Конспект занятия "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лобанцова Светлана Александровна

План – конспект непосредственно образовательной  деятельности  для  детей  подготовительной  к  школе  группе  по  речевому  развитию  Тема: «Поможем  весне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

города  Омска    «Детский  сад  комбинированного  вида № 87»

                                                                   План – конспект

                                        непосредственно образовательной  деятельности  

                                           для  детей  подготовительной  к  школе  группы

по  речевому  развитию

Тема: «Поможем  весне»

                                                                                          Учитель – логопед: Лобанцова

                                                                                          Светлана  Александровна

                                                                                          Высшая квалификационная категория

                                                             

Омск – 2015

Интеграция: познавательное, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Формы организации: решение  проблемной  ситуации, беседа.

Тема занятия: «Поможем  Весне».

Цель: уточнить  и  расширить  знания  детей  по  теме «Весна», расширить  и  

            активизировать  словарь  детей по  данной теме.

Задачи:

- Коррекционно – образовательные:

  • Учить  детей    образовывать   родственные  слова;
  • Учить  образовывать  качественные прилагательные;

- Коррекционно – развивающие:

  • Развивать  внимание, логическое  мышление;
  • Развивать  общую  и  артикуляционную  моторику;
  • Развивать  навыки  чтения.

- Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать  умение  работать  сообща, помогать  друг  другу.

Материалы  и  оборудование:  

1.Аудиозапись: звуки  весны;

2.Картинки  с  изображением  примет  весны;

3.Солнышко  с  короткими  лучиками, занавешенное  прозрачной  тканью  со      

   снежинками;

4.Картинки  с  изображением  сороки, ёжика, зайчихи;

5.Зеркала (на  каждого  ребёнка);

6.Массажные  шарики  су – джок;

7. 4 конверта: с  капельками, лужами, листочками  и  солнышками;

8. «План – карта»  с  потерянными  зайчатами;

9. Подставки  с  карандашами;

10.Картинки – символы: солнышко, тучка, солнце  закрыто  тучей.

Предварительная  работа: Чтение  рассказа  Э. Шима «Камень, ручей, сосулька  и  солнце», чтение  словацкой  народной сказки  «У  солнышка  в  гостях».

Содержание  непосредственно   образовательной  деятельности:

1.Организационный  момент.

    Дети  заходят  в  группу  и  становятся  у  доски  полукругом. Логопед  предлагает  прослушать  запись (на  ноутбуке: запись  звуков  весны).

Логопед: - Звуки  какого  времени  года  вы  услышали? (Ответы  детей: Мы  услышали  звуки  весны)

                   - Как  вы  об  этом  догадались? (Ответы детей: Мы  слышали голоса  птиц,  капли  воды  и  т.д.)

                    - А  какие  ещё  приметы  весны  вы знаете? Начинайте  свой  ответ  со слова: Весной …(Дети  называют  приметы   весны, логопед  выставляет  картинки  с  изображением  примет  весны. Картинка  с  изображением солнца  закрыта  прозрачной  тканью со   снежинками).

Логопед: - Какие  вы  молодцы, сколько  много  примет  вспомнили. Дети, а  какая примета  весны  самая  главная? Без  этой  приметы   не    наступит  весна. Вспомните,  пожалуйста, рассказ  Э. Шима «Камень,  ручей, сосулька  и  солнце» (Ответы  детей)

Логопед: - Конечно, дети, без   тёплого  солнышка  не  наступит  весна. Посмотрите  на  

нашу   доску – зима не  хочет  уступить  место  весне  и   занавесила  солнышко  снежной  шторой. Его  лучики  маленькие, они  не  греют. Как  же  быть? Надо  помочь  солнышку  растопить  снежную  штору – увеличить лучики, чтобы  они  стали  длинными. А  для  этого  я  предлагаю отправиться  в  лес. Именно  там  лежат  лучики, которые  солнышко  сложило  осенью. А  лесные  жители  нам  помогут. Ну  что, согласны  отправиться  в  путь?  (Ответы  детей)

2.Сообщение  темы  НОД.

- Сегодня,  во  время  путешествия  мы  с  вами  будем:

  • Закреплять  приметы  весны;
  • Развивать  внимание, мышление, общую  и  артикуляционную  моторику;
  • Учиться  подбирать   семейку   слов  к  слову «вода»,
  • Учиться   подбирать  слова, отвечающие  на  вопрос: какая?;
  • Продолжать  учиться  читать;
  • Продолжать  учиться  помогать  друг  другу, работая вместе.

- А  теперь: раз, два, три  ты  налево  повернись  и  в  лесу  ты  очутись.

3.Основная  часть  НОД.

а) Артикуляционная  гимнастика.

Появляется  картинка – сорока.

Сорока:  - И  я  пойду  с  вами, и  я  пойду  с  вами.

Логопед: - Подожди, сорока, не  трещи. Ребята, для  того, чтобы разговаривать  также быстро  и  хорошо   как  сорока, она  предлагает  нам  вместе  с  ней   выполнить  артикуляционную  гимнастику.

(Дети  подходят  к  столам, на  которых  лежат  зеркала).

  • Наступила  весна,  и  в  небе  засветило  солнышко (Открыть  рот, облизать  губы  3р.  В  одну  сторону, 3р.  в другую). От  его  тепла звонко  закапала  капель (щёлкать  языком). Язычок  оделся  и  отправился  в  лес. Он  шёл  не  спеша  по  тропинке  и  слышал, как весело  пели  птицы: «ку – ку – ку» - куковала  кукушка весело  на  ели (звукоподражание). «Д – д – д» - стучал  дятел  по  коре   дерева, отыскивая  маленьких  жучков (звукоподражание). Всё  пело  и  оживало  в  весеннем  лесу. Долго  ли, коротко, но  вскоре  привела  тропинка  язычка на чудесную  полянку (лопатка). Сел  язычок  на  пенёк (грибок) (Повернитесь  друг  к  другу и  посмотрите, правильно  ли выполняет  ваш  сосед) и  огляделся (часики). На  поляне  расцвело  много  подснежников. Язычок  долго  любовался  ими. Скоро  тучи  закрыли  солнышко (рот  открыть, медленно  закрыть -  5 раз).  Язычок  поспешил  домой, к маме.

Сорока:  - Молодцы, молодцы! Мне  понравилось! Куда  вы  идёте, куда?

Логопед: (Или  кто – то  из  детей) Мы  идём выручать  солнышко  из  беды. Ищем   его  лучики, чтобы  они  стали  длинными  и  растопили  снежную  штору.

Сорока:  - Я  знаю, я знаю! Видела  я  две  длинные  золотые  ленточки. Хотела  себе  на  праздник  повязать – да вам  они  нужнее.

(Сорока  отдаёт  детям  два  лучика – прищепки  и  улетает,  два  ребёнка  прицепляют  прищепки  к  солнышку).

б) Беседа о весне.

 Логопед:  - Ребята, сорока  так  громко трещала, что разбудила  маленького,        колючего  … (дети: ёжика), который  спал  в  норке  под  ёлкой.

    (Появляется  картинка  ёж)

 Ёж: - Разбудила меня  сорока. А мне просыпаться надо весной. Разве весна       наступила?

 Логопед: ( обращаясь к детям)

          1.После  какого  времени года  наступает  Весна?

          2.Какие  весенние   месяцы  вы  знаете?

          3.Названия   весенних  месяцев  спрятались  в  конверты. Посмотрите, дети  на  первый  конверт  и  скажите, что на  нём изображено?

 Дети:   На конверте  изображены  капельки.

Логопед: Что  вы  видите  на  втором  конверте?

Дети:  На втором  конверте  лужи.

Логопед: На  третьем  конверте?

Дети:  На  третьем листочки.

Логопед: Ну  и  на  четвёртом?

Дети: А  на  четвёртом  солнышко.

Логопед: Нужно  достать  из  каждого  конверта  предметы, которые  там  изображены   и  выложить  их  от  большого  к  маленькому. Если  вы  выложите  правильно, то  вы  прочитаете  слово, которое   спряталось  в  конверт.

(Дети  работают  в  парах:  1 – я  пара  выкладывает  из  капелек  слово: март;

                                                   2 – я пара  из  луж  слово: апрель;

                                                   3 – я пара  из  листочков слово: май;

                                                   4 – я пара  из  солнышек  слово: весна).

