Дидактическая игра "Собери признаки" для обучения описанию времени года
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Денисова Ольга Вячеславовна

Данная игра поможет уточнить знания детей 5-7 лет  о том, какие признаки (изменения в живой и неживой природе) характерны для того или иного времени года, научит самостоятельно составлять  описательный рассказ о времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Собери признаки».

Игра предназначена для детей 5 – 7 лет.

Уважаемые педагоги и родители!

Данная игра поможет уточнить знания детей о том, какие признаки (изменения в живой и неживой природе) характерны для того или иного времени года, научит самостоятельно   составлять  рассказ-описание времени года.

Цели игры: упражнять в различении и назывании признаков времени года и составлении  описательных рассказов о временах года.

Материал для игры: 

1.Цветные карты (размер 21х30 см., количество- 4 шт.) с изображением схем признаков времени года: температура, небо, осадки, земля, вода, птицы, деревья, животные, человек, одежда, праздники. Цвет карты указывает на то или иное время года (оранжевый цвет – осень, синий цвет – зима, жёлтый цвет – весна, зелёный цвет - лето).

2.Картинки-признаки (размер  6х6 см., количество 44 шт.), отражающие изменения в живой и неживой природе, характерные для того или иного времени года.

Участники игры: в игре могут принимать участие  2-4 игрока.

Ход игры:

1 Вариант игры. Игроки разбирают цветные карты с изображением схем признаков  времени года, который они будут собирать, т.е. накладывать картинку-признак времени года на схему признака.  Один из игроков по кругу  раздаёт картинки-признаки времён года. После раздачи игроки начинают самостоятельно закрывать схемы признаков соответствующими картинками-признаками, отражающими выбранное ими время года. После этого игрового действия у детей остаются картинки-признаки, не подходящие к их времени года, и они вступают в игру. С помощью считалки выбирается игрок, начинающий игру. Игрок поднимает ненужную ему картинку – признак и говорит: - Кому нужен этот признак? (Мне) Почему? (Потому что я собираю осень, а на картинке признак – птицы улетают в тёплые края). Игрок, узнавший и назвавший признак времени года, который он собирает, накладывает её на соответствующую схему своей карты  и продолжает игру, показывая уже ненужную ему картинку-признак.

Правило: игроки должны быстрее заполнить свою карту и избавиться от ненужных картинок-признаков. Если игрок не узнал картинку-признак, то пропускает ход. Победителем оказывается то, кто быстрее закрыл все схемы признаков на цветной  карте. Победитель становится водящим в дальнейшей игре.

2 Вариант игры.        Игроки разбирают цветные карты с изображением схем признаков  времени года, который они будут собирать. Водящий перемешивает картинки-признаки, переворачивает их картинкой вниз. Затем поднимает картинку и спрашивает: - Кому нужен этот признак? (Мне) Почему? (Потому что я собираю зиму, а на картинке признак – мальчик катается на лыжах). Игрок, узнавший и назвавший признак времени года, который он собирает, накладывает её на соответствующую схему своей карты. Водящий продолжает игру.

Правило: игроки должны быстрее заполнить свою карту. Если игрок не узнал картинку-признак, то пропускает ход. Победителем оказывается то, кто быстрее закрыл все схемы признаков на цветной  карте. Победитель становится водящим в дальнейшей игре.

                                                                

«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №38»  

Автор: учитель-логопед Денисова О.В.,

Нижегородской обл., г. Саров,  

 


Для разработки игры был использован картинный материал из пособий:

1.Наглядно-дидактические  пособия «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» Изд-во: М., «Мозаика-Синтез» 2010. Художник. Е. Белозерцева.

2.Е. Косинова «Уроки логопеда» игровые тесты. ЭКСМО Москва 2005.

3.Для самых-самых маленьких. Знакомство с окружающим. Изд. дом «Карапуз». Художник И.Н.Розенцвейг.

4.Для самых-самых маленьких. Знакомство с окружающим. Что мы делали зимой. Изд. дом «Карапуз». Художник М.В. Федотова

5.Умные книжки. Земцова О.Н. ЗАО Компания «Махаон». Художники Ю.Якунин, И. Дорошенко. 2006.

6.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Дидактическая игра своими руками «Четыре времени года»

Игра способствует развитию мелкой моторики. Данная игра помогает закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Игра помогает развить внимание, логическое мышление, учит сравнивать...

Составление сравнительного рассказа - описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем

Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания....

Конспект образовательной деятельности «Описание зимы как времени года с использованием мнемотехники» для детей 4-5 лет

Целью занятия является расширение и активизация словаря по теме "Зима", а также совершенствование умений в составлении предложений и рассказов при помощи мнемотаблиц....

Дидактические игры и упражнения по временам года (осень, зима, весна)

Данный материал предназначен для детей 5-8 лет...

Дидактическое пособие по ознакомлению с временами года «панно из фетра – дерево»

Дидактическое  пособие из фетра для детей 2- 3 лет для ознакомления с временами года и сезонными изменениями....