Консультация для педагогов "Упражнения для развития фонематических процессов".
консультация по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Какие стадии проходят фонематические процессы в своем развитии? Какие упражнения могут способствовать планомерному развитию? Интересуетесь? Загляните.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskih_protsessov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения  для развития фонематических процессов.

Первый этап. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Одновременно развиваются слуховые внимание, память, без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.

  1. Слушаем  звуки за окном и отвечаем на вопросы: что шумит (деревья), что гудит (машина), кто кричит, кто разговаривает, кто смеется и т.д.
  2. Слушаем звуки, которые доносятся из коридора, соседней группы, музыкального зала, кухни и т.д.
  3. «Бубен подскажет»: игрок плотно закрывает глаза, поворачивается спиной к ведущему; ведущий прячет любой предмет; игрок ищет его, ориентируясь на силу звука бубна: если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, бубен звучит громче, если удаляется – тише.
  4. Дети стоят в кругу, незаметно для водящего передают за спиной колокольчики, которые должны звенеть в разных частях круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
  5. «Отгадай размер»: ведущий показывает две игрушки разного размера (например, заяц большой и заяц маленький). Объясняет и показывает, как играет на барабане большая игрушка (громко, сильно), и как маленькая (тихо, слабо). Затем игрушки и барабан закрываются ширмой и за ней ударяют в барабан то тихо, то громко. Дети должны узнать, какая игрушка только что играла.
  6. Ведущий расставляет на столе несколько предметов или озвученных игрушек. Манипулируя с предметами (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям послушать и запомнить, какой звук  каждый предмет.  Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас гремит, шумит, звенит и т.д.

Второй этап. Различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

  1. Дети по очереди выполняют роль водящего, который, стоя к ним спиной, должен угадать, кто позвал его по имени. Затем игра усложняется: дети зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау», а водящий отгадывает, кто сказал. Еще один вариант, самый сложный: водящий то громко, то тихо произносит «ау», а дети должны отгадать, издалека или вблизи он их зовет. Затем каждый ребенок по очереди произносит «ау» то громко, то тихо, в зависимости от слов ведущего: «Мальчик ушел далеко от тебя» или «Он находится близко и зовет тебя». В вариантах этой игры дети учатся различать, например, далеко ли гудит пароход (тихий и громкий звук «у-у-у-у-у»), какая дудочка играет – большая или маленькая (низкий и высокий звук), плачет мальчик или девочка (низкий и высокий звук) и т.д.
  2. Ведущий показывает игрушечных или изображенных на картинке трех медведей – большого, среднего и маленького; затем рассказывает сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики или соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны узнать и показать, кому из медведей могла принадлежать та или иная фраза.
  3. Ведущий раздает детям картинки с изображением домашних животных и их детенышей; произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны показать на соответствующую картинку, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса.

Третий этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

  1. Ведущий показывает детям картинку и четко, громко произносит название картинки, например, «Вагон». Затем он говорит детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопните в ладоши.» Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться. Подобные упражнения усложняются еще и за счет реакции детей на неправильно произнесенное слово. Например, в соответствии с инструкцией ведущего они поднимают то красный, то зеленый кружок, что позволяет развивать и внимание дошкольников.
  2. Ведущий размещает на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию, например, рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, лом, ком, коса, коза, лыжи, лужи и т.д. Затем он в определенной последовательности произносит 3 – 4 слова, а дети, отобрав соответствующие картинки, должны расставить их на наборном полотне в порядке произнесения: в одну линию или столбик, в зависимости от инструкции.
  3. Ведущий размещает на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому подходящему к наборному полотну ребенку дается картинка, которую он должен поместить под той, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие столбики или ряды:

Ком                бак              сук              ветка                 каток

Дом                рак              лук              клетка               платок

Сом                мак             жук              пятка                 листок

Лом                лак              тук               метка                моток

Четвертый этап. Дети учатся различать слоги.

