Материал к семинару - практикуму по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Сухарникова Анастасия Васильевна

3 декабря  в рамках реализации педагогического проекта "Пальчиками играем - речь развиваем", проходил семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ОНР в домашних условиях. Здесь даны рекомендации, упражнения и задания по развитию у детей мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_k_seminaru_-_praktikumu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые кинезиологические упражнения      «гимнастика мозга»

Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.

Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  • «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола  (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ухо – нос» -  левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  • «Симметричные  рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз, мяч и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
  • «Горизонтальная восьмерка» -  нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
  • Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

 В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

  •  «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

  •  «Надеваем перчатки» -  большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

  •   «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

  •  «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

  •  «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».

  •  «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного  самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Упражнения на  развитие  мелкой моторики

Упражнение 1. "Заплети косичку" - три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. "Бумага" - смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. "Спецрисование" - по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Упражнение 4. "Раскрась" - книжки для раскраски.
Упражнение 5. "Штриховка" - линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.
Упражнение 6. "Выщипывание" - нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.
Упражнение 7. "Аппликация выщипыванием" - нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких - получится неваляшка).
Упражнение 8. "Резиновая игрушка" - сжимать, разжимать резиновую игрушку.
Упражнение 9. "Бусы" - нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. "Чудесный мешочек" - мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв - ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 11. "Щепотка" - пальцы сжать в щепотку - развести в стороны.
Упражнение 12. "Трещётка" - коробку из под спичек в 1/3 её объёма обмотать нитками, завязать нитку, между нитками вложить спичку, перекрутить несколько раз. Перебирая пальцами касаться свободного конца спички.
Упражнение 13. "Мозаика" - (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.
Упражнение 14. "Конструирование" - использовать любой материал, выкладывать предмет, геометрические фигуры и т.д.
Упражнение 15. "Лепка" - разминать, катать между ладонями, на столе пластилин, глину, тесто,  затем делать предмет.
Упражнение 16. "Карандаш" - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями.
 
Упражнение 17. "Завяжи-развяжи" - полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 18."Застегни - растегни" - застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).
 
Упражнение19. "Нитки" - смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
Упражнение 20. "Шнуровка" - полоска материи или клеенки закреплена на картоне с обеих сторон материи петли и один шнурок.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить ему следующие задания

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем  мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки.
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу:  медленно,  а потом быстрее. (Сначала правой, а потом левой рукой).
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальчики в  щепотку

(пальцы собрались вместе – разбежались).

  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Играть с конструктором.
  • Складывать матрешек.
  • Играть с вкладышами.
  • Рисовать в воздухе.
  • Играть с песком, водой.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • Шить, вязать на спицах.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Резать ножницами.
  • Рисовать различными материалами: ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.

Общие рекомендации  по формированию сложнокоординированных движений руки.

  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.

  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

  • Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

  • Ребёнку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Статья на тему: Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста.

Эта статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребёнка. Как утверждал В.А.Сухомлинский  "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" таким образом развитие мелкой моторики способствует ...

Семинар - практикум для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальч...

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ  детский сад №12 компенсирующего вида Московского районаг. Санкт-Петербурга  Федорова Ксения НиколаевнаПроблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и ...

Развитие мелкой моторики, пальцев и кистей рук, детей дошкольного возраста

        Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психичес...

Развитие мелкой моторики, пальцев и кистей рук, детей дошкольного возраста

        Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психичес...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...