"Волшебный колодец"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Подгруповое занятие с детьми логопедической группы 5 - 6 лет. "Волшебный колодец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolodets_zanyat.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед Хамидуллина Р.Г.,

 г.Казань,  МАДОУ – «Детский сад № 399»

Подгрупповое занятие

с детьми  логопедической группы 5-6 лет.

«Волшебный  колодец».

Программное содержание:

         Воспитывать бережное отношение к природе, умение и желание жить в гармонии с окружающим миром;  приучать детей к экономному и разумному расходованию воды; закрепить правила поведения человека в природе.

Развитие направленной воздушной струи; продолжать развивать интонационную выразительность речи, мимическую мускулатуру;

Закрепить образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и во множественном числе;   развивать умение составлять связный рассказ (с опорой на таблицу);

Активизировать словарь детей по лексической теме «Птицы» с учётом нового учебно-методического комплекта.

Учить называть первый звук в слове.

Оборудование: колодец; ведёрко с закреплённым магнитом на дне колодца; иллюстрации птиц, со вставленными металлическими пластинами

внутри картинки; схемы предложений; изображение колодца на листе ватмана; аудиозапись щебетания птиц и журчания ручья; цветные карандаши.

Предварительная работа:

 Разучивание  стихов и загадок о птицах на двух государственных языках РТ – русском и татарском;

 Беседа о понятие «колодец», рассматривание иллюстраций к сказкам,

 Составление рассказов с опорой на схему.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет учителя-логопеда.

Логопед:

- Дети, что изменилось в нашем кабинете?

Дети:

- Здесь появился колодец.

Л-д:

- А для чего нужны колодцы и когда они появились?

Предполагаемые ответы детей: «Колодцы появились давно, тогда, когда не было водопровода; люди ходили к  колодцу, чтобы вёдрами набрать воду и принести ее домой»…

 Л-д:

- Посмотрите, что же это лежит вокруг нашего колодца?

Дети:

- Это мусор: обрывки газет, пластиковые бутылки, алюминиевые банки, полиэтиленовые пакеты,…

Л-д:

- Кто же это мог сделать?

Дети:

- Люди, которые здесь ходили, может, отдыхали или просто воду пили.

Л-д:

- А как вы думаете, колодцу и людям, которые пришли бы к нему сейчас приятно видеть это безобразие?

Дети:

- Нет.

Л-д:

- Конечно, неприятно! Вот и колодец наш обиделся. А ведь какой  была чистой эта местность!

Психогимнастика.

Колодец, если бы у него были глазки, брови и губы, нам бы показался радостным, веселым. А давайте изобразим «радостным» наш колодец. (Дети изображают на лицах  удовольствие». А потом стали приходить туристы и оставлять после себя мусор, и колодец призадумался: «Зачем же они меня обижают?» (Дети изображают удивление). День ото дня мусора становилось все больше, и больше и колодец стал грустным, печальным.  (Дети изображают на лице грусть и печаль». И в конце концов, колодец совсем обиделся. (Изображаем рассерженные лица).

 А тут еще солнце стало припекать, наступила жара, а потом и засуха. Обиделась природа на людей! И в колодце пересохла вся вода. Опустел наш колодец. Может, мы подуем на стены колодца, чтобы они охладились? (развитие направленной воздушной струи. Дуем.., поднимаем ведро со дна, смотрим – пусто).

- Нет, не появилась вода!

(Слышится тихая запись щебетания птиц).

Л-д:

- Откуда это доносится щебетание птиц? Ой, это, наверное, птицы в поисках воды опустились на самое дно колодца и теперь не могут оттуда выбраться! Поможем птицам? Опустим им вниз ведерко, а птицы, зацепившись за его дно, поднимутся  к нам наверх. (Дети поочерёдно опускают ведерко вниз, помогая «подняться» птицам.  Называют птицу на русском  и татарском языках.)

Л-д: Поиграем в игру «Один – много»? Я называю птицу, а вы говорите как будто их много: голубь - …(голуби), Сможете назвать первый звук в слове «голубь»? … и т.д.

Л-д:

- Воробей, голубь, ворона, сова.. Как их назовём одним словом? (Птицы)

- А на татарском языке  птицы – это ….(называют)

Л-д:

- Когда мамы вас жалеют,  как вас называют?

Дети:

- Ласково, нежно.

Л-д:

- Давайте и мы попробуем назвать птиц ласково. (Называют птиц с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «совушка, галчонок, голубка, воробушек»,..)

- Может, птиц порадует разгадывание загадок детьми? Какие загадки о птицах вы знаете?  (Дети  вспоминают  загадки о птицах на двух языках).

- Молодцы! А что еще вы можете рассказать о птицах? (Дети составляют описательные рассказы о птицах, можно с опорой на таблицу).

