«Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»
консультация по логопедии на тему

Шульга Анастасия Вадимовна

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadrechrazv.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Пчёлка»

Консультация для педагогов на тему: 

«Приемы педагогической помощи

при задержке речевого развития у дошкольников»

Составила: учитель-логопед МДОУ д/с № 29 «Пчёлка»

                     Шульга Анастасия Вадимовна

Почему ребенок молчит?


        Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи

          Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Но как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: "В чем причина задержки речи?"

            Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Саша (1 год 8 месяцев) - здоровый, крупный ребенок, он понимает довольно много обращенных к нему фраз (если его просят, показывает и приносит многие предметы, внимательно смотрит, когда ему объясняют содержание картинок), но сам говорит только "мама", "баба", "ням-ням", а в остальном пользуется жестами и звуком "ы-ы-ы". "Ы-ы-ы!" - выкрикивает Саша и тянется к апельсину. "Сашенька, скажи - дай-дай!" Но он упорно повторяет "ы-ы-ы" и свой жест. Няня хочет взять Сашу на руки - он отстраняет ее с тем же "ы-ы", только произносит его с другой, сердитой интонацией. Мать, отец, дедушка и бабушка подолгу разговаривают с мальчиком, но идут недели, месяцы, а его речь не развивается. Он по-прежнему объясняется жестами и отдельными звуками.

Именно такие случаи, как с Сашей, когда ребенок здоров, имеет индивидуальный уход, с ним постоянно разговаривают, а он молчит и молчит, заставляют усомниться в том, что развитие речи малыша определяется в основном тем, много или мало с ним говорят.

Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей М.Кольцовой совместно с логопедом М. Н. Рудневой были проведены специальные наблюдения. В доме ребенка Ждановского района Ленинграда они выбрали 20 здоровых и физически правильно развивающихся детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 4 месяцев. Развитие речи у них было сильно задержано. Все эти дети оборачивались и смотрели на говорящего человека (т. е. давали ориентировочную реакцию на голос); трое из них понимали несколько фраз, но лишь в соответствующей ситуации (например, на слова "возьми ложку" давали правильную реакцию - брали ложку - только за столом при кормлении; на эти же слова в манеже или в кроватке реакции не давали); у двоих детей отмечалось редкое произнесение слогов, и ни один из них не повторял слов. С этими детьми ежедневно проводились двухминутные занятия по развитию речи, которые заключались в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, педагог ставил перед малышом игрушечную собачку и говорил: "ав-ав", показывал корову и произносил: "му-му" и т. д., пытаясь добиться звукоподражания от ребенка.

Кроме того, с каждым ребенком персонал группы и сотрудники лаборатории стали разговаривать при умывании, одевании, кормлении, специально играли с ним. Общая продолжительность речевого общения с каждым ребенком составляла около часа за день - это очень много. Однако достигнутые результаты были незначительны: проверка, проведенная через месяц, а затем через 3 месяца, выявила лишь небольшие сдвиги - появились редкие голосовые реакции ("а-ах!", "у-у-у" и т. п.) во время занятий по развитию речи.

Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Это надо было выяснить.

Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: "Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?" Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления: ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако, если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.

Говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми - это тоже как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но, может быть, мы забываем о какой-то "двери", которую нужно открыть?..

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

«Сорока-белобока».

Сорока-белобока                                (Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).
Кашку варила,
Детей кормила...

Этому дала,                                        (Загибает мизинец ребенка).
Этому дала,                                        (Загибает безымянный палец).
Этому дала,                                        (Загибает средний палец).
Этому дала,                                        (Загибает указательный палец).
Этому не дала -                                  (Вертит большой палец).
Ты, сын мал,                                        (Щекочет ребенка).
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!


Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

«Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять              (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,                
(Загибает мизинец).
Этот пальчик чистить стал,          
 (Загибает безымянный палец).
Этот резал,                                         
(Загибает средний палец).
Этот ел,                                              
(Загибает указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел!                    
(Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра «Пальчики» более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

«Пальчики». 
Этот пальчик хочет спать,                    (Дети поднимают левую руку ладонью к себе.
                                                                     Правой рукой берут мизинец левой руки и
                                                                     загибают его после слов"хочет спать").
Этот пальчик лег в кровать,                   (То же с безымянным пальцем).
Этот пальчик чуть вздремнул,                (То же со средним пальцем). 
Этот пальчик уж уснул,                           (То же с указательным пальцем).
Этот крепко, крепко спит.                       (То же с большим пальцем). 
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет, 
Утро ясное придет,                                   (Поднимают левую руку и
Будут птички щебетать,                          распрямляют пальцы при
Будут пальчики вставать!                        слове "вставать").

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра:

Кто приехал?                                       (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
                                                               (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы!                                         (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу,
                                                                а кончики остальных пальцев одновременно быстро

                                                     хлопают).
Мама, мама, это ты?                         (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да да!                                              (Хлопает кончиками указательных пальцев).  
Папа, папа, это ты?                           (Хлопает кончиками больших пальцев). 
Да, да, да!                                             (Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты?                  (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!                                             (Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты?                      (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!                                              (Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да!                   (Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в...

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольника"

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим не...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

       Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи   ...

Консультация для педагогов «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Консультация для педагогов «Приемы педагогической помощи  при задержке речевого развития у дошкольников»...

Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников

В данной презентации раскрыты приемы работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Родителям для ознакомления....

«Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

В данной консультации представлен теоретический и практический материал по теме....

«Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Почему ребенок молчит?Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи....