Конспект занятия "Звуки Р - Рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лобанцова Светлана Александровна

                           Конспект   фронтального  логопедического  занятия

                по  обучению  грамоте    в  подготовительной  к  школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_r-_r.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                  бюджетное   образовательное  учреждение  

                       г.Омска   «Детский  сад  комбинированного  вида №87»

                         

                           Конспект   фронтального  логопедического  занятия

                по  обучению  грамоте    в  подготовительной  к  школе группе

                                                  (Второй год  обучения)

                         

                            Тема: «Звуки «Р – Рь». «Буквы «Р,р».

                                                                                                         Составила:  учитель – логопед

                                                                                                                                     1 категории

                                                                                                                                Лобанцова   С.А.

                                                             Омск – 2013 год.

Цель    занятия:  Закрепить  произношение  звуков  «Р – Рь»  в речи  детей, учить    

                               дифференцировать  звуки  «Р – Рь» в  устной  речи  и  на  письме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: 

  • учить детей  давать  сравнительную   характеристику  звуков «Р – Рь»;
  • Учить   давать   полные  ответы  на  поставленные  вопросы;

Коррекционно – развивающие: 

  • учить  дифференцировать  звуки «Р – Рь» в   слогах, словах, предложениях;
  • Учить  координировать  речь  с  движением;
  • Развивать  фонематический  слух и  зрительное  восприятие;
  • Формировать  навык  чтения  и  письма;

Коррекционно- воспитательные:

  • Воспитывать  наблюдательность  и  навыки  аккуратного  письма;
  • Воспитывать   усидчивость   и  умение   выслушивать  товарища;

Оборудование:

  • Схема  характеристики  звуков, предметные  картинки: Доктор  Айболит, репка, сорока, ворона, воробей, Буратино, Карлсон; мяч, демонстрационные  таблицы  для  чтения, альбом  упражнений  по  обучению  грамоте детей подготовительной  к  школе  группы    №3   О.С. Гомзяк «Говорим  правильно   в

6 – 7 лет»,  простые  карандаши.

  1. Организационный   момент.

 -Сядет  тот, кто  назовёт  первый  звук  в  слове: Рак,  речка, радуга, роза, рыба, ребус, рис, Россия, ряженка, рысь.

Дети  называют  первый  звук в слове  и  садятся  на  места.

2.Сообщение  темы  занятия.

- Кто  догадался, с какими  звуками  мы  сегодня  будем  работать?

- Правильно, сегодня  мы  вспомним  эти  два звука  и  букву, которая  обозначает  эти  звуки.

- Мы  сегодня  будем  работать  со  звуками

 «р – рь».

3.Основная  часть  занятия.

А) Анализ  характеристики  звуков.

-Ребята, к  нам  в  гости  пришли  сказочные  герои.  В  их  именах  есть  звуки, с которыми  мы  сегодня  будем  работать. И  они  попросили  помочь  рассказать  им  об  этих  звуках. Поможем  им?

- Тогда  слушайте  и  отгадайте, кто  пришёл  первым. «Всех  излечит, исцелит  добрый доктор …

- Правильно. Это  доктор Айболит. (Выставляется картинка с изображением доктора Айболита). Какой  последний  звук  слышится  в слове «доктор»?

Давайте  ему  расскажем, что  мы  о  нём  знаем. (Выставляется  схема  характеристики  звуков).

-Как называется  сказка, в которой  дедка  за …,  бабка  за  дедку…?(Выставить картинку с изображением репки). Какой  первый  звук  слышим  в  слове «репка»? Расскажите, что вы  о  нём  знаете.

-Сравните эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?

Б) Развитие фонематического  слуха и правильного  произношения звуков.

- Теперь приготовьте  ладошки  и  ловите  слова  со  звуком  «Р».  (Рак, лев, радуга, весна, ручей, белка, роза, снег, робот). Сколько  слов поймали?

- Что  вы  делали?

- Что я  произносила?

-К нам  в  гости  пришли  те, у кого  тело  покрыто  перьями.(Выставляются картинки – сороки, вороны, воробья). Но  они  перепутали  голоса. Как  голос  подаёт воробей?

-Что делает  ворона?

- Сорока?

  Птицы  говорят  вам: «Спасибо!»

- А  теперь  к  нам  пришёл  в  гости тот  мальчик  из  сказки  у  которого  длинный  нос. Кто  это?

