Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ескевич Светлана Григорьевна

Цель: уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;

 

Задачи:

1. Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (

2. Коррекционные: упражнения на развитие дыхания; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие слухового внимания; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; словообразование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; согласование существительных с прилагательными; существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-; закрепить в речи детей правильное употребление предлогов «с», «в», «из», «на».

3. Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предшествующая работа:

Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе».

Проведение дидактической игры «Разрезные картинки».
Знакомство со свойствами железа, стекла, дерева.

Разучивание пальчиковой игры «Посуда».

Разучивание физкультминутки «Чайник», «Помогаем Федоре»

Разучивание танца «Красные сапожки»

Разучивание и обыгрывание сценки «Федорина посуда»

Материал:

Посуда из стекла, железа, дерева, хрусталя, фарфора.

Картинки с изображение посуду.

Разрезные картинки посуды.

Аудиозапись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_dlya_taldoma.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;

Задачи:

1. Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (

2. Коррекционные: упражнения на развитие дыхания; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие слухового внимания; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; словообразование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; согласование существительных с прилагательными; существительных с помощью суффиксов –ик-, -ниц-; закрепить в речи детей правильное употребление предлогов «с», «в», «из», «на».

3. Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предшествующая работа:

Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе».

Проведение дидактической игры «Разрезные картинки».
Знакомство со свойствами железа, стекла, дерева.

Разучивание пальчиковой игры «Посуда».

Разучивание физкультминутки «Чайник», «Помогаем Федоре»

Разучивание танца «Красные сапожки»

Разучивание и обыгрывание сценки «Федорина посуда»

Материал:

Посуда из стекла, железа, дерева, хрусталя, фарфора.

Картинки с изображение посуду.

Разрезные картинки посуды.

Аудиозапись.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал)

Логопед: Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

(Дети здороваются с гостями, садятся за столы. Звучит запись детского плача. )

Логопед: А кто же у нас тут плачет? Давайте посмотрим.

 Дети: (перечисляют все что видят) (изображения – кастрюля, сковорода, ложка, половник)

Логопед.- Ребята, как одним словом назвать эти предметы? Что это ?

Дети: посуда.

Логопед: Что посудой называют,
Все, конечно, это знают.
Кастрюля и чайник,
Тарелки и блюдца,
Стаканы и чашки,
Которые бьются.
Дуршлаг, сковородка,
Миска, бокал.
Все это посуда ее я назвала.
А Маша продолжит название посуды.
Дети: Кастрюля, сковородка.
Логопед: А Коля поможет!
Дети: Супница, стакан.
Логопед: А Владик подскажет!
Дети: Чайник, тарелка.
Логопед: Катя все вспомнит.
Дети: Кружка, салатница.
Логопед: Арина окончит!
Дети: Вилка, нож, ложка.

(открыть накрытый стол с предметами настоящей посуды)

Логопед : Ребята, а посмотрите вот она, самая настоящая посуда.

- А как же она здесь оказалась?

(звучит аудиозапись)

- И ответила посуда:

Посуда: Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она.

Логопед :Ребята, а вы догадались от кого убежала эта посуда?

Дети: ……

Логопед :Правильно от бабушки Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

( Под тревожную музыку в зал входит Федора)

Логопед :Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора: (сквозь слезы) – От меня убежала…. (всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.)

Логопед :Ребята, что убежало от бабушки?

(дети отгадывают предметы посуды, которые изображает Федора)

Логопед :- Я ,кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: ….

Логопед : Да, это же сама Б. Федора к нам пожаловала.

Федора:. – Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, ложки, блюдца, кастрюли. Одним словом – ……..

Дети: Посуда.

Федора: Посуда, посуда. А что такое – это ваша посуда?

Дети:  Посуда – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Федора: (делает шаг в сторону посуды)А так вот же она. А, ну пойдемте домой.

(звучит запись)

Посуда: лучше в поле пропадем, а к Федоре не пойдем..

Федора : (удивленно)  Ой, а почему?

Логопед: Ребята, а почему от Федоры убежала вся посуда и не хочет возвращаться обратно?
Дети: Посуда была грязная.

Федора: А какая она должна быть?

Дети: Посуда должна быть чистая.

Логопед: Бабушка  Федора, кажется ты ничего не знаешь о посуде.

Федора: (обращаясь к детям)

Вы Федоре помогите,

Бедную меня спасите!

Логопед: Ребята давайте поможем Бабушке Федоре: расскажем ей о посуде, научим ее аккуратности и чистоте.

А ты, бабушка, присаживайся на стульчик и слушай внимательно.

Логопед: Ребята, расскажите для чего нужна посуда.

Дети :посуда нужна для того, чтобы кушать…. И т.д.

Логопед: Ту посуду из которой мы кушаем, мы ставим на стол и называем ее –

Дети: столовая посуда

Логопед: назовите предметы столовой посуды.

Дети: тарелка, супница, ложка.

Логопед: Та посуда в которой готовят пищу, хранят продукты, она всегда находится на кухне  ее называют – …

Дети: кухонная посуда.

Логопед: Назовите предметы кухонной посуды.

Дети: дуршлаг, сковорода, кастрюля.

Логопед: К нам пришли гости и мы предложили им кофе, какую посуду мы должны поставить на стол ?

Дети: кофейная посуда.

Логопед: Назовите предметы кофейной посуды.

Дети: Кофейник, сахарница, кофейные чашки.

Логопед: А еще мы используем посуду, когда пьем чай. Как называется такая посуда?

Дети: чайная посуда.

Логопед: Назовите предметы чайной посуды.

Дети: чашка, молочник …

Логопед: Ребята, а  вы знаете какой предмет посуды можно отнести и к чайной и к кухонной?

Дети: Чайник.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что в чайнике можно кипятить воду и заваривать чай.

Физкультминутка «Чайник».

Я чайник – ворчун,

 хлопотун, сумасброд                                                       шагаем на месте

Я всем напоказ выставляю живот                                   руки на поясе, повороты в  стороны      

 Я чай наливаю и тихо ворчу                                           руки вытянуть и соединить

                                                                                             наклониться вперед

 - Эй, люди, я тоже чай выпить хочу!                              двумя руками «держим круж. пьем

Логопед:  Чтобы чаю нам попить,

Нужно воду вскипятить.

(Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит»)

Логопед: Подойдите к столу. Возьмите трубочку и поставьте ее в стаканчик. Возьмите стаканчик в руки.

Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в трубочку, не надувая щек.

Сначала вода начинает нагреваться, появляются первые пузырьки. Вода начинает закипать. Закипела, забурлила.

Достаточно. Выньте трубочку положите ее обратно на поднос. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!

Логопед: - Вода в чайнике закипела, пора устраивать чаепитие.(артикуляционная гимнастика «Чаепитие»)

Мы друзей к себе позвали, угостим их чашкой чая.

Вот и чайник закипел,

Свою песенку запел.

Пар пускает – раз, два, три …

 (надуть щеки и произнести звук «п»  три раза подряд)

Посмотри и повтори.

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту «трубочку»)

Где же чашки? Вот они.

Посмотри и повтори.

(Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши)

Подожди - не убирай!

Наливаю в чашку чай.

(Ребенок удерживает язык в форме чашечки, а взрослый делает вид, что наливает чай.)

Чай мы в чашечки налили.

Сахар тоже положили.

Ложки чайные возьмем,

Помешаем и попьем.

(открыть рот и облизать губы круговыми движениями по часовой стрелке)

К чаю есть у нас блины.

А к блинам – варенье,

Просто объеденье!

(выполнить упражнение «Блинчик»)

Хороши блины с вареньем,

(почмокать губами)

Лучше всякого печенья.

Осталось губки облизать (облизывать губу )

И «спасибо» всем сказать!

(выполнить упражнение «Вкусное варенье»)

(дети садятся за столы)

Федора:( тяжело вздыхает, охает)

Логопед: Бабушка Ф., почему ты вздыхаешь?

Федора: Мне посуду жалко! Она побьется.                                                                                                 Блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся
На стаканы – дзинь - натыкаются
И стаканы – дзинь – разбиваются.

Логопед: Ребята, а почему стаканы разбиваются?
Логопед: Из чего они сделаны?
Дети: они сделаны из стекла.
Логопед: Значит, стаканы какие?
Дети: стаканы стеклянные.
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка

Ваза из хрусталя –

Миска из глины – глиняная миска

Кофейник из керамики –

Графин из стекла –

Сухарница из дерева –

Терка из металла –

Масленка из пластмассы-                                                                                                

Кастрюля из алюминия –

Сковорода из чугуна –

Стакан из бумаги –

Логопед: Ребята, когда от Федоры убегала посуда, некоторая разбилась.

Посмотрите. Чайник остался без чего?

Дети: чайник без носика, сахарница без дна и т.д.

 Логопед: Давайте  склеим разбитую посуду.  Открывайте конверты.