- Вы составили хорошие рассказы о птицах. Но в колодце до сих пор не появилась вода. Может, уберём весь мусор, пусть горе-туристам будет стыдно! (Детям помогаем надеть перчатки, собрать все в мешок для мусора).

- Нет, не появилась вода!  А я ведь тоже знаю одну загадку: «Кто всю ночь по крыше льёт, да постукивает, и бормочет и поёт, убаюкивает?»  

Дети:

- Дождик!.

Л-д:

- Наверное, только дождь сможет порадовать и птиц и наш колодец.

Физ.минутка.

(Дети становятся друг за другом, различными движениями массируя спину, впереди стоящего ребенка).

Дождь, дождь! Надо нам расходиться по домам? (Тихо, вопросительно,     перебирая пальчиками по спине товарища)

Гром, гром! Как из пушек!  Будет праздник  у лягушек! (Громко, отрывисто, постукивание ладонями)

Град, град!  Бум и грох, покатился как горох. (Кулачками, затем растопырив пальцы, волнистыми движениями сверху вниз»

Кап, кап! Всем дождь нужен. И бежит зверьё по лужам. (Тихо, перебирая пальчиками, затем «топаем» ладонями».

                               (Пальчиковая игра)

Тучка по небу плыла,

Дождик за собой вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких сапожках.

Дождик по крыше похлопал,

По дорожке походил, на крылечке наследил,

В темной луже потоптался

И умчался.      (можно провести 2 раза)

Л-д:   А  по татарски как будет «дождь»? а «вода»?  (ответы)

Л-д:  (смотрит на ведёрко из колодца)

- Опять нет воды в колодце! … А представьте себе, дети, что и у нас в домах может закончиться вода. Обидится на людей природа, пересохнут все реки, моря, озёра, что тогда будем делать?!..

- Может, вы знаете, как надо обращаться с природой, с водой из колодца и кранов, чтобы не случилось такой беды?  (Выслушиваем ответы детей: «На природе и на улице нельзя мусорить, громко кричать;  с водой обращаться бережно, зря ее не тратить,…)

- А для чего нужна нам вода?  (Ответы детей: «Воду пьют, готовят пищу, поят и кормят животных. Вода нужна для умывания, принятия душа, полива растений, цветов, деревьев, огорода; можно стирать и чистить одежду,…)

- Правильно, молодцы! А вот если вы еще и нарисуете то,  как должна выглядеть местность, где есть водоем, ручей или колодец, то природа обязательно вернет нам воду.

( На листе ватмана, где изображен колодец,  дети выполняют коллективную работу по рисованию: цветы, растения, деревья, трава, солнце, облака,…Затем озвучивают нарисованное на двух языках.)

(Слышится тихая запись журчания ручья).

Л-д:

- Слышите, это должно быть родник стал пробиваться под землей! Природа и колодец услышали и увидели, что наши дети знают и умеют бережно   обращаться  и с водой, и с природой. И скоро наш колодец опять наполнится прозрачной, прохладной водой. А пока колодец заполняется, я вас угощу заранее заготовленной водой из нашего колодца. (Угощение детей очищенной  бутилированной водой «Хрустальный колодец»,.. звучит щебетание птиц).

Приложение.

Загадки.

Чик-чирик! К зёрнышку – прыг.

Клюй, не робей, кто это?...(воробей)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает… (воробей)

Ночью лес не мог заснуть:

Кто-то ухал, просто жуть!

По ветвям неслась молва:

- Это ведьма! – Нет - ….(сова)

Днем спит, ночью порхает

И прохожих пугает…(сова)

Кто воркует по утрам

Над балконом тут и там?

Кто шагает по дорожкам

В красных маленьких сапожках?... (голуби)

Кто вокруг молву разнес,

Чёрны крылья, длинный хвост,

Как кухарка белобока,

Знает всё вокруг до срока

Как зовут ее?...(сорока)

Врач лесного царства,

Лечит без лекарства….(дятел)

Он долго дерево долбил.

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый пестрый…..(дятел)

Что за птица в моей клетке? Угадай!

Это просто говорливый ….  (попугай )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника для детей 2 младшей группы «Волшебный колодец»

Сценарий новогоднего утренникадля детей 2 младшей группы                       «Волшебный ...

"Волшебный колодец"

Сценарий Новогоднего утренника...

"Волшебный колодец"

Сценарий Новогоднего утренника...

"Волшебный колодец"

Сценарий Новогоднего утренника...

КОНКУРС Авторский сценарий новогоднего утренника "Волшебный колодец"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Авторский сценарий "Волшебный колодец"

Сценарий новогоднего праздника с использованием колодца. Много героев и атрибутов позволяют сделать утренник незабываемым....