- Договорим для  Буратино  слоги  в  словах:

  • Кону ..(ра)
  • Помидо ..(ры)
  • Кенгу ..(ру)
  • Детво ..(ра)
  • Гита ..(ра)
  • Ша ..(ры)
  • Го ..(ры)
  • Но ..(ра)

- А  умеете  ли  вы  договаривать  слова?

  • Ра – ра – ра – начинается  …
  • Ры – ры – ры – надуваем  мы …
  • Ро – ро – ро – я  налью  воды  в  …
  • Ры – ры – ры – закусали …
  • Ар – ар – ар – закипает …
  • Ор – ор – ор – на стене …
  • Ыр – ыр – ыр – любит  мышка  кушать …
  • Ра – ра – ра – крикнем  дружно  мы …

- Молодцы! А теперь Буратино  предлагает выполнить  физминутку.

- Да.

- Айболит.

- Последний звук в слове «доктор» - звук «Р».

- Этот  звук  согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается  синим  цветом.

- Репка.

-Первый  звук в  слове «репка» - звук «рь».

-Этот  звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом.

-Оба звука  согласные, звонкие. Отличаются тем, что один звук – твёрдый, другой – мягкий.

-Семь.

- Ловили  звук «Р».

- Слова.

- Это  птицы.

- Он  чирикает.(Чир – чир)

-Она каркает.(Кар – кар)

- Она  трещит.(Тр – тр)

- Это  Буратино.

  • РА.
  • РЫ.
  • РУ.
  • РА.
  • РА.
  • РЫ.
  • РЫ.
  • РА.

  • Игра.
  • Шары.
  • Ведро.
  • Комары.
  • Самовар.
  • Узор.
  • Сыр.
  • Ура!!!

4. Физминутка  Буратино».

     Буратино  потянулся,

     Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся.

    Руки  в  стороны  развёл,

   Видно, ключик  не  нашёл.

   Чтобы  ключик  нам  достать,

   Нужно  на  носочки  встать.

 Дети  выполняют   движения  в  соответствии  с  текстом.

5.Организационный  момент.

- Давайте  поиграем с  мячом. Я  буду  бросать  каждому  из  вас  мяч  и называть  слова, а  вы  должны  заменить  первый  звук  в  слове  на  звук  «Р»  и назвать  новое  слово.

  • Танец - …
  • Хобот - …
  • Забота - …
  • Пугать - …
  • Нога - …
  • Кот - …
  • Мука - …
  • Мычать - …
  • Поза - …
  • Мак - …
  • Тома - …

Дети  называют  слова  и садятся  на  свои  места.

Дети встают  полукругом.

  • Ранец.
  • Робот.
  • Работа.
  • Ругать.
  • Рога.
  • Рот.
  • Рука.
  • Рычать.
  • Роза.
  • Рак.
  • Рома.

6.Связь  звуков  с  буквой.

- Следующий  гость  очень  любит  варенье  и  умеет  летать.  У  него  есть  пропеллер.

(Выставить  картинку  с  изображением  Карлсона). Расскажите   Карлсону   как  называется  буква, которая  обозначает  два  звука  «Р – Рь».

(Выставить  изображение  с  буквой «Демонстрационные  таблицы» Цуканова, Бетц.) Сколько  элементов  у  большой  и  маленькой  буквы  «Р».

- Давайте  откроем  тетради  на  странице 18  и  выполним  задание  № 4. Прочитайте  слова  в  первом столбике  сверху  вниз.  Во  втором.

(Дети  составляют  из  первых  букв  слов  новые  слова.) Запишите  их  в  пустых  клетках.

Молодцы! Карлсону  очень  понравилось  как  вы  выполняли  задание.

- Это  Карлсон.

- Эта  буква  называется   «ЭР».

 - У большой  и  маленькой  буквы  «ЭР»  по два  элемента.

Дети  читают  слова.

Дети  записывают  получившиеся  слова.

7. Оценка  занятия. Итог.

- Пришла  пора  нашим  гостям прощаться.

-Первыми прощаются  те  гости, в названии  которых  столько  слогов, сколько  раз  я  хлопну  в  ладоши. (Логопед   хлопает  3  раза так, чтобы  дети  не  видели  рук). Кто простился  первым?

Во  второй  раз  топнуть   4  раза. Кто  простился  вторым?

Третий  раз  моргнуть   2 раза. Кто  простился  третьим?

- Молодцы! Сегодня  вы  очень  хорошо  поработали. Всем  гостям  понравилось.

- Первым  простился  Айболит, сорока, ворона, воробей.

- Буратино.

- Карлсон.