сказкотерапия
учебно-методический материал по логопедии на тему

Новоселова Екатерина Андреевна

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

«Волшебный барабан» по мотивам сказки Дж. Родари «Волшебный барабан»

Постановка звука

Шел однажды с войны барабанщик.

Был он очень беден. Все его богатство составлял барабан.

Настроение у барабанщика было хорошее. И поэтому далеко вокруг разносился веселый грохот его барабана:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Барабан у барабанщика был волшебный: как только он заиграет в него, все вокруг пускаются в пляс.

А после пляски  начинают петь.

Как только перестает барабан играть, люди останавливаются.

Вдруг из леса выскочили трое разбойников.

Они решили забрать барабан и повеселиться.

Барабанщик попросил напоследок сыграть на барабане. Разбойники согласились. Взял барабанщик барабан и заиграл:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

А разбойники стали петь и танцевать.

Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили.

Барабанщик стал сильнее и громче играть:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Разбойники совсем выбились из сил, а волшебный барабан заставлял их петь и плясать.

Обессиленные разбойники свалились на землю, а барабанщик еще громче заиграл на барабане волшебной палочкой так что барабан запрыгал:

Тр-р-р-р-р…..

Разбойники испугались и бросились наутек.

Так и шел дальше славный барабанщик,

возвращаясь домой.

Медленные движения широкого языка вперед-назад

Широкий расслабленный язык на нижней губе

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…

дрень-дрень…, упражнение «Барабан»

Растягивать уздечку языка, щелкать языком, упражнение «Лошадка»

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести:

Ля-ля-ля…, упражнение

«Песенка»

Широкий язык вперед

(3 раза)

Упражнения: «Лошадка»,

«Песенка»

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…,

дрень-дрень…, упражнение «Барабан»

Упражнения «Песенка» и «Лошадка»

Упражнение «Барабан» выполнять быстрее.

Упражнения: «Лошадка» и «Песенка» выполнять быстрее

Упражнение «Барабан», используя зонд или логопедическую палочку вызывая вибрацию кончика языка.

Быстрые движения языка вперед-назад

(5-7 раз)

Медленные движения широкого языка вперед-назад.



Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

«Дятел» по мотивам рассказа Е. Чарушина

«Дятел»

Постановка звука

Кто это барабанит в лесу так громко?

Что это за барабанщик такой?

Да это пестрый дятел с красной шапочкой.

Дятел сидел на старом высоком дубе.

Он думал как бы ему поймать кого-нибудь на обед. Дятел стал долбить своим крепким носом толстую кору старого дуба:

Стук-стук-стук,

Муравей и жук!

Выползайте на свет

Ко мне на обед.

Нашел местечко, где под корой червяк, снова застучал клювом еще сильнее:

Д-тр-р-р-р, д-т-р-р-р….

Съел червяка.

Улетел подальше, опять кору подолбил:

Д-тр-р-р-р, д-т-р-р-р….

Улетел совсем далеко, еле его и слышно:

Д-т-р-р-р…..

Будто в барабан барабанщик барабанит, теперь уже громко:

Д-т-р-р-р, т-р-р-р-р…..

Да только мы теперь знаем , что это не барабанщик, а птица дятел.

Кончик языка поднять за верхние зубы, рот открыт, произнести быстро звук:

Д-д-д-д-д…..

Упражнение «Дятел»

Широкий язык выдвинуть вперед

Язык прижать к нёбу, растянув уздечку,

Упражнение «Грибок»

Кончик языка поднять за верхние зубы, рот открыт,

произнести быстро звук:

Д-д-д-д-д…..

Т-т-т-т-т…..

Упражнение «Дятел»

Кончик языка поднять за верхние зубы, быстро произнести: Д-т-д-т-д… и с силой выдуть воздух, вызывая вибрацию кончика языка,

Упражнение «Барабанщик»

Жевательные движения,

проглотить слюну

Упражнение «Барабанщик»

Упражнение «Барабанщик», вполголоса

Упражнение «Барабанщик», с голосом, вызывая вибрацию кончика языка

Широкий язык выдвинуть вперед



Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

«Грузовичок  и Козочка» по мотивам сказки В. Сацердовой «Грузовичок – зеленый бочок»

Постановка звука

Однажды по дороге ехал небольшой Грузовичок- зеленый бочок.

Грузовичок-зеленый бочок ехал и напевал знакомую песенку: бип-би-би, бип-би-би…

Вдруг Грузовичок –зеленый бочок увидел Козочку.

Козочка стояла на мостике через речку и мешала Грузовичку проехать.

Грузовичок сердито посигналил:

Т- зззззз….., Т-зззззз….

Но Козочка упрямо стояла на мостике и не хотела уходить с дороги.

Очень рассердился Грузовичок- зеленый бочок, подъехал к Козочке и забибикал:

Бип-би-би, бип-би-би…

А Козочка подумала, что Грузовичок- зеленый бочок говорит ей:

Бе-е, бе-е, бе-е…

Козочка подумала, что Грузовичок вовсе не Автомобиль, а маленький Козленочек.

Поэтому Козочка уступила Грузовичку дорогу. Грузовичок-зеленый бочок начал заводить свой мотор:

Т-зззззз, Т-зззззз…..

Потом он взял волшебную палочку и завел мотор:

Т-рррррр…., Т-рррррр…

Радостный Грузовичок- зеленый бочок поехал вперед.

Козочка вслед помахала ему хвостиком.

