Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж
картотека по логопедии на тему

Руденок Юлия Игоревна

Упражнения по дифференциации звуков: Ж/Ш, С/Ш, З/Ж в словах,предложениях,играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_differentsiatsii_zvukov.docx77.3 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Груша, лужа, Маша, ложа, крыша, кожа, лужа, межа.

3. Прочитать слова, выделяя звуки «Ш» и «Ж»:

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю-                дру-                творо-        сапо-

ро-                фла-                бере-                сте-

лу-                пиро-                пры-                дол-

пу-                вер-                арти-                малы-

гор-                коре-                пету-

ме-                реме-                гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

 Я живу – ты …                                                 Я режу – ты …

 Я ожидаю – ты …                                         Я стригу – ты …

 Я провожаю – ты …                                 Я бегу – ты …

7. Послушай,  как  звучат  слова.  Если  услышишь  в  слове  звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка, кошечка, бумажечка, букашечка.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У-                лы-                у-                малы-

мор-                                мы-                гало-

е-                                кры-                ер-

голы-                        ланды-        камы-

                

9. Повтори слова, выделяя голосом звуки [Ж] и [Ш]:

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

 Журавль, жить, болото, у.

 Лягушка, жить, болото, в.

 Швея, желтый, шить, жакет.

 Бабушка, на, лежанке, лежать.

 Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

 Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
«СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

   (язык вниз)

   (язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу-                реме-                пе-                ку-

гор-                арти-                но-                коло-

ме-                пету-                ви-                голо-

вер-                гребе-        вы-                поя-

коре-                малы-        ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
«СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

   (губы в улыбке)

   (губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

 Надо писать, и я ПИ-

 Надо плясать, и я ПЛЯ-

 Надо пахать, и я ПА-

 Надо нести, и я НЕ-

 Надо пасти, и я ПА-

 Надо просить, и я ПРО-

 Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши)                         У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО-                        У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ-                        В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ-                        На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ-                        Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО-                        У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР-                        Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ-                        На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС-                        Две пушистые ЛИ-

Капельки РО-                        В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх  – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз  – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА                СА –                        СЫ –                        ШИ –

СЭ –                ШЕ –                        ШО –                        СО –

ШУ –                 СУ –                        АС –                         АШ –

ОС –                 ОШ –                 УШ –                 УС –

ЭС –                 ЭШ –                 ЫШ –                 ЫС –

ЯС –                 ЯШ –                 ЕС –                         ЕШ –

ЁС –                 ЁШ –                 ЮШ –                 ЮС –

ИШ –                 ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки                        крыса –

шутки – сутки                        крыша –

усы –                                каша –

уши –                                касса –

кашка –                                мишка –

каска –                                миска –

вас –                                           нас –

ваш –                                наш –

пасу –                                шуметь –

пашу –                                суметь –

басня –                                шок –

башня –                                сок –

маска –                                Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

                И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

 Поспешишь – людей насмешишь.

 Как постелешь, так и поспишь.

 Песней поле не выпашешь.

 Поспешишь – людей насмешишь.

 Отольются кошке мышкины слёзки.

 Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай  с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

                        И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва-                берё-                ко-                гла-

ро-                лу-                гро-                ко-

ме-                ли-                дере-                ло-

блу-                ло-                поль-                зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй  (губы в улыбке); вместо звука [Ж] –  (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю-                сапо-                во-                ро-

сте-                гла-                лу-                сто-

ра-                дру-                дол-                фла-

пиро-        пры-                творо-        бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

    (язык вниз)

    (язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

1. Прочитать слова, выделяя звуки «З» или «Ж»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко-                гро-                но-                ло-

ро-                берё-                мор-                ва-

зано-                е-                ли-                ба-

у-                блу-                во-                лу-

зака-                нака-                лы-                отка-

та-                ло-                ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й]

Упражнения,  способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....

Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[В]

Упражнения  способствуют устранению дефектов звукопроизношения звуков [Л] и [В], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления....

Картотека упражнений на дифференциацию звуков «С-Ш»

Картотека упражнений на дифференциацию звуков«С-Ш»...

Виды упражнений на дифференциацию звуков [С] - [Ш] с детьми старшего дошкольного возраста.

Презентация мероприятия совместной деятельности детей и взрослого, проводимого с использованием ЭОР, созданного самостоятельно на тему: Виды упражнений на дифференциацию звуков[С] - [Ш] с детьми старш...

Упражнения по дифференциации звуков

Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самос...

Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»

Игры и упражнения на дифференциацию звуков «З-Ж»...