Упражнения на дыхание
картотека по логопедии на тему

Юлия Константиновна Ковальчук

Представляю картотеку игр на развитие дыхания, которое является неотемлимой частью в правильной постановке звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения в парах.

  1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу.
  2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и сделать медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через левую ноздрю. Соотношение времени вдоха к времени выдоха 1:2. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Упражнение можно повторить до 15 раз (в зависимости от самочувствия детей).
  3. «Шарик надулся и лопнул» Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш…»
  4. Встать спинками, касаясь затылком затылка партнера, одну руку положить на грудь, другую – на живот. На продолжительном выдохе произносить звуки [ж], [з], [м], [н], [в]
  5. «Пение лягушки». Повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква».
  6. «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движение рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.
  7. Теперь мы нарисуем рот, веселый, улыбающийся.

      Оля ядрышки грызет, падают скорлупки.

      А для этого нужны нашей Оле…(зубки).

Упражнение «Рыбка»

 Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль…» – и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой («рыбка вынырнула»).

Упражнение для успокоения дыхания

Носом – вдох, и выдох ртом,

Дышим глубже… А потом

Марш на месте, не спеша.

Как погода – хороша?

Фиолетовая дорожка приведет нас домой.

Возвращаемся домой,

Хорошо шагать с тобой.

Раз и два, раз и два-

Хоть погода хороша,

В группу нам идти пора.

Мы шагаем не спеша.

Руки вымоем сейчас,

Суп уже заждался нас.

Дети совершают действия в соответствии с текстом.

Упражнение «Насос» (по Б.Толкачеву)

  • Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз,

И аварий нет у нас.

Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжать в кулаки. Наклоняться вниз, выбрасывая резко руки, и произносить: «ш-ш-ш…». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос.

Упражнение «Рычание»

Дети энергично втягивают воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычат, раздвинув напряженные пальцы-«когти».

Упражнение «Змея»

 И.п.- лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2- вдох, 3-4- выдох – руки вперед («ш-ш-ш…»), 5-6- вдох, 7-8- вернуться в исходное положение.

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

«Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание)

И.п.- стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.

Зайка шарик покупал,

Зайка шарик надувал.

Упражнение «Тигр»

И.п.- основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1- вдох, 2- выдох- туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой, 3- вдох, вернуться в исходное положение, 4- выдох – тоже левой рукой.

Это что за зверь зубастый

Полуночный любит мрак

И, как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак?

Упражнение «Антилопа»

 И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, указательные пальцы приставлены ко лбу. 1- вдох, 2- выдох, руки вперед, 3- вдох – руки в стороны, 4- выдох – вернуться в исходное положение.

Она несет на лбу не зря

Длинные острые рога.

Упражнение «Носорог»

И.п. – сесть с прямыми ногами, руки опущены. 1- вдох, 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснуться руками носков, 3- вдох, 4- выдох – вернуться в и.п..

Носорогу-бегуну

Перейди дорогу, ну!

Упражнение  «Гармошка» (грудное дыхание). 

И.п.- стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [ф]. Повторить 4 раза.

Ты играй, моя гармошка,

Раздвигай меха свои.

Поиграю я немножко,

Ты ж движенья повтори.

Упражнение «Перочинный ножик»

(дренаж выжиманием, для оттока мокроты). Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносить на выдохе «Ха!». Повторить 3-4 раза.

Ножик перочинный зайка увидал.

Ножик перочинный зайка в лапки взял.

Упражнение «Насос» (мышечный тренинг).

 И.п.- стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6-8 раз.

Есть на ярмарке машины,

Накачать бы только шины.

Упражнение «Резиновый человек» (полное расслабление). Ребенок закрывает глаза. Педагог проверяет, расслаблены ли у него мышцы: поднимает вверх руки ребенка и отпускает их. Расслабленные руки должны бессильно упасть вниз.

Упражнение «Одуванчик»

 Вдох через нос- задержка дыхания  - озвученный выдох:

 «А-ах!». Летом все отправляются путешествовать. Поедем и мы. А на чем, отгадайте!

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытце дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…(автомобиль).