Быстрые движения широкого языка вперед-назад

Смыкать и размыкать губы

Узкий язык вперед

Язык выгнуть вперед и книзу, упражнение «Мостик»

Кончик языка прижать к верхним зубам и с силой подуть на него

Узкий язык выдвинуть вперед, а потом книзу, упражнение «Мостик»

Смыкать и размыкать губы

Широко улыбнуться, произнося слог «бе-е»

Узкий язык вперед, упражнение «Иголочка»

Кончик языка прижать к верхним зубам и силой подуть на него, произнося звуки «Тзззз..», упражнение «Пчелка»

Затем ,используя зонд или логопедическую палочку,

вызвать вибрацию кончика языка

Широкий язык вперед-назад

Кончик языка вверх-вниз, упражнение «Бабочка»



Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

«Дождик»   (по В. Бирюкову)

Постановка звука

По небу плыло белое пушистое Облако.

Пролетал мимо Ветер.

Увидел Ветер Облако и позвал:

«Эй, белобокое, давай играть!»

И толкнул Облако в бок.

Качнулось Облако.

И побежало.

Не захотело Облако играть с Ветром.

Ветер обиделся и помчался за Облаком.

«Что делать?» - подумало Облако.

И опустилось на город.

 

Расползлось белым туманом.

Поискал-поискал Ветер Облако, не нашел и умчался.

А Облаку лучше не стало.

Внизу на него мчался поток глазастых машин.

Испугалось Облако и заплакало:

Пошел дождь.

Настала ночь, а Облако дрожало.

И плакало.

Подняться бы в небо, да силы не стало.

Утром вышло Солнце.

Увидело Солнце Облако и помогло подняться в небо.

Долго чистилось  Облако.

Долго умывалось Облако.

А потом белое и чистое Облако поплыло по небу.

И вдруг опять Ветер.

Испугалось Облако и позвало на помощь Гром. Он прижался к Облаку, да как загремит и раздался раскат: р-р-р-р-р-р……

Ветер испугался и умчался.

С тех пор Ветер как увидит Облако, так и убегает.

 

Медленные движения широкого языка вперед-назад(3-5 раз)

Быстрые движения узкого языка вперед-назад(3-5 раз)

Кончиком языка «проткнуть» правую щеку

Широкий язык на нижней губе, медленно повернуть влево-вправо(2 раза)

Быстрые движения широкого языка вперед(3-5 раз)

Быстрые движения узкого языка вперед-назад(3-5 раз)

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу

Медленные движения языка по нижней губе влево-вправо

Быстрые движения узкого языка вперед-назад(3-5 раз)

«Лопатка» и «Иголочка»

чередовать.

Узкий и широкий язык вперед-назад чередовать

Кончик языка поднять к верхним альвеолам и произнести звуки: Т-Д,

сначала медленно, потом быстрее. Упражнение «Дождик»

Подуть на кончик языка для вибрации.

«Дождик»

Широкий язык прижать к верхней губе, рот открыт.

Упражнение «Маляр»

Поглаживающие движения языка губами

Открыть рот и круговыми движениями языка облизать губы.

Упражнение «Маляр»

Быстрые движения языка вперед-назад

Рот приоткрыт, кончик языка поднять к верхним альвеолам, средняя часть языка прогибается и принимает форму ложечки.

Кончик языка поднят.

Произнести быстро и твердо

звуки: Т-Д и зондом (шариком), шпателем или пальцем ребенка вызвать вибрацию кончика языка.

Упражнение «Бег языка»



Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

«Волшебный барабан» по мотивам сказки Дж. Родари «Волшебный барабан»

Постановка звука

Шел однажды с войны барабанщик.

Был он очень беден. Все его богатство составлял барабан.

Настроение у барабанщика было хорошее. И поэтому далеко вокруг разносился веселый грохот его барабана:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Барабан у барабанщика был волшебный: как только он заиграет в него, все вокруг пускаются в пляс.

А после пляски  начинают петь.

Как только перестает барабан играть, люди останавливаются.

Вдруг из леса выскочили трое разбойников.

Они решили забрать барабан и повеселиться.

Барабанщик попросил напоследок сыграть на барабане. Разбойники согласились. Взял барабанщик барабан и заиграл:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

А разбойники стали петь и танцевать.

Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили.

Барабанщик стал сильнее и громче играть:

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Разбойники совсем выбились из сил, а волшебный барабан заставлял их петь и плясать.

Обессиленные разбойники свалились на землю, а барабанщик еще громче заиграл на барабане волшебной палочкой так что барабан запрыгал:

Тр-р-р-р-р…..

Разбойники испугались и бросились наутек.

Так и шел дальше славный барабанщик,

возвращаясь домой.

Медленные движения широкого языка вперед-назад

Широкий расслабленный язык на нижней губе

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…

дрень-дрень…, упражнение «Барабан»

Растягивать уздечку языка, щелкать языком, упражнение «Лошадка»

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести:

Ля-ля-ля…, упражнение

«Песенка»

Широкий язык вперед

(3 раза)

Упражнения: «Лошадка»,

«Песенка»

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…,

дрень-дрень…, упражнение «Барабан»

Упражнения «Песенка» и «Лошадка»

Упражнение «Барабан» выполнять быстрее.

Упражнения: «Лошадка» и «Песенка» выполнять быстрее

Упражнение «Барабан», используя зонд или логопедическую палочку вызывая вибрацию кончика языка.

Быстрые движения языка вперед-назад

(5-7 раз)

Медленные движения широкого языка вперед-назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...