Приёмы обогащения словарного запаса детей
консультация по логопедии на тему

Лошакова Надежда Александровна

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_obogashcheniya_slovarnogo_zapasa_detey.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы обогащения словарного запаса детей

   

   Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных и др. частей речи, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью.

    По этой причине на специальные упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка не следует жалеть сил и времени.

    Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего заметны количественные изменения в словаре ребёнка.

    Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам словарь увеличивается до 3 - 3,5 тысяч.

    На 2-ом и 3-ем году жизни ребёнок осваивает название окружающих его предметов, игрушек и названия действий с ними. Детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека, части у предметов обихода, контрастные размеры предметов, основные цвета и формы, некоторые вкусовые качества и физические свойства /холодный, гладкий, бьётся, рвётся/).    

     Дети 4-го года жизни затрудняются при названии многих предметов обихода (посуды, мебели и т.п.). Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребёнка. Поэтому детей знакомят с назначением предметов, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий; рвётся, ломается). Воспитывают умение ориентироваться в пространстве и времени (вперёд, назад, вечер, утро, сначала и др.).

    Называние (образец произношения) нового или трудного слова - активный приём обогащения словаря детей. Чёткой дикцией, медленное, но не по слогам, сменой силой голоса называние надо сопровождать показом объекта: «Посмотри, внутри плиты есть большая духовка -открывая дверцу духовки и показывая жестом». Иногда называние сопровождаем толкованием: «Аквариум стеклянный ящик, в котором живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно». В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения слова и вопросам: «Почему так говорят грузовой автомобиль, грузовик?», «Справа или слева матрёшка?».

   На 5-ом году жизни дети учатся группировать предметы по назначению (игрушки, одежда, мебель и т.п.):

   1)Как назвать все эти предметы одним словом?

    2)Столяр что делает? Щука? (плавает). Ласточка? (летает). Кузнечик? (прыгает).  

      Змея?

  3) Особое внимание должно быть обращено на употребление детьми прилагательных. Спрашиваем: «Стул какой? (деревянный), а стакан?».

   4) Назвать предмет по его описанию: «Как называется предмет, в котором подают суп? Как называется предмет, которым расчёсывают волосы?». В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению слова. Главное внимание уделяют введению в речь детей слов, обозначающих дифференцированное по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, горько - соленный, прочнее, тяжелее, плотная и т.п.).

   Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, транспорт, зимующие и перелётные птицы). Раскрытие смыслового богатства многозначного слова имеет особое значение для подготовки детей к школе:

   1) Ребёнку называют словосочетания, например: весна идёт, снег идёт, человек идёт; и предлагают заменить повторяющиеся слова. «Весна идёт - как можно сказать по-другому?». Подбирая слова близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), ребёнок приходит к выводу, что одно и тоже слова ИДЕТ имеет разное значение.

   2) «Скажи наоборот» (холодно - тепло, острый - тупой и т.п.).

   3) «Подбери слова родственники» (лес лесной, лесничий, лесовик и т.д.).

Итак содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. В итоге у детей накапливается значительный объём знаний, что обеспечивает свободное общение, понимание теме-радиопередач и позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Логопед: Лошакова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Приёмы обогащения словарного запаса

Материал адресован родителям и педагогам...

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Буклет для педагогов коррекционных групп детского сада, в котором представлены игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен о...

Приёмы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете. Знакомство педагогов с приемами обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...