Рука-инструмент всех инструментов
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей

«Рука – это инструмент всех инструментов!»

 

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так?

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Исследования выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте развивать его пальчики.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо­ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

 

           Упражнения для пальцев рук могут выполняться активно или пассивно. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким развитием мелкой моторики. Когда ребенок сможет самостоятельно выполнять какие-либо простые движения, можно перейти к активной пальчиковой гимнастике. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к сложному.

          Пассивная гимнастика включает в себя массаж пальцев рук, который не должен вызывать неприятных ощущений: это может быть поглаживание, легкое растирание, вибрация. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть без напряжения, пальцы вместе производит движения в различных направлениях. Например, погладим котенка. С поглаживания начинают и заканчивают сеанс массажа. Растирание выполняется кончиками пальцев, рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. Вибрация – это легкое похлопывание по руке. Массаж выполняется одной рукой, другая фиксирует массируемую руку. Продолжительность массажа – 3-5 мин. Кроме массажа можно проводить упражнения: загибание и разгибание пальцев, круговые движения.

          Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение каких-либо простых упражнений: захват, ощупывание предметов, обведение по контуру, пересыпание (рукой, ложкой), лепка, собирание матрешек, мозаики, бус, шнуровки, застежки, рисование на манке, прищепки, выкладывание картинок из круп, «Золушка», игры с нитками, счетные палочки, пальчиковые игры.

           Пальчиковые игры могут сопровождаться стихотворным текстом или без него. Упражнения без речевого сопровождения рекомендуется проводить до пальчиковых игр, синхронизированных речью. Это упражнения: «Дом», «Ворота», «Приглашаем в дом», «Стол», «Стул», «Человек», «Гусь», «Петух», «Зайчик», «Волк», «Очки», «Деревья- корни», «Цветок»,

«Фонарики»

 

    Затем можно предлагать упражнения с речевым сопровождением. Речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

         Наиболее простые из них: «Моя семья», Шарик, «Лодочка», «Замок», «Птичка», «Ладушки», «Апельсин».

 

         Важно помнить, что речь ребенка - очень тонкий инструмент, который легко можно испортить в раннем детстве и очень сложно наладить с возрастом! Не стоит ждать, что нарушения, возникшие в детстве, пройдут сами собой. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем больше возможностей для устранения недостатков речи. Специалист объяснит причины возникновения нарушения и подберет необходимую именно для вашего ребенка программу коррекции.

  Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения.

Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

         Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Наберитесь терпения!

 

 

         Список использованной литературы

Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии       для детей и родителей. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.

Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.

Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков.  – М.: Эксмо, 2005.

 

 

 

 

      

Учитель-логопед: Осипович Н. Н.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka-instrument_vseh_instrumentov.odt11.46 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

«Рука – это инструмент всех инструментов!»

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так?

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Исследования выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте развивать его пальчики.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

           Упражнения для пальцев рук могут выполняться активно или пассивно. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким развитием мелкой моторики. Когда ребенок сможет самостоятельно выполнять какие-либо простые движения, можно перейти к активной пальчиковой гимнастике. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к сложному.

          Пассивная гимнастика включает в себя массаж пальцев рук, который не должен вызывать неприятных ощущений: это может быть поглаживание, легкое растирание, вибрация. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть без напряжения, пальцы вместе производит движения в различных направлениях. Например, погладим котенка. С поглаживания начинают и заканчивают сеанс массажа. Растирание выполняется кончиками пальцев, рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. Вибрация – это легкое похлопывание по руке. Массаж выполняется одной рукой, другая фиксирует массируемую руку. Продолжительность массажа – 3-5 мин. Кроме массажа можно проводить упражнения: загибание и разгибание пальцев, круговые движения.

          Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение каких-либо простых упражнений: захват, ощупывание предметов, обведение по контуру, пересыпание (рукой, ложкой), лепка, собирание матрешек, мозаики, бус, шнуровки, застежки, рисование на манке, прищепки, выкладывание картинок из круп, «Золушка», игры с нитками, счетные палочки, пальчиковые игры.

           Пальчиковые игры могут сопровождаться стихотворным текстом или без него. Упражнения без речевого сопровождения рекомендуется проводить до пальчиковых игр, синхронизированных речью. Это упражнения: «Дом», «Ворота», «Приглашаем в дом», «Стол», «Стул», «Человек», «Гусь», «Петух», «Зайчик», «Волк», «Очки», «Деревья- корни», «Цветок»,

«Фонарики»

    Затем можно предлагать упражнения с речевым сопровождением. Речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

         Наиболее простые из них: «Моя семья», Шарик, «Лодочка», «Замок», «Птичка», «Ладушки», «Апельсин».

         Важно помнить, что речь ребенка - очень тонкий инструмент, который легко можно испортить в раннем детстве и очень сложно наладить с возрастом! Не стоит ждать, что нарушения, возникшие в детстве, пройдут сами собой. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем больше возможностей для устранения недостатков речи. Специалист объяснит причины возникновения нарушения и подберет необходимую именно для вашего ребенка программу коррекции.

  Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения.

Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

         Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Наберитесь терпения!

         Список использованной литературы

Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии       для детей и родителей. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.

Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.

Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков.  – М.: Эксмо, 2005.

       

Учитель-логопед: Осипович Н. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руки - инструмент инструментов

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики ребенка. Содержит несколько упражнений для пальцев рук....

С Новым годом всех, всех, всех!

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе детского сада...

Сценарий новогоднего развлечения для детей 2 младшей группы "С новым счастьем всех, всех,всех!"

Программа развлечения наполнена музыкальными играми и танцами для малышей, главный гость мероприятия - Снеговик....

Сценарий Новогоднего развлечения "С Новым годом всех, всех, всех"

Сценарий разработан для второй младшей группы . герои утренника Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз...

"Рука - это инструмент всех инструментов"

Систематические уппражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются "мощным средством повышения работоспособности головного мозга"....

«Сайт педагога, как инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса»

Персональный сайт педагога сегодня служит не только средством обмена опыта среди педагогов!Сегодня сайт — это инструмент взаимодействия всех участников образовательного проц...

Участие в проекте «Музыка для всех» - игра на детских музыкальных инструментах.

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей...