Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения
консультация по логопедии по теме

Русанова Светлана Павловна

Консультация: Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения 

Автор: Русанова С.П.

Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский».

г.Белгород , Белгородский  район.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uchitelya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.

Русанова С.П.

Учитель-логопед ЧДОУ « Православный д/с «Покровский».

г.Белгород , Белгородский  район.

 

 Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка  начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно , без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы сам ребёнок, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы  ребёнок с раннего детства слышал правильную,отчётливую речь, на примере которой формировалась бы его собственная.

   Проблема содружества  логопеда и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Наилучшие результаты полноценного  речевого развития  дошкольников отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не  « съедать» слогов и окончаний.

   Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями заключается, на наш взгляд, в различии в позициях педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей , не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают. Что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

   Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход  от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя –логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

  К основным направлениям совместной деятельности можно отнести:

- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

-  разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя- логопеда, как способа повышения эффективности коррекционно - воспитательного потенциала образовательного процесса;

-  установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

-  объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

-  повышение психолого -  педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций , поддержка в них уверенности в собственных и педагогических возможностях;

- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

   Каждый взрослый должен осознавать, что нарушения речи приносят детям много трудностей и огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Нарушения речи вызывают  трудности в общении с окружающими детьми, в таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает развитие его речи, отрицательно влияет на характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость.

   В школе детям с нарушениями речи труднее адаптироваться, сверстники часто смеются над неправильной речью, учителя неохотно вызывают таких детей для рассказывания  перед классом, что ведёт к закомплексованности и нежеланию учиться. Недостатки в устной речи ведут к нарушению письма. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит. Некоторые взрослые считают, что недостатки и произношения в речи в целом с возрастом исправятся сами собой. Это заблуждение .Ребёнку надо умело и вовремя помочь, и помощь эта зависит не только от целенаправленной коррекционной работы логопеда и воспитателя, но и от родителей.

   Особенности семейного воспитания можно выявить в  :

 - индивидуальных беседах логопеда с родителем ( это результаты обследования детей, где родные ребёнка узнают о проблемах развития ребёнка, получают советы и рекомендации логопеда);

- Индивидуальные практикумы (по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционную направленность);

- индивидуальные занятия с логопедом  ( для взрослых, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведении ребёнка или низкой педагогической грамотности).

- тетрадь для домашних рекомендаций ( тетрадь заполняется логопедом).

- речевой уголок ( отражает тему занятий, даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков);

- экран звукопроизношений в индивидуальной тетраде, где показано количество речевых нарушений и динамика исправления звукопроизношения).

   Не надо знать большое количество  коррекционных методик, чтобы помочь своему ребёнку освоить правильную речь. Общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему об увиденном, делитесь с ним впечатлениями,  обменивайтесь мнениями, задавайте вопросы, выслушивайте, ненавязчиво поправляйте ошибки, расширяйте его словарь новыми понятиями и определениями. И, естественно, будьте сами образцом правильной речи. Не забывайте, что вы , родители , для своего ребёнка эталон и самый большой авторитет, поэтому ваши уроки усвоятся быстрее и легче. Но и помогайте логопеду, совместная работа приведёт в наилучшим, положительным результатам. Помогайте своему самому лучшему ребёнку на свете!!!!

Список литературы

1.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005.

2. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. / Учебное пособие, Барнаул, 2003.

3. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.

4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.

5.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002.

6..Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

7.Солодянкина О.В. сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / пособие для работников ДОУ, М., 2005, с.19-23.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющих речевые нарушения.

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющих речевые нарушения....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...