(Дид. Игра «Собери посуду»)

Логопед: Назови какого цвета и что ты склеил.

Дети: Я склеил желтую тарелку, я склеил красную чашку и т.д.

Логопед: Ребята расскажите и покажите Б.Ф. как вы чинили посуду.

(Пальчик. гимнастика.)

Раз, два, три, четыре (последовательно соединяют большие пальцы с указательными      

                                       средними, безымянными и мизинцами,

Мы посуду починили (трут ладони друг о друга) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибают пальцы)

(Упражнение на развитие мимических мышц)

Логопед: Ребята, изобразите  какой грустной была разбитая посуда. А теперь, изобразите, какой веселой, довольной она стала.

Федора: Да, это же моя посуда. Прямо как новенькая.

Логопед: Б.Ф., пожалей (приласкай) посуду, ведь ей было очень худо.

Федора: А я не умею.

Логопед: Дети, давайте научим Б.Ф. быть ласковой  с посудой.

Логопед: Мячик маленький поймай и словечко приласкай.

(Игра «назови ласково». Дети садятся за столы.)

Логопед: Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд.

Для каждого продукта существует воя посуда. Давайте расскажем  Б.Ф., какая посуда для чего используется.

Словами положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Сахар положим (куда?) в сахарницу.

Хлеб хранится (где?).

Молоко перельем в молочник.

Соль насыпем в солонку.

Сухари положим (куда?)

Селедку подали (в чем?)

Салат

Масло

Конфеты

Логопед: Вот, Б.Ф., теперь ты знаешь и что такое посуда, из чего ее делают, какая она бывает, для чего она нужна. А вот как за ней ухаживать ты знаешь?

Федора: А, что за ней и ухаживать нужно?

 Дети: Да.

Федора: Правда, а я не умею.

Логопед: Что ж, ребята придется и этому научить нашу Федору. Как нужно ухаживать за посудой.

Дети: Посуду нужно….

Логопед: И посуда из грязной превратится в чистую.

Федора: Ой, мыть посуду. Чистить? Как  это нужно?

Логопед:  Ребята, давайте покажем.

(Физкультминутка «Помогаем Федоре»)

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

Логопед: Федора, посмотри какой чистой стала посуда.

Федора: Спасибо теперь и я научилась.

Федора: Я прошу прощенья у моей посуды,

никогда грязнулей, больше я не буду.

Я  теперича много умею,

что вела себя так, сожалею!

Вы, мне старой помогите, чашки, ложки воротите,

И кастрюлю, сковороду

А без них я пропаду.

Ах, вернитесь, милые, я вас очень жду,

Без моей посуды жить я не могу!

(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «скалка»)

Логопед: Скалка прибежала и в ответ сказала.

Скалка: Скалка надобна Федоре,

Без меня Федоре – горе!

Тесто буду я катать,

Пирогами угощать!

(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «чашка»)

Логопед: Чашка тоже тут как тут.

Чашка (удивленно)-  Пироги в печи пекут?

Чаю в чашку я налью,

и Федору напою,

я не буду ей врагом,

пей чаечек с пирогом.

(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «блюдце»)

Логопед: Вот и блюдечко – милашка:

Блюдце : Как же блюдцу быть без чашки?

                Ворочуся я домой,

                Чашка, я иду с тобой!

(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «нож»)

Нож: Ну и я тебя уважу,

          Хлеб тебе я маслом смажу,  

          Я , хороший острый нож,

          Только лезвие не трожь!

Федора:Ну и чудо! Ну и чудо!

        Прибежала вся посуда!

Буду с посудой всегда я дружить,

Чистить, заботиться и не бросать,

И пемоксолью всегда натирать.

Федора: Поплясать вы выходите,

Всех гостей повеселите.

(Дети и Федора исполняют танец «красные сапожки»)

Федора: Спасибо вам, мои друзья!

Вернуться в сказку мне пора,

А если буду я скучать,

То в гости к вам приду опять!

(Федора уходит)

Логопед: Дети вам понравилось наше занятие? И мне понравилось как вы занимались. Большое вам спасибо. Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей с использованием элементов сказкотерапии и приёмов мнемотехники. ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ"

Логопедические цели:    Неречевые1. Развитие слухового внимания.2.Развитие зрительного внимания.3. Развитие общей моторики.    Речевые1.Развитие связной речи: составление...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Дикие животные»

- Здравствуйте ребята! Послушайте внимательно мои загадки!Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)Пышный хвост торчит с верхушки,Что за ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....