ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
консультация по логопедии на тему

Андреева Наталья Сергеевна

Совместная работа логопеда и воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед: Андреева Н. С.

МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ  ПРОЦЕССЕ

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков обусловленных особенностями речевого дефекта.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

 Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

 Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

 Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы.

В основе работы  учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:

     Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-     педагогического процесса.

     Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.

     Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми.

     Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

     Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

     В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, которое проводилось в первые две недели сентября.

      Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

      При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Вместе с тем речь воспитателей должны быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Только комплексный подход к решению вопросов коррекции позволяет устранить возможные нарушения.

Рассмотрим должностные обязанности воспитателя логопедической группы.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы являются:

  • обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;
  • проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной ООД

      с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время ООД,

      но и в режимные моменты;

  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий.

В задачу воспитателя логопедической группы входит

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
  • Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.
  • Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя  обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

Специфика работы воспитателя логопедической группы

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается  в том, что воспитатель организует и проводит логопедические пятиминутки  по заданию учителя-логопеда.

      Индивидуальная или подгрупповая деятельность с детьми проводятся во второй половине дня после полдника..

      Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный  учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

  В тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей ежедневно отрабатываются  различные виды упражнений.

Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы, логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.

    Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ФУНКЦИЙ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

 В  ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  ПО  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

- руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.  

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

РАБОТА  ВОСПИТАТЕЛЯ  И  ЛОГОПЕДА

 ПРИ  КОРРЕКЦИИ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель:

Цель:

Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке».

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Спасибо за внимание!