РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Мельникова Наталия Вячеславовна

Способы  и  приёмы  развития  мелкой  моторики  рук  у  старших  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka_razvivaet_mozg.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

РУКА  РАЗВИВАЕТ  МОЗГ.

Мельникова  Наталья  Вячеславовна

учитель-логопед  МБДОУ № 87  г. Мурманск

Отношение  к  рукам  у  человечества  всегда  было  особым, даже  отчасти  мистическим. По рукам  судили  о  здоровье, о  положении  человека (белоручка  или  трудяга), его  силе, энергичности, профессии, о  характере, темпераменте.

Одним  из  показателей  и  условий  хорошего  физического  и  нервно-психического  развития  ребёнка  является  развитие  его  руки, кисти, ручных  умений  или, как  принято  называть, мелкой  пальцевой  моторики.

По  умелости  детской  руки  специалисты  на  основе  данных  самых  современных  исследований  делают  вывод  об  особенностях  развития  центральной  нервной  системы  и  её  «святая  святых» - мозга.

Оригинальный  «пальцевый»  тест  был  предложен  в  конце  90 – х  годов  исследователем-врачом  А.М. Мустафиным  для  определения  «бюджета  способностей»  ребёнка. В  чём  его  суть?

Ребёнка  старше  4-5  лет  просят  скрестить  безымянный  палец  с  мизинцем. Чем  больше  безымянный  палец  охватывает  мизинец, тем  выше  «бюджет»  мозга…  Так  как  этому  движению  ребёнок  не  обучался, то  оно  является  элементарным  двигательным  актом.

На Западе  распространён  более  простой  способ  диагностики  по  руке, выявляющий  сформированность  пальцевой  координации, без  которой  невозможно  обучение  красивому  письму.

Возьмите  одну  руку  ребёнка  в  свою  руку, обязательно  закрыв  её  своим  телом  или  каким-нибудь  экраном  с  отверстием  для  кисти, и  дотрагивайтесь  до  его  пальцев. Попросите  на  второй  руке  вытягивать  такой  же  палец, который  вы  трогаете.

Если  координация  в  норме, то  трёхлетний  ребёнок  правильно  определит  большой  палец, а  шестилетний – большой, указательный  и  мизинец. Средний  и  безымянный  пальцы  определяют  только  дети  с  очень  хорошей  координацией.

Игры  и  упражнения на  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук

1.Завязывание, развязывание  бантиков, шнурков.

2.Развитие  дифференцированных  движений  пальцев  посредством  упражнений:

  • пальчиковая  гимнастика
  • обводка  по  контуру, трафаретам
  • штриховка
  • рисование  карандашами
  • работа  с  ножницами
  • закрашивание  карандашами  нарисованных  предметов
  • лепка
  • плетение  косичек  из  верёвочек
  • нанизывание  мелких  колец, бусин  и  др. на  нить, шнур
  • рисование  пальцами  по  песку, крупе
  • дидактические  игры  с  различными  материалами (наждачная  бумага, грубая  ткань  и  т.п.)

3.Составление  картинок  из  мозаик  "Паззл"

4.Составление  узоров  из  мозаик.

5.Выкладывание  узоров  из  палочек.

6.Конструирование  из  мелкого  конструктора.

7.«Покусаем  пальчики  бельевыми  прищепками».

8.«Сухой  бассейн».

9.«Игра  на  пианино. Печатание на компьютере».

10.Обёртывание  кистей  рук  иппликатором  Кузнецова

11.«Погладь  ладошку  щёткой»

12.«Покатай  между  ладошками  мелкую  игрушку»

13.«Следы  от  машины» (катание ладонями  круглого  массажного  валика  по  листу бумаги  через  копирку).

14.«Погладь (сожми)  ёжика» (шарики  из  зоомагазина).

15.«Спрячь  бусы» (убирание  бус  по  одному  элементу  внутрь  ладони (в кулак), как  чётки).

16.«Пошагаем  по  столу»

(надеваем  на  2  пальца (большой  и  указательный)  вначале  1, затем 2, 3, 4, 5 резинок  и  «шагаем»  по  столу. Чем  больше резинок  на  пальцах, тем  больше  на  них  нагрузка.

17.«Решётка»

(Ребёнок  двигается  большим  и  указательным  пальцами   по  клеткам  решётки  и рассказывает  стихи, чистоговорки,  скороговорки  и  т.п.) – развитие  координации  речи  и  движений  пальцев, развитие  чувства  ритма.

18.«Спрячь  платочек»

(носовой  платок  положить  на  ладонь  и, не  помогая  другой  рукой, скомкать  его  в  кулак).

19.«Спрячь  ленту»

(длинную  ленту  кладём  на  стол  от  себя -  вперёд,  основанием  ладони  прижимаем  начало  ленты  к  столу  и  «жамкаем»  ленту  в  кулачок).

20.Одной рукой  сминать  в  кулачке  листы  бумаги  разной  степени  жёсткости.