Упражнение «Накачка»

 Ребенок сгибается пополам и, наклоняясь вниз, с прямыми ногами, делает резкие вдохи. Упражнение предназначено дл мышечного тренинга.

Мы качали, мы качали,

Воздух в шины набирали,

Проверяли каждый раз,

И аварий нет у нас.

Упражнение «Машина»

 Дети выполняют вращение кистями рук с одновременным произнесением звука [р] на выдохе. Упражнение способствует крупной вибрации тканей организма, стимулирует обменные процессы, повышает энергетику, улучшает кроваток в организме и отхождение мокроты.

Мы машины завели – тор-тор-тор.

Веселей, шофер, рули - на простор.

Осторожно, поворот - ой-ей-ей.

Повернули - и вперед все быстрей.

Упражнение «Чья машина дальше уедет»

Дети встают на одну линию, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед топающим шагом, при этом произнося: «Бр-р-р…». Побеждает тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. Упражнение учит детей выдыхать воздух постепенно.

Ты, дружок, гуди в гудок – би-би-би!

Мы примчались на лужок – выходи!

Упражнение «Ветер»

 Ребята озвучивают выдох на звук [у], произнося его то громче, то тише, в соответствии  с жестом педагога. Упражнение способствует увеличению силы дыхательных мышц.

Я – ветер, ветер – я,

Ломаю ветви я.

Упрямый дуб могу,

Могу согнуть в дугу!

Упражнение «Ветер качает деревья»

 Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У-у-у…», раскачиваются вправо и влево. Упражнение обучает равномерно выдыхать воздух.

Комплекс звукового дыхания (по М.Лазареву)

  1. «Комар». И.п.- стоя, глаза закрыты, тело расслаблено. Ладонь одной руки на шее спереди. На выходи продолжительно произносится звук [з]. Упражнение эффективно при трахеитах.
  2. «Жук». И.п. – то же. Ладонь на груди спереди. На выходе долго и негромко произносится звук [ж]. Упражнение эффективно для вывода мокроты из бронхов и легких.
  3. «Муха». И.п. – то же. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха на выдохе негромко произносится звук [в]. Нужно добиваться ощущения вибрации во всем теле, и особенно в области лица. Упражнение помогает при ринитах, гайморитах.
  4. «Волны набегают на песок». И.п.- лежа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено. На выдохе произносить звук [с]. Упражнение способствует расслаблению дыхательных мышц.

Упражнение для развития дыхания «Аромат цветов»

(по А.Лукьяновой)

Трехфазное дыхание:

  1. Ребенок делает спокойный выдох ртом, при этом говоря «А-ах!». Воздух выходит ровной струей.
  2. Небольшая задержка дыхания, пока ребенку не захочется самому вдохнуть.
  3. Спокойный вдох носом.

Дыхательные упражнения

Дети произносят звуки на выдохе предельно долго.

Подул теплый ветерок,

Зашелестели листья.

Подул холодный ветер.

«Ш-ш-ш…»- поднимают руки вверх и шевелят пальцами.

«С-с-с…» – машут руками, поднятыми вверх.

Ветер затих, не шевелятся

Ни листочки, ни ветки.

Расслабляют все мышцы.

Снова подул ветер.

«Ш-ш-ш…» – напрягают мышцы и повторяют упражнение еще раз.

Дыхательное упражнение «Фырканье»

(по А.Стрельниковой)

Я – холеный помидор

С кожею атласной,

И вступать со мною в спор

Овощам опасно!

                       (С.Маршак)

Дети делают резкие вдохи носом: вдохи следуют один за другим, выдох самопроизвольный, при этом полусогнутые руки на каждом вдохе резко идут навстречу друг другу.

Дыхательные упражнения (по Б.Толкачеву)

  1. «Поливаем цветы». И.п.- стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая, согнутая в локте, - перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх; выдох – вернуться в и.п., произнося «Ш-ш-ш…».
  2. «Аромат цветов». И.п. – стоя, руки за спиной. Вдох через нос, не поднимая плечи; выдох – произносить «А-ах!». 
  3. «Песок» 

Дети, сидя по-турецки, как бы пересыпают песок из одной руки на ладонь другой, озвучивая выдох: «С-с-с…». Звук должен быть ровным, спокойным.

Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки»

(по М.Лазареву)

Все упражнения выполняются стоя, тело расслаблено, ноги стоят устойчиво, глаза закрыты. При произнесении звуков желательно тянуть их как можно дольше, ощущая вибрацию. После исполнения каждого лечебного звука дети вспоминают, при лечении каких заболеваний он помогает.

Пчелы гудут,

В поле идут.

С поля идут –

Медок несут.

Кладут ладонь на шею и тянут звук [з]. Упражнение помогает при болях в горле.

Жук летит,

И жужжит, жужжит.

Кладут ладонь на грудь и негромко произносят звук [ж]. Упражнение помогает при бронхитах.

Целый день жужжала муха,

Вилась, вилась возле уха.

Произносят звук [в]. Упражнение эффективно при насморке.

Комплекс дыхательной гимнастики «На улице»

(по Б.Толкачеву)

  1. «Погрейся». Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
  2. «Конькобежец». Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежцам) и произнося: «Кр-р-р…». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
  3. «Заблудился». Поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у!». Повторить 8-10 раз.
  4. «Снежный ком». Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносит: «Хр-р-р…». Повторить медленно 3-5 раз.
  5. Снеговик веселится». Поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
  6. «Вырасти большим». Стать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Игровой комплекс дыхательных упражнений

Что такое правильное дыхание?

Правильное дыхание – это дыхание через нос с частотой до 10-12 циклов (вдохов – выдохов) в минуту.

Чтобы добиться этого, нужно:

  • Оставить дышать через рот – это приводит к отставанию в умственном развитии;
  • Научиться сокращать частоту дыхания. У большинства людей дыхание учащенное, и это отрицательно сказывается на работе всего организма. У детей 6-9 лет частота дыхания в норме составляет около 20-25 циклов в минуту.

Игровой комплекс дыхательных упражнений поможет научиться правильному дыханию.

«Воздушный шарик»

        Эта игра развивает дыхание животом, или диафрагмальное – это дыхание, с которым ребёнок рождается. При выдохе втягивается живот, сокращаются мышцы брюшного пресса, а диафрагма принимает куполообразное положение, поднимаясь вверх к грудной полости.

        Многие взрослые и дети дышат наоборот: при вдохе живот втягивается, а при выдохе – выпячивается. Это приобретенная привычка. Обращайте внимание на то, как вы дышите, и всячески старайтесь сохранить у ребёнка врождённую способность к правильному дыханию.

        Итак, лёжа на спине, ноги согните в коленях, ладони положите на живот (это поможет проследить за движениями живота). Сделайте полный выдох. Затем, медленно вдыхая через нос, мысленно представьте, что вы надуваете шарик, находящийся у вас в животе. При этом округляется только живот, объём грудной клетки остаётся прежним. Медленно через длинный выдох выдуйте шарик через нос, легко втягивая живот.

        Избегайте напряжения, старайтесь, чтобы вдох и выдох были плавными. Повторите 5-6 раз. Особенно полезно проводить игру «Воздушный шарик» утром.

        Диафрагмальное дыхание полезно при любых недомоганиях. Оно регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, способствует понижению кровяного давления, хорошо вентилирует нижние доли лёгких. Подышите так перед сном, утром, после сна, перед обедом. Обратите внимание на процесс диафрагмального дыхания в неприятных ситуациях, – это поможет успокоиться, восстановить внутреннее равновесие.

        Если ребёнку трудно даётся освоение этого упражнения, его можно заменить другим, более простым вариантом. Лёжа на полу, положить на живот небольшую книгу. Пусть ребёнок поднимает  и опускает её за счет работы мышц живота. Когда он это освоит, предложите сочетать движения книги вверх со вдохом, а вниз – с выдохом. Это упражнение поможет ещё и укрепить брюшной пресс. Школьникам перед контрольными работами рекомендуется выполнять его в течении 1-2 минут.

