Роль логопедического кабинета в организации коррекционной работы ДОУ в условия введения ФГОС ДО.
статья по логопедии на тему

Жданова Наталья Викторовна

На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно - развивающую среду в кабинете учителя - логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль логопедического кабинета в организации коррекционной работы доу в условия введения ФГОС до.

На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно - развивающую среду в кабинете учителя - логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого. 

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно – развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.

Рассмотрим понятие предметно-развивающей среды.

Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова,  Е В. Зворыгина и др. По определению Л. С Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности». В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

 Рассмотрим принципы создания коррекционно-развивающей среды по ФГОС.

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») .

2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования .

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.

6. Принцип свободы достижения ребенком своего права .

7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС.

 Основные направления кабинета:

- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

- Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

-  Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:

- коммуникативно - речевых умений;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

- звукопроизносительной стороны речи;

- импрессивной стороны речи;

- лексического развития;

- грамматического строя речи;

- слоговой структуры слова;

- фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- навыкам звукового анализа.

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета целесообразно разделить на несколько зон, приведём краткое описание.

Зона коррекции звукопроизношения.

В ней находятся: Волшебное зеркало за яркими шторками и яркая « Сказка о Весёлом Язычке» - это мир правильных звуков! Стол, логопедические зонды, ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки.  Литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото.

Зона развития мелкой моторики:

Включает в себя разнообразные конструкторы,  шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки.  Мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами. Сухой бассейн, чётки, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики,  упражнений на координацию речи и движения.

Зона развития речевого дыхания:

Включает в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки - гудки, легкие игрушки (тучки , дерево, месяц, « сдуй бабочку с цветка») султанчики, свечки, картотеки дыхательных упражнений. Очень любят дети мыльные пузыри.

Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:

Музыкальные инструменты, шумящие коробочки.  Картинный материал и игры для определения места звука в словах. Д.и « Домик»  «Звуковые лесенки», « Домик звуков», «Звуковички».

Зона обучения грамоте:

Город звуков и букв, магнитные буквы, алфавиты, говорящая азбука, буквари, Д.и. лото, книги для чтения.

Зона развития лексико-грамматической стороны речи:

Состоит из различного картинного материала, подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, д.и . по лексическим темам: лото, домино, « Тематический домик» и т.д. Картотеки домашних заданий.

Зона развития связной речи:

Звуковые книги, театры, д.и. «У сказки в гостях», « Воспитываем сказкой». Картотека рассказов. Сюжетные картины. Серии картинок .

Зона технических средств обучения:

В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа.

Информационная зона:

Здесь можно разместить:

• График работы логопеда

• Сетку занятий •

Консультации для родителей

 • Различные памятки

 • Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и прочее.

Зона методического сопровождения:

В ней собрана документация логопеда. Представлена методическая литература, программно-методическое обеспечение занятий. ( Гомзяк, Иншакова, Агранович, Филичева, Чиркина)

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета:

 1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.

 3. Обеспечивает: реализацию программы коррекционного обучения; учитывает возрастные особенности детей.

 4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, т.е.:

 1) Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,  в том числе техническими,  в соответствии со спецификой Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает: игровую,  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной  и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе отменяющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность

разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели. Наличие в кабинете полифункциональных предметов, в том числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете

различных пространств (для игры, конструирования, и пр.), а

также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Среда, окружающая детей в кабинете:

- обеспечивает чувство психологической защищенности;

- является средством полноценного развития;

- сочетает привычные и инновационные методы.

Дайте детству состояться - дайте детям наиграться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в  условиях введения  ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта...

Примерная рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Специализированная программа по коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда детского сада

  Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требовани...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда Коротаевой С.В.

Рекомендовано учителям логопедам. Программа коррекционной образовательной деятельности предназначена для детей 5-7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР)....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда детского сада

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности  в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда детского сада 2019-2020 учебный год...

Адаптированная программа коррекционно-образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО

В содержании - Целевой раздел, Организационный раздел,Содержательный раздел, Организационный компанент программы....

Адаптированная программа коррекционно-образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО

в содержании- целевой раздел. организационный раздел.содержательный, цели и задачи...