Главные вкладки

    Консультация для воспитателей логопедических групп. Индивидуальные занятия с детьми 6–7 лет по заданию логопеда
    консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Голубничая  Оксана Сергеевна     (Каргина)

    Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. в этой публикации имеются методические рекомендации для воспитателей логопедических групп как проводить индивидуальные занятия по заданию логопеда.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей логопедических групп. Индивидуальные занятия с детьми 6–7 лет по заданию логопеда

              Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до ужина. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома) .

            Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

           Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления звуков [Р. ], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

           Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

             Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.

            Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу.

            Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

           Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

          В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

          Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р. ], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р. ], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

          Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

            Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

    Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.

    Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя над звукопроизношением

    Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

    Деятельность учителя-логопеда.    Деятельность воспитателя

    Учитель-логопед исправляет нарушения речи Воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе

    • Подготовительный этап

    Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

    • Этап появления звука

    Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы н. звукоподражания.

    • Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

    Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь; слог,

    слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, проводит контроль звука.

    Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

    1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

    2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

    3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей логопедических групп.

    Тема:   Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование  специальных символов в играх по формированию звукового анализа и синтеза....

    Консультации для воспитателей логопедической группы

    В данной работе представлен материал по обучению воспитателей  артикуляционной гимнастике, а также по другим разделам: обучению грамоте, грамматическому строю, связной речи, произношению....

    консультация для воспитателей логопедических групп

    «Сюжетно-ролевая игра,как средство формирования связной речии социального развития дошкольников»...

    Консультация для воспитателей логопедических групп. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда.

    В консультации предложена четкая инструкция воспитателю   по выполнению на логочасе заданий логопеда. Рекомендована также для начинающих учителей-логопедов....

    Консультация для воспитателей логопедической группы "Речевая среда в группе".

    В статье  раскрывается понятие  "речевой режим  в  группе",  представлены  требования  к  речи  воспитателя....

    Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

    В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

    «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6–7 ЛЕТ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА»

    Консультация для воспитателей логопедических групп«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯС ДЕТЬМИ 6–7 ЛЕТ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА»...