Логопед:  - Дети, прочитайте  слова, которые  у  вас  получились. Какое  слово  лишнее  и  почему? (Ответы  детей)

( Оценка: Как  быстро  справились  с  заданием  Стёпа  и  Слава, Даниил  и  Андрей первыми  прочитали  слово)

Ёж: - А куда вы идёте?

Дети: - Идём выручать из беды солнышко. Ищем лучики.

Ёж: - Помню я, как осенью солнышко  складывало  лучики. Пойду, поищу. (Ёж  выносит  корзинку  с  шариками су – джок. На дне корзинки – лучики. Два ребёнка прикрепляют лучики  к  солнцу).

в) Пальчиковая гимнастика  с  шариком су – джок.

В  сказочном  лесу  в  маленьком уютном  домике   жил – был  маленький  ёжик.

(Показать  шарик  в  открытой  ладони)

Ёж  был  маленький  и  поэтому  всего  боялся. Он  то  выглядывал  из  своего  домика, то  прятался.

(Несколько   раз  сжать  и  разжать  ладонь  с  шариком)

Однажды  ранним  весенним  утром  захотел  ёжик  погулять. Он  вышел  из  своего  домика, огляделся  и  побежал  по  дорожке  своими  маленькими  ножками. Дорожка  была  узенькая, извилистая.

(Катать  шарик  по  ладони  вперёд – назад)

Долго  бежал  Ёж. И  вдруг  очутился  около   большой  бурлящей  реки. А  через  реку был  переброшен  тонкий  мостик.

(Круговые  движения  шариком  по  ладони – сначала  по  часовой  стрелке, потом  против)

Аккуратно  ступил  он  своими  маленькими  ножками  на  узкий  мостик – сделал  шажок, потом  второй, третий, четвёртый, пятый – и перебрался  на  другой  берег!

(Прокатить  шарик  по  каждому  пальцу, начиная  с  большого)

А  там  поляна – большая, круглая, красивая!

(Круговые  движения  шариком  по  ладони)

На поляне  видимо – невидимо  первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать – и – мачеха,  и медуница, и тюльпаны! Красиво, как  в  сказке!

(Прокатить  шарик  по  каждому  пальцу, начиная  с  большого, на  каждое  название  цветка)

Ёжику  очень  понравилась  поляна, он  её  обошёл, ступил  на  мостик – один  шаг, второй, третий, четвёртый. Пятый … и  он  на  другом  берегу!

(Прокатить  шарик  по  каждому  пальцу, начиная  с  большого)

Быстро  побежал  Ёж – сначала  по  извилистой  дорожке, потом  по  прямой. Добрался  до  своего  домика!

(Катать  шарик  по  ладони  вперёд – назад)

А  когда  пришёл  вечер, закрыл  Ёжик  свой  домик, лёг в  кроватку  и  уснул  сладким  сном!

(Зажать  шарик  в  ладошке).

(Шарики  положить  в  подставки  с карандашами)

г) Физкультминутка.

Логопед: - Чтобы  ёжик   почувствовал  весну, давайте  выйдем  и  поиграем  в  хороводную  игру  «Весеннее  солнце»

                                            «Весеннее  солнце»

Солнце, солнце, выходи                               Дети  взявшись  за  руки, отходят  от  

                                                                            центра  круга.

И  всю  землю  освети!                                 Идут  по  кругу, взявшись  за  руки.

Чтоб  весна  скорей  настала,                     Останавливаются  и  опускают  руки  вниз.

Чтобы  нам теплее  стало,                           Перекрещивают  руки  на  груди  и  трут  плечи.

Чтоб  капели  звонко  пели,                        Движение  кистей  рук, имитирующие              

                                                                            падение капель.

Чтоб  весной  ручьи  звенели,                    Волнообразно двигают  руками  перед  

                                                                            грудью («ручей»).

Чтоб  цветочки  распускались,                    Поднимают  руки  над  головой  и  опускают

                                                                             их  через  стороны  вниз, ладонями  вверх, до  

                                                                             уровня  плеч.

