Рабочая программа по логоритмике
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_logoritmika_petrova_2015_2.docx66.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №11 «РАДОСТЬ»

Рассмотрено и ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №

«__»______20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ № 11

«Радость»

___________Л.П. Моисеенко

Приказ №    от «__»_____20__ г.

Рабочая программа

«Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста»

для логопедической группы № 11 «Смешарики»

Составлена на основе авторских пособий Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной

Программу составила: учитель – логопед

Петрова Татьяна Юрьевна

Срок реализации программы -2015-2016 учебный год

г.Дмитров

2015 г.

Содержание

1.Титульный лист

2.Содержание

3. Целевой раздел

3.1. Пояснительная записка

        3.2.Актуальность

        3.3. Приоритетные направления деятельности        

3.4. Практическая значимость

3.5. Инновационная направленность

3.6.Сущность логопедической ритмики 

3.7.Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей

        3.8.Педагогические принципы логоритмической работы ДОУ

3.9. Предполагаемые результаты

4. Содержательный раздел

4.1.Особенности логопедической ритмики

4.2.Логоритмическое воздействие

        4.3.Содержание и структура логопедической ритмики

        4.4.Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста

        4.5.Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики, речевого дыхания у детей с речевой патологией

4.6. Задачи коррекционной работы с заикающимися

4.7.Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

        4.8. Развитие просодической стороны речи

        4.9.Развитие координации и ритмизации движений

        4.10. Планирование логоритмических занятий в старшей логопедической группе

        4.11. Планирование логоритмических занятий в подготовительной логопедической группе

        5. Организационный раздел

        5.1. Организация занятия по логоритмике

        6. Заключение

3.1.Пояснительная записка

Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13  от 30.07.2013 года.

Рабочая программа «Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста» разработана в соответствии с основной коррекционной программой  «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

3.2.Актуальность

        Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
        Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
        Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
        Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах.
        Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

        Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.

        В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

        Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

3.3. Приоритетные направления деятельности        

Для эффективности коррекционной работы включаются занятия по логопедической ритмике, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

        Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

        

Цель программы:

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Основные задачи программы:

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

3.4. Практическая значимость. Программа предназначена для логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в коррекционную работу.

3.5. Инновационная направленность. Рабочая программа «Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста»полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

3.6.Сущность логопедической ритмики включает содержание таких понятии как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально- ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика,

логопедическаяритмика. 
Все понятия связаны между собой.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
3.7.Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей

Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ним. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с различными формами ринолалии (дети с симпто-мокомплексом открытой ринолалии), с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией. У детей с ринолалией следует развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса и межреберные мышцы. Дыхательными и голосовыми упражнениями у этих детей укрепляют мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Это создает благоприятные условия для проведения операций в ротовой полости, служит своеобразной профилактикой простудных заболеваний. На детей с дизартрией логоритмическое воздействие осуществляется дозированно. Врач и логопед, в зависимости от механизма и симптоматики дизартрии, определяют в каждом конкретном случае, какие" группы мышц следует развивать, в каком объеме, с какой физической нагрузкой.

Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детском саду или ином специальном речевом учреждении. Богатый материал для решения этих задач содержится в разделах программы по развитию речи, ознакомлению с окружающей природой, игровой деятельности.

Эстетические задачи также решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дифференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.

Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т.п. На занятиях необходимо поощрять даже незначительные успехи детей в совместных действиях: песне, танце, построении, подвижной игре и т.д. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

3.8.Педагогические принципы логоритмической работы ДОУ

  • Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.
  • Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по С.Выготскому).
  • Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
  • Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач  на одном логопедическом занятии.
  • Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.
  • Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
  • Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторских  систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных анализаторов детей.
  • Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
  • Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог использует в работе приемы активации познавательных способностей детей.
  • Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые  он способен успешно выполнить.

3.9. Предполагаемые результаты

  • Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. ( Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. (Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями  (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

4. Содержательный раздел

4.1.Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:

  • В создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы.
  • В благотворном влиянии на больных точной дозировкой
  • В благотворном влиянии на больных точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе, форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию.
  • В выявлении индивидуального ритма человека и ритма данного коллектива во всём многообразии мимико-двигательных проявлений, в установлении соответствия ритма данного индивида с оптимальным биологическим ритмом людей данного пола и возраста.
  • В упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических процессов у людей, развитии умения сосредоточения. Этому способствует коллективное выполнение заданий, при котором слабым членам коллектива помогает выполнить ритмическое упражнение подражание другим.

4.2.Логоритмическое воздействие  и коррекционная работа делятся на пять этапов.

Этап 1. Ограничение речи (молчание и общение шепотом).

Задачи.  Затормозить патологические рефлексы на неправильную речь и сопутствующие ей движения, бороться с употреблением лишних слов; развивать общую произвольную моторику  и моторику мышц лица; развивать речевое дыхание, слуховое внимание и зрительную память; развивать произвольность поведения путем формирования таких личностных качеств, как выдержка, сосредоточенность, внимание.

Этап 2. Воспитание сопряженной и отраженной речи.

Задачи.  Формировать речевое дыхание (удлиненный выдох); корректировать моторные  отклонения и нарушения в звукопроизношении, развивать навыки общения в игровых ситуациях и вне их; продолжать развивать произвольность поведения (в том  числе выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от сверстников); активизировать словарь, учить оперировать предложениями из 4 слов.

Этап 3. Вопросно-ответная речь.

Задачи. Продолжать работу над речевым дыханием, удлинением используемых в речи предложений до 5 слов, слитным произношением фразы, выразительностью диалогической речи; продолжать развивать такие личностные  качества, как активность, инициативность, самостоятельность,  творчество.

Этап 4. Самостоятельная речь.

Задачи. Продолжать формировать активность, самостоятельность и произвольность поведения.

Этап 5. Закрепление речевой  активности в поведении и словесном общении.

Задачи. Закреплять личностные качества (активность, самостоятельность и т.д.); закреплять умение общаться в различных ситуациях и на речевом материале любой сложности.

4.3.Содержание и структура логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

1.Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, 
замедленность движений.

2.Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами логопедической работы в начале коррекционного курса. Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию. Воспитанию чёткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Необходимо развивать диапазон голоса.

3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего развития на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стон и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки.

4.Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка и жест. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит — и движению. На логоритмическом занятии проводится обычно одно упражнение и на развитие слухового внимания. Они помогают детям различать мажорные и минорные окончания музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы; плавность движений совершенствуется.

5.Проводятся также речевые упражнения без музыкального сопровождения. Если логопед не владеет музыкальным инструментом. Такие задания можно использовать при проведении утренней гимнастики или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движением, так и без них.

6.Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра. Они заключается в том, что дети должны научиться прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением. Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом., затем над метрическим (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на внимание.

7.Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. 
Для занятий сначала берутся две темповых скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа помогает установить правильный речевой темп.

8.Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. В логоритмическом воздействии на лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц, животных и т.д. В ритмические упражнения обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, жестом, т.е. над всей просодией. Речевой материал условно можно разделить на три группы:

9.Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом нения является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательночувствует, что после одного звука следует другой, после слога слог и т.д. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Приступал к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон, затем он напоминает, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. Воспитывая вокальные навыки, педагог следит, чтобы они пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Дикция чёткая

и ясная. 
Всё это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия.

10.Упражнения в игре на инструментах. Игра на детских инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развить её творческие способности. Детские музыкальные инструменты и игрушки делятся на беззвучные и звучащие. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, металлофон. Для развития ритмического чувства используются инструменты, имеющие звук только одной определённой высоты. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металлофона и треугольника. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации. Игра на музыкальных инструментах-игрушках способствует развитию движений кисти руки, например молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на триолах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

11.Музыкальная самостоятельная деятельность. Она способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и нению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых. Музыкальная самостоятельная деятельность детей тесно связана с музыкальной игрой. Занимающиеся по
своей инициативе подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальных инструментах, поют, водят хороводы, исполняют пляски. Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчётом по проведению лечебно-коррекционной и логопедически-воспитательной работы за 2-3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учётом речевых возможностей ребёнка в данный момент. Праздничный сценарий обсуждается совместно с логопедом, музыкальным работником, врачом (если курс проводится в стационаре).

12.Игровая деятельность. Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально- ритмическими комплексами. Игровой метод в виде лечебной процедуры находит всё большее применение в детской практике. Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависит от характера игры, состязательного начала, вложенного в него, от её продолжительности, условий проведений игры, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от профессии больного, числа играющих, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием. В зависимости от числа играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на:

13.Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно- музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно эти упражнения (в облегчённых вариантах) проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых.

14.Заключительные упражнения. Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и т.д. Сочетание музыки и движения, слова в логоритмике различно. Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка или взрослого, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического воспитания.участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение.

4.4.Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста

        На значение музыки в эстетическом, нравственном воспитании детей раннего возраста указывал В.М. Бехтерев. Он подчеркивал важность воспитания в раннем возрасте, так как первые шаги развивающейся личности наиболее трудны и в то же время наиболее важны. То, что приобретается рано, удерживается прочнее, нежели приобретенное позднее, которое быстрее утрачивается при распаде или нарушении нервно-психической деятельности. В.М. Бехтерев подчеркивал значимость постепенного развития музыкальности у ребенка путем прослушивания музыкальных пьес, соответствующих слуху ребенка, с обязательным сосредоточением его на музыке. Дети реагируют на музыку, звуки песни задолго до развития экспрессивной речи. Здесь играет роль не слово, а известный ритм. С возрастом на ребенка начинает действовать то или иное изменение высоты тонов, на одни мелодии ребенок реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще позднее начинает влиять тембр, или музыкальная окраска, так как в это же время ребенок уже различает тон речи. Но руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы недостаточно.