  1. Ведущий произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-Но-на», «кА-ка-Га-ка», «па-Ба-па-па» и т.п. Эту игру можно усложнить следующим образом. Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например, «па». Ребенок вслух произносит его. Взрослый произносит или тот же слог за ребенком, или близкий по звучанию, в зависимости от инструкции.
  2. Все дети после каждой пары слов, произнесенных
  3. Водящим и взрослым, должны угадать, одинаковые слоги или разные она сказали. Чтобы можно было контролировать реакцию каждого ребенка, детям предлагается, например, на одинаковые слоги поднять красный кружок, а на разные – зеленый. Следует помнить, что сначала слог произносится обязательно на ухо водящему для повышения интереса детей и мобилизации их внимания.

Пятый этап. Различение фонем (звуков) родного языка.

Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры.

Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: поезд гудит «у-у-у», девочка плачет «а-а-а», птичка поет «и-и-и», а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующие карточки.

 Игра после этого может усложняться следующим образом:

- взрослый произносит звуки [а], [и], [у] кратко;

- детям вместо картинок раздают кружки трех цветов, а взрослый объясняет им, что красный кружок нужно поднять на звук [а], желтый – на звук [и], зеленый на звук [у];

- в ряд из этих звуков включают и другие гласные звуки, на которые дети не должны реагировать.

  Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем. Например, игра «Не ошибись».

Задачи: учить детей из потока слов выбирать слова, соответствующие двум признакам: наличие звука [с], соответствие изображению на картинке; развивать фонематический слух, слуховое и зрительное сосредоточение.

Оборудование: сюжетная картинка, фишки для поощрения.

Воспитатель называет слова, среди которых есть слова – названия изображенных на картинке предметов. Дети хлопают в ладоши, если звучит слово с заданным звуком, изображенное на картине. Правильные ответы отмечаются фишками. Детям предлагается индивидуально повторить соответствующее правилам слово. В конце упражнения подводится итог.

Шестой этап. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая двух- и трехсложные слова. После этого проводится анализ гласных звуков, что можно сделать следующим образом: детям раздают по нескольку одноцветных (красных) кружков, воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например [а], «ау», «иоу», [о], и т.д., а дети раскладывают на столах такое количество кружков, которое соответствует количеству произнесенных звуков.

   Усложнение: детям раздают три разноцветных кружка, например красный, желтый, зеленый. При этом им говорят, что каждый цвет соответствует определенному гласному звуку. Когда они это запомнят, взрослый произносит звуковые сочетания сначала по два из перечисленных звука, затем по три, а дети складывают кружки на столах в соответствии с последовательностью их произнесения.

    После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук в слове. Происходит это следующим образом: дети по очереди выбирают специально подобранные картинки, например: кот, кнут, паук, каток, мак, жук, лук, веник и т.д. Дошкольник, взяв картинку, громко ее называет, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок произносит изолированно от слова. Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания. Например, выделив последний звук, необходимо разложить картинки так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались изображения, названия которых оканчиваются на звук [т], а в другой – на звук [к]. Или же таким образом: взрослый показывает детям картинку, а при произнесении ее названия опускает последний звук, например: тан…, пау…, вени… и т.д. Затем он просит кого-либо из детей назвать все слово и произнести отдельно звук, который был пропущен. Аналогично проводится работа со звуками в начале и середине слов, но сначала  в словах с где вместе находятся два согласных, например: СТол, СТул, ШКаф, караНДаш, поЛКа и .т.д.

Надеюсь, что данная информация принесет много пользы как педагогам, так и их воспитанникам. Успехов Вам. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематических процессов с помощью игровых технологий» Старшая, подготовительная группа

Консультация поможет педагогам превратить обучение звуковому анализу и синтезу в интересную игру. Предложенные игры можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Предназнач...

Консультация для родителей "Развитие фонематических процессов"

Консультация для родителей "Развитие фонематических процессов"...