С  юга птицы  возвращались.                       Взмахивают  руками.

Солнце, солнце, землю  грей!                     Хлопают  в  ладоши на  каждое  слово.

Пусть  весна  придёт  быстрей!                   «Зовут» весну (руками).

д) Образование  качественных прилагательных  и  родственных  слов.

Появляется  картинка – Зайчиха.

Логопед: - Посмотрите, дети, кто  это?

Дети:  - Это  зайчиха.

Логопед: - Но  почему  она  плачет? Что  случилось? Дети, как  вы  думаете? (Ответы   детей: У неё  болит  лапка, потерялись  детки, испугал  волк  и  т. д.)

Логопед: - У  мамы – зайчихи  потерялись  детки. Маленькие  зайчата. Мама  плачет, потому  что с  ними  может  случиться  беда? Как  вы  думаете, что  с  ними может  случиться? (Ответы  детей: они  будут  голодные, их съест  волк,  они заболеют  и  т.д.). Давайте  поможем  маме – зайчихе  отыскать  зайчат. Подойдите  к  столам  и  посмотрите, у  вас  у  каждого  лежит  карта леса, на  которой  мама – зайчиха  и  её  детки. Сколько  зайчат  вы  будете  искать? (Ответы  детей) Возьмите  в  руки  красный  карандаш  и  помогите  зайчатам  вернуться  к  маме – проведите  их  по  нужной  дорожке.

(Дети  выполняют  задание)

Логопед: - А  теперь  поменяйтесь картами  со  своим  соседом  и  проверьте, правильно  ли  они  показали  зайчатам  дорогу  домой, к  маме.

(Дети  обмениваются   листами  и  проверяют  своих  соседей)

Логопед: - Дети, зайчата  ещё  маленькие, они  появились  совсем недавно  и  не   знают,  какая  бывает  весна. Давайте  им  расскажем. Подберите  к  слову   «весна» слова, которые  отвечают на  вопрос: какая?

Дети: - Ранняя, поздняя, солнечная, долгожданная, тёплая, и  т.д.

Логопед: - Когда  мама – зайчиха обняла  своих  зайчат, то  увидела, что  у  них  мокрые  лапки. Как  вы  думаете, почему? (Ответы  детей). Придумайте  к  слову  «вода» семейку  слов: Водичка, водица, водяной, наводнение, водолаз, водохранилище, наводнение  и  т.д. Какие  вы молодцы, а  Андрей  и   Слава  придумали  больше  всех  слов. Зайчата  когда  бегали  по  лесу  играли  в  прятки  и  под  большой  ёлкой они  нашли  … (четыре  лучика). Сколько  лучиков  нашёл  каждый   зайчонок?

(Зайчата  отдают  лучики – прищепки  детям  и  четыре  ребёнка  прицепляют  их  к  солнышку).

4.Итог  НОД:

Логопед: - Посмотрите  дети, мы помогли  солнышку  растопить  снежную  штору  

                    зимы?

Дети: - Да.

Логопед: - Во  время  нашего  путешествия  мы  справились  со  всеми  заданиями?  Что  мы  делали?

  • Закрепляли   приметы  весны;
  • Развивали  внимание, мышление, общую  и  артикуляционную  моторику;
  • Учились   подбирать   семейку   слов  к  слову «вода»,
  • Учились   подбирать  слова, отвечающие  на  вопрос: какая?;
  • Продолжали   учиться  читать;
  • Продолжали  учиться  помогать  друг  другу, работая вместе.

- А  теперь: раз, два, три  ты  направо  повернись  и  в  детском саду   ты  очутись.

Логопед: - Ребята, у  вас  на  столах  лежат  картинки. Положите  их  перед  собой.

                     Теперь  подумайте  и  оцените  себя. А  затем  покажите  мне. Если  вы  

                     сегодня  выполнили  все  задания  правильно  и  без  ошибок  то  

                     поднимите  картинку –  солнышко, если   с  чем – то  вы  не  справились,

                     затруднились, то  покажите солнышко, которое немного  закрыла  тучка,    

                     ну,  а  если  совсем  ни  с  каким  заданием  не  справились – тучку.

(Дети  поднимают  символы  и  объясняют  свой  выбор).