        В.М. Бехтерев обращал внимание на значение музыки в развитии слуха детей. Дети очень рано начинают воспроизводить мотив, и даже дети-идиоты, неспособные к речи, могут напевать мелодию песни, а умственно-отсталые способны стать отличными музыкантами и в тоже время проявлять равнодушие к самым изящным изображениям. В.М. Бехтерев считал, что развитие музыкального слуха у детей должно играть в процессе воспитания не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию.

        О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др.

1. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (тона высокий и низкий, тембры звучания рояля и скрипки), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, количество частей в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева).

2. Способность к творчеству. Например, ребенок ищет движения для передачи походки шагающего человека, тяжело ступающего медведя, резво прыгающего зайчика.

        Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, сравнивают звуки между собой, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа о прослушанной музыке учит делать первые обобщения и сравнения: дети определяют общий характер пьесы, отмечают, как литературный текст выражен музыкальными средствами. Поскольку музыка, как и другие виды искусства, отражает жизненные явления, она имеет и познавательное значение.

        Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки.

        Дети с речевой патологией к моменту обращения за логопедической помощью обладают в той или иной степени музыкальной культурой и способностью передавать в движениях характер музыки (хотя бы в общих чертах: движения различных танцев — польки, вальса, танго, твиста и т.д.). Поэтому на логоритмических занятиях после показа и объяснений педагога они способны слуховое восприятие музыки перевести в физические действия — пройти под музыку, ускоряя или замедляя шаг, в зависимости от меняющегося темпа музыкального сопровождения.

        Человек — единственное живое существо, способное производить движения, которые всецело регулируемы его волей. Поэтому у дошкольниковритмичность следует рассматривать как способность изменять свои движения во времени и пространстве согласно своему желанию и в соответствии с требованиями, идущими извне.

        Речевая и двигательная системы человека в целом сформированы. У людей с речевой патологией эти системы функционируют на основе патологических условных рефлексов. Укоренившиеся патологические стереотипы речи, двигательной системы снижают эффективность коррекционного воздействия. Поэтому в комплексе лечебно-оздоровительных и педагогических мероприятий логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации рече-общедвигательных функций.

4.5.Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики, речевого дыхания у детей с речевой патологией

        Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками

самообслуживания и др .

        Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается,  не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь. Проводимое на протяжении ряда лет системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, — на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
        Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи .
        Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивнойафферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (М.М. Кольцова, 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

4.6. Задачи коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.
         
У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.
          На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных
.
        Для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в

соответствии с инструкцией.     

        Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.
          При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:
          –двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
          – тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
          – усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
          – сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.    

         При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей

дошкольного возраста.     

        Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в

процессе логопедической ритмики.

4.7.Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
        Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произношения.

        Заикающиеся обучаются подаче голоса на "мягкой" атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых складок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого данные приемы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос

"на опору".

        Затем заикающиеся овладевают приемом голосоведения, т.е. слитным произнесением ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе . Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

4.8. Развитие просодической стороны речи

        Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций, вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише - громче, ниже - выше, с интонациями вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями ведущей руки, что помогает контролировать изменения голоса по силе, высоте и т.д. Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности  Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.

        Следующим этапом является работа над ритмико-интонационным членением текста. Ритмико-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста. Это связано с обучением адекватной расстановке пауз по месту и длительности, т.е. в соответствии со смысловым членением текста. Для тренировки используются стихи, чтение текстов, короткие диалоги, пересказ, а затем спонтанная речь.

4.9.Развитие координации и ритмизации движений

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов . Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

4.10. Планирование логоритмических занятий в старшей логопедической группе

4.11. Планирование логоритмических занятий в подготовительной логопедической группе


5. Организационный раздел

5.1. Организация занятия по логоритмике

        Программа рассчитана на 2 года обучения (1-ый год обучения для детей 5-6 летного возраста (старший возраст)  33 занятия, 2—й год обучения для детей 6-7 лет (подготовительный к школе возраст)  – 33 занятия).

        Логоритмические занятия проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю, на коррекционном часе, длительностью 25 -30  мин музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, при отсутствии музыкального руководителя средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике. Состав группы не более 12 человек.

        Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в коррекционной работе.

         У детей логопедической группы с дизартрией и общем недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массовых групп детского сада в 1-ый год обучения.

6. Заключение

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких

как общее недоразвитие речи.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и

голосовые упражнения. 

Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.