Использование массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
консультация по логопедии на тему

Варнавская Галина Васильевна

Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является массаж.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует их движения, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, т.к. по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massazh_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является массаж.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует их движения, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, т.к. по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Основные приемы массажа

1. Поглаживание.

        Снимает возбуждение с центральной и периферической нервной системы, снижает мышечный тонус. Выполняется расслабленной ладонью, четыре пальца сомкнуты, а большой отведен. Поглаживанием начинают и заканчивают сеанс массажа.

2. Растирание.

        Нормализует тонус мышц. Проводится подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонью во всех направлениях, с давлением на массируемые ткани. Увеличение угла наклона пальцев вызывает усиление действия.

        Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.

3. Разминание.

        Активизирует работу мышц. Выполняется пальцами либо всей ладонью в различных направлениях путем захватывания, смещения, приподнимания тканей.

        Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.

4. Вибрация.

        При жестком непродолжительном прерывистом действии с большой амплитудой («пальцевой дуги») повышает тонус мышц, при легком непрерывном воздействии с малой амплитудой – понижает тонус. Осуществляется пальцами, расположенными перпендикулярно либо горизонтально к массируемому участку.

5. Поколачивание.

        Эффект зависит от интенсивности воздействия: сильное повышает тонус мышц, слабое снижает. Проводится подушечками пальцев либо полусжатыми в кулак кистями с разведенными пальцами.

        При проведении массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия:

1. Продолжительность сеанса.

        Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста.

2. Частота.

        Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

3. Положение ребенка.

        При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным (в сидячем или полулежачем положении). Взрослый находиться перед ребенком или у него за спиной.

4. Правила проведения массажа:

  • Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы)).

  • Схема массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы.

  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

5. Противопоказания к проведению массажа:

- лихорадочное состояние (повышенная температура)

- острые воспалительные процессы

- носовые кровотечения и склонность к ним

- конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз)

- различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этнологии)

- диатезы и другие аллергические реакции

- стоматиты или другие инфекции полости рта

- герпес на губах

- отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов)

- увеличение лимфатических узлов

- резко выраженная пульсация сонных артерий

- тошнота, рвота

- чрезмерная физическая или психическая усталость (состояние сильного общего утомления или возбуждения)

        При проведении игрового массажа используются всевозможные вспомогательные средства:

1. Логопедическая щетка «ёжик»

        С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные ощущения.

        Щетка изготавливается из деревянной массажной щетки для волос. Для удобства нашивается резинка. В начале нужно дать ребенку ознакомиться с ней, какая она, вывернуть ее и прикоснуться игольчатой поверхностью к различным частям тела (руке, щеке, груди), вызвать тем самым положительные реакции. Затем это могут быть массажные движения поглаживающие, поколачивающие. Только после того, как ребенок ознакомился с этой щеткой, у него нет страха перед ней, а вызван интерес, можно переходить к выполнению упражнений .

Например: Хлоп – хлоп                         похлопывающие движения по ладони

                Моя рученька                        поглаживающие – от кисти к локтю

                

                С горки -                                 поглаживающее – от локтя к кисти

                Бух                                        похлопывающее – по ладони

                На горку -                                 поглаживающее – от кисти к локтю

                Ух!                                        похлопывающее – по локтевому суставу

Ребенок  проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:

                    /      /     /         /      /          /             /      /

                Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу.

2. «Разноцветные прищепки»

        Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой мускулатуры. Показаниями к применению этого вида работы являются глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения.

        Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут.

        1-3 дни – большой палец;

        4-6 дни – большой и указательный пальцы;

        7-9 дни – большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме – 3, 2, 1 прищепка.

        Разноцветные, яркие прищепки привлекают внимание детей и доставляют удовольствие.

3. «Массажные мячи»

        Очень интересно детям выполнять упражнения с массажными мячами. Они яркие, привлекают внимание. Упражнения можно выполнять и пальцами, и всей ладонью (что усиливает кровоток), и попеременно то одной рукой, то другой.

Например:                 Я на мячик нажимаю

                        И зарядку делаю.

                        Будут ручки у меня

                        Ловкие, умелые.

Литература

1. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.- СПб.: КОРОНА принт, 2004.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: сборник упражнений.-М,: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дедюхини Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-прачтическое пособие для логопедов и медицинских работников.- М.: Издательство «Гном и Д», 2001.

4. ж-л: «Логопед в детском саду» № 5-6  2005 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

Использование тестопластики в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Презентация по теме:"Использование тестопластики в работе с детьми ,имеющими речевые нарушения"....

Использование игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способнос...

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...

Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...