Диагностика моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Огнева Любовь Васильевна

Представлена методика изучения моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика моторной сферы у дошкольников с ОНР

   Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.  

Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, которые включают  в себя следующие разделы:

  • обследование произвольной мимической моторики

   (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

  • обследование речевой моторики

   (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

  • обследование тонкой моторики пальцев рук

   (качества и степени дифференцированного движения, возможности                             действий с предметами).

   Также при обследовании мелкой моторики рук использовались ряд статических и динамических упражнений, направленных на выявление стабильности выполнения движений, напряжения мышц, силы тонуса и координации движений.

Обследование произвольной мимической моторики

  1. Поднять брови («Удивление»).
  2. Слегка сомкнуть веки.
  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
  5. Сжать губы.
  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
  8. Надуть щеки.
  9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10.Вытянуть губы, как для свиста.

   Задания повторяются подряд 3 раза.

   Оценка производится по трехбалльной системе:

3 балла - полноценное, четкое выполнение;  

2 балла - частичное, недостаточно четкое выполнение;

1 балл - невыполнение более 7 заданий.

Обследование речевой моторики

  1. Открывание и закрывание рта.
  2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
  3. Имитация жевательных движений.
  4. Попеременное надувание щек.
  5. Втягивание щек.
  6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и»,
    затем губы сделать круглыми — «о», вытянуть губы — «у».
  7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание
    заданной позы на счет до пяти.
  8. Покусывание кончика языка.
  9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого
    углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
  1. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным
    выгибанием спинки языка
    («Кошка сердится»).
  2. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
  3. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу
    сверху вниз
    («Вкусное варенье»).
  4. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.
      Каждое движение повторяется 3 раза.

   Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

3 балла — четкое выполнение движений;

2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений;

1 балл — отсутствие удержания поз, выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

Обследование тонкой моторики пальцев рук

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1. Сжать пальцы в кулак.
  1. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой,
    то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  2. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами

  1. Выложить узор мозаики.
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки.
  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

   Оценка:

3 балла — четкое выполнение всех заданий;

2 — четкое выполнение одного-двух заданий из предложенных;

1 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.

Кинестетический праксис

1.        «Кольцо».

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10. Упражнение выполняется 3 раза.

2.        «Коза».

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

3.        «Три богатыря».

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется под счет.

Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии под счет до 10.

4.        «Заяц».

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

5.        «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется 2 раза.

   Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

   Оценивается как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). В норме ребенок в 5 лет может сохранять напряжение в течение 2 мин (с небольшими паузами на расслабление).

   Оценка:

3 балла — четкое выполнение всех заданий, удержание напряжения в течение 2 минут;

2 — неустойчивое выполнение заданий,  удержание напряжения менее чем на 2 минуты;

1 — неверное выполнение заданий, удержание напряжения менее чем на 1 минуту.

Кинетический праксис

Сила тонуса

1.Сжатие рук взрослого двумя руками.

2.Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

Оценивается сила и длительность мышечного напряжения кистей рук.

Координация движений

1. Вдевание нитки в иголку.

В иголку длиной 35 мм с большим ушком продеть тонкую хлопчатобумажную нить.

2.Упражнение «Ладонь — ребро — кулак».        .

Ребенок сам устанавливает удобный темп, проговаривая вслух: «Ладонь — ребро — кулак». Упражнение выполняется 3—4 раза.

3.Упражнение «Коза — заяц».        .

Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.

Упражнение выполняется в среднем темпе, для наглядности можно использовать картинки или одноразовый показ позиций педагогом.

   В 5 лет оценивается быстрота переключения с одного движения на другое.

   Оценка:

3 балла — правильное выполнение всех заданий;

2 — незначительные изменения объема, силы и точности движений;  

1 — неверное выполнение заданий.

   При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...

Развитие общих речевых и моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (образовательная технология)

Согласно документам ЮНЕСКО, технология обучения является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих р...

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...

Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).

Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....

Организация системы взаимодействия инструктора по ФК, логопеда и родителей с целью формирования моторной сферы у детей среднего дошкольного возраста с ТНР.

Проект по формированию слогоритмической стороны речи на раннем этапе работы с воспитанниками с ТНР путем организации единого информационного пространства "Семья - ДОУ" с целью развития мотор...

Доклад по выступлению на ГМО. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста при обучении английского языка».

В настоящее время, в современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования очень остро стоит первостепенная задача совершенствования и повышения эффективности в...