        

«Летит пчела»

Начните осваивать с ребёнком это упражнение с рассказа о пчёлах, о том, как они собирают цветочную пыльцу. Предложите ему представить трудолюбивую пчелку, которая возвращается домой с добычей, и напевает свою любимую песенку: «З-з-з…». Оказывается, такое пение полезно для здоровья человека.

Повторите вместе с ребёнком этот звук. Спокойно сделайте вдох и хороший выдох, а затем снова вдохните и, медленно выпуская воздух, произносите звук «з». Отдохните и начинайте новый выдох со звуком, только не напрягайтесь.

«Игра в снежки»

        Два игрока сидят за столиком друг против друга. На столе лежит комок ваты или скомканная бумажная салфетка. Предложите детям представить, что это снег. Пусть они поиграют в «снежки», струёй воздуха направляя комочек друг к другу. Только обязательно объясните, что дуть надо тихонько, чтобы комочек не улетел.

«Ветер – дворник»

        Перед началом этой игры четко определите основную цель этого упражнения – отработать правильный выдох. В этой игре могут принять участие сразу несколько ребят, которым предстоит стать ветром. Разбросайте на столе комочки бумаги или ваты. Теперь стол – это импровизированный двор, а на нём снежные комья. Дайте детям задание очистить двор от снега. Объясните им, что выдыхать ветер надо так, чтобы он сносил на своём пути каждый комок в отдельности, а не все сразу. Когда дети освоят эту игру, можно положить на стол другие предметы, например, пластмассовые кубики разных размеров и т.п. Теперь ветру нужно очистить двор от мусора и брошенных стройматериалов. Возможности для фантазии здесь безграничны. 

        

«Дуем в дудочку»

        Существует ещё один способ снижения темпа дыхания. Наполните стакан примерно на ¼ водой и погрузите в неё соломинку. Предложите ребёнку сделать спокойный вдох носом и выпустить воздух через соломинку. При выдохе на поверхности воды появляются пузырьки, и дети обычно с радостью проделывают это упражнение. Это полезно не только детям, но и взрослым, особенно людям с больным сердцем и слабыми лёгкими.

        Контролировать выдох можно при помощи часов с секундной стрелкой и крупным циферблатом, повешенных на стенку таким образом, чтобы ребёнок мог засекать время выдоха.

        На начальном этапе время выдоха следует ограничивать 3-5 секундами. Через несколько дней его можно увеличить на 2-3 секунды. За один сеанс нужно делать, по возможности, 5-6 вдохов и выдохов.

«Рубка дров»

        Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните. Прогнитесь назад, резко наклонившись вперёд со звуком «ха», выдохните воздух. Руки опустите, как при ударе топором, и тут же начните выпрямлять туловище. Повторите 5-6 раз. Очень важно, чтобы звук «ха» образовывался за счет сильного выдоха, а не за счет голоса. При наклоне ноги в коленях не сгибайте.

        Это упражнение хорошо очищает органы дыхания, способствует выделению мокроты из дыхательных путей, поддерживает гибкость спины, уменьшает жировые отложения в области живота.                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения на дыхание

на занятиях по ФВ необходимо следить за дыханием воспитанников. предлагаю вашему вниманию  небольшую картотеку упражнений на дыхание...

Упражнения на дыхание

Предлагаются фотографии с изображением упражнений на дыхание...

Картотека игр и упражнений на дыхание

Приведенные методический материал способствует формированию правильного певческого дыхания...

Упражнения на дыхание

Упражнения на дыхание достаточно простые, можно их использовать для самого младшего возраста, польза таких упражнений несомненна. Ведь речевое дыхание - основа речи, оно помогает правильно соблюдать п...

карототека упражнений на дыхание

В данной картотеке собраны  дыхательные и фи­зические упражнения, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируютс...

Упражнение на дыхание

Собран малый материал упражнений для дыхания. Применяю в логопедических группах страшего возраста. Взято из методики О.В. Музыка"Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду" 2010 год....

Памятка для родителей по выполнению упражнений на дыхание

Искажённое, звукопроизношение приносит ребёнку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают.Сверстники замечают неправильное произношение, посмеиваются, взрослые постоянно делаю...