ________________________________________________________________________

-- «Коза рогатая» - указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутом безымянном и среднем. Удержать позу до 5-8_______________________

________________________________________________________________________

-- «Курочка» - Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Удержать позу на счет до 5-8________________________

________________________________________________________________________

  1. Динамическая координация движений:

-- пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз)____________________________________

________________________________________________________________________

-- выполнить пробу: кулак – ребро – ладонь (5-8 раз)___________________________

________________________________________________________________________

-- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5-8 раз)____________

_______________________________________________________________________

-- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз)_________________________________________________________

________________________________________________________________________

-- по очереди выполняем упражнения: «Коза рогатая» - «Зайка» (5-8 раз)_________

________________________________________________________________________

-- «Колечки» - по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки. Затем выполнять эти движения обеими руками одновременно_______________________

________________________________________________________________________  

--  «Пианино» - по очереди касаться каждым пальцем стола ____________________

________________________________________________________________________

Анализ результата:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Мимическая моторика ( объем и качество движений).
  1. Мышцы лба:

-- «Удивиться», «Нахмуриться»_____________________________________________

       2. Мышцы глаз:

           -- прищурить глаза, закрыть поочередно каждый глаз. Подмигнуть. _______________

         __________________________________________________________________________

3. Мышцы щек:

    -- «Толстячки», «Худышки»__________________________________________________

    -- перекатить воздух из одной щеки в другую__________________________________

      4. Мимика лицевых мышц:

           -- изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг,   грусть, недовольство_______________________________________________________

           _________________________________________________________________________

  1. Праксис лицевой мускулатуры:

-- воспроизвести следующие упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Оскал», «Лошадка»________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________      Анализрезультата:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Моторика артикуляционного аппарата.
  1. Двигательная функция губ:

-- пропеть гласные звуки. Удержать позу под счет до 10_________________________

-- «Хоботок». Удержать позу под счет до 10___________________________________

 -- «Улыбочка». Удержать позу под счет до 10_________________________________

-- «Оскал».  Удержать позу под счет до 10_____________________________________

-- многократно произносить губные звуки (б-б-б-п-п-п)_________________________

     2.  Двигательная функция челюсти:

-- широко раскрыть рот, затем закрыть_________________________________________

-- сделать движения нижней челюстью вправо, влево, вперед_____________________

__________________________________________________________________________

3. Двигательные функции языка:

-- «Лопатка». Удерживать позу под счет до 5_____________________________________

-- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5________________

-- «Часики»__________________________________________________________________

-- высунуть язык «лопаточкой», «иголочкой»_____________________________________

     -- приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней   стороны(рот приоткрыт) ______________________________________________________

      -- поднять кончик языка к верхним зубам, удержать позу под счет до 5, опустить к   нижним зубам («качели»)____________________________________________________

      -- «Орешки»________________________________________________________________

     -- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу______

     ___________________________________________________________________________

      -- произвести движения языком вперед-назад при открытом рте____________________

     ___________________________________________________________________________

 

4. Двигательная функция мягкого неба:

     -- широко открыть рот и четко произнести звук [а] (на твердой атаке)________________

     ___________________________________________________________________________

Анализ результата:___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Чувство ритма.

Ребенку предлагается простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анализ результата:_________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.

Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....

Рекомендации логопеда для родителей разных возрастных групп

Данный материал рекомендован для размещения в логопедическом уголке...

Годовой план работы с родителями разных возрастных групп

Данная разработка предназначена для воспитателей деского сада...

Рекомендации логопеда для родителей дошкольников логопедической группы старшего, подготовительного возраста.

Уважаемые родители!Информация по коррекционной работе "Для умных детей и заботливых родителей!"с сентября 2020 года размещена в группе Контакт и What's App!Спасибо за сотрудничество!...